Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3. Жанр поучения в литературе Киевской Руси



Характеристика жанра поучения, его история и жанровые разновидности. Художественное время проповеди.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона как образец торжественной риторики. Сведения о митрополите Иларионе, содержащиеся в «Повесть временных лет», догадки ученых о его судьбе; роль Илариона в культурной жизни Руси XI столетия.

Основные идеи произведения и их воплощение в композиции. «Закон» и «Благодать» в интерпретации Илариона. Художественные средства, примененные Иларионом для создания эмоционально-риторического стиля. Средства создания ритмической организации текста в поучении (синтаксический параллелизм, различные типы повторов, риторические вопросы и восклицания).

Задачи проповедника в понимании Кирилла Туровского. Тематика его «слов», основные особенности поэтики. Найдите в тексте «слов» примеры метафор-символов, метафорических сравнений и аллегорический образов. Определите средства создания ритма.

Сравните художественные особенности произведения Илариона и «Слова в новую неделю по Пасце» Кирилла Туровского. Что общего и различного в применении ими художественных средств, в частности образов природы?

Идейно-художественное своеобразие «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха. Гипотезы о времени написания произведения, его рукописная судьба. Своеобразие замысла и композиции произведения; княжеский идеал в «Поучении», основные идеалы и нравственные принципы, изложенные в «Поучении». Образ князя и средства его создания. Стилистика поучения.

Издания текстов:

Альманах библиофила: Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры. - М., 1989. - С. 154-227.

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. - Ч. 1. - М., 1986. - С. 9-39.

Красноречие Древней Руси: XI-XVII вв. - М., 1987. - С. 42-57, 70-99.

Иларион. Слово о законе и благодати. - М., 1994.

Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. - Киев, 1984.

ПЛДР. XI - начало XII века. - М., 1978. - С. 392-412.

ПЛДР. XII век. - М., 1980.- С- 290-322.

ПЛДР. XVII век: Кн. 3.- М., 1994.- С. 583-598.

Исследования:

Альманах библиофила: Вып. 26. - М., 1989. - С. 24-135.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987.- С. 72-99, 223-225.

Зееман К.Д. Приемы аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси // ТОДРЛ. Т. 48. - СПб., 1993. - С. 105-120.

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 2. - М., 1986. - С. 6-38, 56-95.

Кожинов В.В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Альманах библиофила: Тысячелетие русской письменной культуры. Вып. 26. - М., 1989. С. 24-44.

Колесов В.В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т. XXXVI. - Л., 1981.- С. 223-227.

Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т. ХХУП. – Л., 1972. – С.99-108

Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII в.). - М., 1975. - С. 108-145.

Лихачев Д. С. Великое наследие. - М., 1975. - С. 10-22, 111-131.

Мещерский Н.А. К изучению языка «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ. Т. XXX.-Л., 1976. - С 231-237.

Молдован А.М. «Слово о Законе и Благодати». – Киев, 1984.

Орлов А.С. Владимир Мономах. – М., Л., 1946. – С.5-34, 66-70.

Прокофьев Н. И. Функция пейзажа в русской литературе XI-XV вв.// Литература Древней Руси. - М., 1981. - С. 3-18.

Розов Н.Н. Вначале было «Слово» // ТОДРЛ. Т. 48. - СПб., 1993. - С. 88-95.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М., Л., 1956. – С.17-46, 144-195.

Рогачевская Е.Б. О некоторых особенностях средневековой цитации (на материале ораторской прозы Кирилла Туровского) // Филологические науки. - 1989. - № 3. - С. 16-20.

Сазонова Л.И. 1) Принципы ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОДРЛ. Т. XXVIII. - Л., 1974. - С. 30-46; 2) Словарь книжности и книжников Древней Руси: XI - первая половина XIV в. - Л., 1987. - С. 98-102, 198-204.

Словарь книжности и книжников Древней Руси:XI - первая половина XIV в. - Л., 1987. - С. 98-102, 118-204.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. - М., 1995.- С. 259-412.

Черторицкая Т.В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси. - М., 1987. - С. 5-30.


Тема 4. «Слово о полку Игореве»: комментированное чтение

1. Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославиче?

2. Почему в заглавии упомянуто имя деда Игоря - Олега? Чем известен в истории этот князь?

