Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 12. Сатира XVII в. и народная культура



Определение сатиры.

Сатира в русской словесности XI-XVI вв. (найти примеры использования сатирических сцен и образов в памятниках XI-XVI вв.).

Жанровые разновидности древнерусских сатирические произведений XVII в.

Ценности и антиценности в сатире XVII в.

Сатирические приемы в древнерусской сатире XVII в. Способы создания сатирических образов.

Влияние фольклора на сатиру XVII в. Сатирические фольклорные сказки и сатира XVII в.

Русская сатира XVII в. и народная смеховая культура.

Отличия древнерусской сатиры XVII в. от сатиры XIX (или XX) века.

Издания текстов:

ПЛРЛ. ХУII век. Книга вторая. – М., 1989. – С.176-238.

Русская демократическая сатира ХVII века / Подгот. текстов, ст. и коммент. В.П.Адрианова-Перетц. – М., Л., 1954; 2-е изд. – М., Л., 1977.

Исследования:

Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе // ХVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

Лихачев Д. С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984. - С.7-207.

Панченко А.М. На пути к секуляризации культуры // Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. - Л., 1984. Гл.3. - С.57-142.

Русская демократическая сатира XVII в. (Вступ.ст. В.П.Адриановой-Перетц). - М.,1977.

Тема 13 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря»

(сравнительный анализ)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря»: особенности сюжета и композиции.

Образы Февронии и Ксении: сравнительный анализ.

Художественные функции фольклора в «Повести о Петре и Февронии Муромских» и в «Повести об основании Тверского Отроча монастыря».

Типологические связи принципов изображения человека в «Повести о Петре и Февронии» и творчестве Андрея Рублева.

Д.С. Лихачев о «стиле умиротворенного психологизма» в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Сходства и различия в стиле «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Повести об основании Тверского Отроча монастыря».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря»: эволюция жанра.

Издания текстов:

«Повесть о Петре и Февронии» / Подгот. текстов и исслед. Р.П. Дмитриевой. - Л., 1979.

Русская бытовая повесть XV-XVII вв. - М., 1991.

ПЛДР. XVII век. Книга первая. М. - 1988. - С. 112-120.

Исследования:

Дмитриева Р. П. 1) «Повесть о Петре и Февронии». - Л., 1982; 2) «Повесть о Тверском Отроче монастыре» и исторические реалии // ТОДРЛ. - Т. XXIV. - Л., 1969.

Званцева Е. П. Сказочная традиция в русской повести XVII в. // Литература Древней Руси. - М., 1986. - С. 86-94.

Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л., 1970.

Лихачев Д.С. 1) Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970. С. 93-96; 2) Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М., 1975. С. 253-258.

Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке // ТОДРЛ. Т. VII. - М., Л., 1949. - С. 131-167.

Тема 14. Силлабическое стихотворство ХVII в.

Сущность барокко. Стилевые особенности барокко в литературе.

Досиллабическая и силлабическая системы стихосложения, их источники в русской литературе, причины появления силлабического стихосложения в русской литературе XVII в.

Симеон Полоцкий: его педагогическая и книгоиздательская деятельность.

Сборники Симеона Полоцкого «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»; их задачи и особенности композиции.

Основные темы стихотворений С. Полоцкого.

Поэтические приемы Симеона Полоцкого.

Анализ силлабических стихотворений С. Полоцкого (особенности ритма, сюжет и дидактические задачи, система мотивов и деталей).

Связь произведений С.Полоцкого со стилем барокко.

Развитие традиций силлабической поэзии в творчестве последователей Полоцкого.

Тексты:

Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII в. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А.М. Панченко. 2-е изд. - Л., 1970.

ПДРЛ. XVII век. Книга третья. - М., 1994. - С. 55-186, 215-258.

Исследования:

Былинин В.К., Грихин В.А. Симеон Полоцкий и Симон Ушаков: К проблеме эстетики русского барокко // Барокко в славянских литературах. - М., 1982. - С. 198-220.

Гребенюк В.П. «Рифмологион» Симеона Полоцкого (История создания, структура, идеи) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982. - С. 259-308.

Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. - М., - 1978. - С. 137-185.

Еремин И.П. 1) Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л., 1987. – С.282-304; 2) Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории литературы Древней Руси. - М., Л., 1987. - С.282-304.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970. - С. 147 – 152.

Морозов А.А. Симеон Полоцкий и проблемы восточнославянского барокко // Барокко в славянских литературах. – М., 1982. - С. 170-190.

Панченко А.М. 1) Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. – Л., 1970. - С. 5-34; 2). Русская стихотворная культура XVII в. - Л., 1973; 3). Культура как состязание // Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. - Л., 1984. - С.162-203.

Прокофьев Н.И. О некоторых гносеологических особенностях литературы русского барокко // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973. - С.З-16.

Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982. - С. 7-45.

Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.).

Сазонова Л. И. 1) «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого (Эволюция художественного замысла) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. – М., 1982. - С. 203-258, 2) Поэзия русского барокко. - М., 1991.


*Настоящая программа направлена на решение задач, поставленных в соответствии с «государственным образовательным стандартом» высшего профессионального образования по специальности 021700 – «Филология» (цикл общепрофессиональных дисциплин) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста; она опирается на типовой учебный план и на учебно-методическое пособие «История русской литературы Х-ХУП веков» / Сост. Л.Я.Воронова (Казань, 2000).

*Тексты, отмеченные в списке значком*, читаются по желанию студентов.

[1] В дальнейшем будем использовать условное сокращение ТОДРЛ.

[2] Для рефератов студентам предлагается использовать дополнительные материалы, выходящие за рамки программы курса истории древнерусской литературы: например, сравнить произведения (сюжеты, образы) древнерусской словесности с произведениями русской литературы XVIII-XX вв., известными из школьной программы, или с явлениями других видов искусства. Написание реферата предполагает изучение литературоведческих источников и самостоятельную исследовательскую работу. Реферат выполняется письменно, а затем защищается во время консультации у преподавателя, ведущего курс. Примерный объем реферата – 15-20 с. К реферату обязательно прилагается список использованной литературы.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1139 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...