Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Комическое как сатирическая природа фельетона. Средства сатирического заострения



Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности.

«Фельетон — это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств».

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — события и явления действительности, обладающие «двуликовостью»: общественной вредностью и коми­ческой сущностью.

Авторская задача — использование комического для критики общественно вредных явлений (сатира) и безобидное, беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор).

Методы отображения — сочетание документальности, художественности и сатиричности.

Типология фельетона:

– беллетризованный фельетон представляет собой целостное повествование о каком-либо негативном событии или о «герое» события; тема раскрывается на последовательном показе происходящего или на столкновении фактов; беллетризованный фельетон может быть адресным (называется конкретное место действия и имена его участников) и безадресным (автор раскры­вает нелепость или комизм какой-либо ситуации);

– публицистический фельетон чаще всего представлен на телеэкране сатирическим монологом — комментарием автора и представляет собой специфический отклик на конкретное событие или ситуацию.

Роль и место автора. Главное в фельетонном повествовании — не количество описываемых фактов и даже не их внешняя броскость и яркость. Главное — характер рассмотрения факта, умение автора показать типическую картину и типические признаки явления.

Автор как одна из основных фигур фельетонного повествования:

– определяет авторскую позицию, выражает свою точку зрения, свой взгляд на сложившуюся ситуацию;

– рассматривает публицистические возможности авторского «Я», которое может быть представлено в роли:

- участника событий (оставаясь в рамках строгого следования фактам, автор появляется перед зрителями в роли рассказчи­ка, без нажима и дидактики выявляющего публицистическую сущность поднимаемой проблемы);

- наблюдателя (событие происходит на его глазах, достовер­ность факта не подвергается сомнению);

- активного комментатора (отдаленность по времени от ком­ментируемого факта позволяет автору широко использовать все средства сатирической типизации).

Самая главная задача фельетониста — взглянуть на события с позиции того смешного (подлежащего осмеянию), что есть в этом событии. Трудность — в умении обнаружить это смешное, выявить его сатирическую сущность и подать в художественной форме, через систему сатирических образов, возникающих не только как результат художни­ческих усилий автора, но и как прямое следствие целенаправленного художественно-публицистического исследования.

Средства сатирической типизации:

– деталь, помогающая воссоздать наглядную картину событий; гротескная, гиперболизированная, включенная в общую систе­му средств сатирического заострения, дает представление об от­ношении автора к отражаемым фактам, вызывает соответствую­щие эмоции у зрителей;

– речь персонажей, раскрывающая сатирический характер си­туации; герои «проговариваются», и противоречие между соб­ственной незначительностью и претензией на внушительность в словах персонажа раскрывается не менее ярко, чем в поступ­ках; точно найденная реплика-деталь превращается в реплику-характеристику;

– использование художественных образов из произведений литературы, театра, кинематографа применительно к оценке того или иного современника, включение фрагментов этих произве­дений в ткань телефельетона, чтобы при сопоставлении найти ассоциативное родство и получить комический эффект, вызвать у зрителя определенную эмоциональную оценку;

– беллетризация отрицательного факта, преобразование его в соответствии со специфическими законами фельетоностроения, главный из которых — ассоциативность;

– приемы юмора и сатиры, имеющие в своей основе нарочитое, целенаправленное разрушение семантико-стилистических, сло­вообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка;

– речевая образность как результат совокупности многочислен­ных речевых конструкций и средств сатирического заострения (каламбур, стилевой контраст, сравнение, метафора, фразеоло­гические конструкции, гротеск, гипербола и литота, пародиро­вание и др.)





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...