3. Какие князья названы: старым Ярославом, храбрым Мстиславом, красным Романом, старым Владимиром?

4. Какие воинские фразеологические обороты используются в речах Игоря к его воинам? Что они обозначают?

5. Как толкуют литературоведы фрагменты текста, посвященные Трояну?

6. Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореви, того внуку»?

7. Кто такой Боян? Как характеризует автор манеру сочинения и исполнения произведений Бояном? Найдите в тексте образцы «припевок» Бояна. Как вы понимаете их смысл? Какие художественные приемы использованы в них?

8. Что означает сочетание «буй-тур», отнесенное к Всеволоду? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

9. Какие догадки существуют о диве и «тьмутороканском болване»?

10. Кого понимает автор под «Ольговым хоробрым гнездом»?

11. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Чорныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца»?

12. Какая река названа в «Слове» Каялой и почему?

13. Найдите исторические сведения о лицах и событиях, упомянутых в отрывке от слов «Были вечи Трояни...» до «хотят полетети на уедие». Какое значение имеет это историческое отступление?

14. Кто такой Даждьбог? Кого имеет в виду автор под «Даждьбожиим внуком»?

15. Как толкуют ученые следующие строки: «За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли, смагу людем мычючи в пламяне розе»?

16. Почему Святослав Киевский назван отцом Игоря и Всеволода? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

17. Кто такой Кобяк? О каких событиях упоминает автор в связи с ним?

18. Растолкуйте символическое значение сна Святослава, обратив внимание на символы: «черная паполома», «великий женчюг», «доскы без кнеса в тереме златоверсем», «врани взграяху». Как толкуется разными учеными «темное место» в конце сна?

19. Разъясните символическое толкование сна боярами (от слов «И ркоша бояре князю...» до слов «в путины железны»).

20. Что имел в виду автор, давая символическую картину природы (от слов «темно бо бе в 3 день...» до слов «и великую радость подаста хинови»). Кто такие Олег и Святослав, упомянутые в этом отрывке?

21. С какими историческими событиями связаны и почему появляются в «Слове» готские красные девы, звенящие русским золотом, Бус, Шарукан?

22. В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович?

23. Найдите сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей?

24. Как толкуется исследователями «темное место» об Изяславе Васильковиче: «и с хотию на кров, а тои рек...»?

25. Подробно проанализируйте отрывок, посвященный князю Всеславу Полоцкому («На седьмом веце Трояни...» до «суда Божиа не минути»). Какие события, известные вам из «Повести временных лет», здесь упоминаются? О каких чертах личности Всеслава свидетельствует весь фрагмент?

26. Что такое «зегзица»? Как толкуют это слово разные исследователи?

27. Что значит «бебрян рукав»?

28. Кто такой Овлур?

29. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? Что вам известно о князе Ростиславе?

30. Что означает символический разговор Гзака с Кончаком?

31. Как толкуется исследователями «темное место»: «Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти...»?

32. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святей Богородице Пирогощей»?

33. Проанализируйте последний фрагмент произведения. Как он связан со вступлением?

Издания текстов:

«Слово о полку Игореве» / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – М., Л., 1950.

«Слово о полку Игореве» / Пер., коммент. и статьи А. Югова [переизд.]. - М., 1975.

«Слово о полку Игореве»: 800 лет - Древнерусский текст. Переводы и переложения. Поэтические вариации / Подгот. текста Л.А. Дмитриева. – М., 1986.

«Слово о полку Игореве». - Л., 1990.

«Слово о полку Игореве». - Л., 1995.

ПЛДР. XII век. - М., 1980. - С. 345-372.

Исследования:

Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII веков. - Л., 1968.

Исследования «Слова о полку Игореве». - Л., 1986.

Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве». - Харьков, 1989.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - М., 1982.

Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971.

Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 1-6. - Л., 1965-1984.

«Слово о полку Игореве»: Сб. исслед. и статей. - М.; Л., 1950.

«Слово о полку Игореве» и его время. - М., 1985.

Федоров В.Г. Кто был автор «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла? - М., 1956.

Шарлемань Н.В. Из комментариев к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. Т. X. - М.; Л., 1954. - С. 225-229.

Шарлемань Н.В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // Слово о полку Игореве. 800 лет. - М., 1986.- С.78-89.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1-5. - СПб., 1995.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1837 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...