Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика профессионального анализа журналистского текста



Критерии оценки информационного текста: актуальность новости, оперативность, эксклюзивность (сенсационность), полнота информации, качество лида, степень стандартизации и выразительности, позиция автора. Критерии оценки аналитического текста: новизна реальной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации, масштаб и значимость проблемы; проработка темы, логичность текста и доказанность гипотезы, композиционная стройность текста, выразительный потенциал; лексико-стилистическая грамотность.

Журналистский текст может включать в себя три важнейших компонента:

· сообщение о новости или возникшей проблеме;

· приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне);

· фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации.

Важно верно определить каждый из этих компонентов.

1. Определить факторы, которые оказывают решающее значение в организации фактического материала, выборе форм предъявления фактов и системы доказательств (их называют жанрообразующими факторами):

· Назначение, функция, целевая установка текста – сообщить новость, рассказать о событии, явлении, проанализировать ситуацию, создать публицистический образ героя…

· Объект отображения – область реальной действительности, о которой пишет репортер или которую исследует автор статьи (экономика, культура, спорт…)

· Предмет отображения – факт в информационных жанрах (информационный повод – «жесткая» или «мягкая» новость), ситуация, проблема в аналитических материалах, человек в очерке.

2. Дать характеристику фактической основы – «первичная реальность» (новость, факт, событие – для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации – для статьи или корреспонденции) и «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи – информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати).

3. Определить источники информации, которыми пользовался автор, и методы работы с информацией на уровне сбора и осмысления: предметно-вещественная среда, информационная среда, человек, документальные источники, базы данных, интернет-источники, социологические данные и научные факты.

Методы сбора информации (наблюдение, проработка документов, интервью, эксперимент), анализ и интерпретация полученной информации: общенаучные процедуры (группировка, классификация, систематизация и типологизация) и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.д.). Способы объяснения факта (фактов): выяснение частей факта и связей между ними; выяснение необходимых условий и обстоятельств существования факта (фактов); установление причины факта (фактов); обнаружение действий, которые данный факт (факты) производит на окружающее.

4. Определить методы постижения реальности: фактографический метод в текстах информационных жанров, методы рационально-теоретического отображения предмета, необходимые при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что является задачей публикаций аналитических жанров, методы художественного обобщения, необходимые для создания публикаций, которые относят к художественно-публицистическим.

5. Определить характер конфликтов и их развитие – конкретная ситуация, явление, проблема (аналитические тексты).

6. Дать характеристику текста с точки зрения его содержания: тема, замысел, идея как воплощение целевой установки.

7. Определить основные группы элементов содержания журналистского произведения – фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная (три типа информации журналистского произведения: событийная, интерпретирующая и базисная (общетеоретическая). Виды информации, использованной в тексте: описательная (фактологическая), оценочная (рефлексивная), нормативная.

8. Определить методы репрезентации и предъявления информации (сообщение, констатация, описание, повествование, изложение, объяснение, рассуждение, типизация, цитирование, ссылка, изложение, переосмысление; музыка, шумы, средства невербальной коммуникации в электронных СМИ, гипертекст в интернет-журналистике).

9. Определить систему аргументации:

Фактологические аргументы – научные и документальные факты, полученные в процессе обыденного наблюдения действительности журналистом или иными людьми.

Ценностные аргументы – оценки с предъявляемым аудитории основанием (внешние и внутренние, то есть оценки без предъявления аудитории их оснований (скажем, «это плохая пьеса»).

10. Определить отношение автора к изображаемому, роль автора в тексте и особенность его творческой манеры (в аналитических и художественно-публицистических текстах).

11. Определить характеристику канала коммуникации и конкретного СМИ и влияние их специфики на текст: периодичность выхода, направленность издания, интересы и потребности аудитории, место текста на газетной полосе, в сетке вещания и т.д.

12. Определить способы и приемы организации текста, изобразительно-выразительные средства (композиция, фабула, сюжет, публицистический и сатирический образы, степень индивидуализации языка, особенности использования языковых средств, стилистические приемы и фигуры). Характеристика внутритекстовых связей: поверхностные в информационных жанрах, глубинные в аналитических жанрах, метасвязи в художественно-публицистических жанрах.

13. Дать характеристику заголовка, подзаголовков, оформления лида, их роли (номинативная, коммуникативная, рекламная) в тексте.

14. Определить роль иллюстративного материала (фото, рисунки, шаржи, диаграммы, схемы, информационная графика, линейки и другие графические элементы). Качество аудио- и видеоряда в электронных СМИ, характеристика навигационных элементов в сетевых СМИ.

51. Просветительская журналистика: цели, жанровые формы, особенности подготовки таких материалов на радио и телевидении.

Продукты специализированных областей информационного производства (произведения науки, искусства, художественной литературы, публицистики, журналистики, тексты административно-управленческой деятельности) как фактор развития массового сознания и организации практических действий общества. Условия освоения таких произведений массовым сознанием. Средства массовой информации в роли посредника между специализированным информационным производством и массовой аудиторией.

Ситуация появления или актуализации общественно значимого произведения как повод для отражения в журналистике его содержательных характеристик, важных для осознания. Просветительский характер таких публикаций.

Цели обращения к аудитории с просветительскими текстами: оповещение, ориентирование, включение, прояснение существа произведения и позиции его создателя (теоретической, художественной, нравственной), побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, побуждение к сопоставлению интерпретаций, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное обогащение.

Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

Основные жанровые модели просветительской журналистики: анонс, аннотация, фоторепортаж, рецензия, творческий портрет, обозрение (научное, литературное, художественное, материалов СМИ), статья (научно-популярная, пропагандистская, литературоведческая, искусствоведческая), проповедь. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

52. Категории «факт», «ситуация», «явление», «событие». Иерархия этих понятий.

У каждого жанра публицистики свой объект отображения – та область реальной действительности, которую исследует автор текста. При обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения - факте, событии, ситуации, явлении.

У каждого жанра есть свои особенности, характерные устойчивые признаки и свои подходы к категориям «факт», «событие», «ситуация», «явление»:

Факт (factum – «сделанное», «свершившееся») – действительное, вполне реальное событие или явление, всем известная вещь. Для него характерна истинность и конкретность. Отличительная черта факта от других категорий – инвариантность, т. е. независимость факта от любых его истолкований. Факт – первичная ступень в познании, эмпирическое знание о реальности. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.

Факт всегда будет выступать как первоэлемент публицистики.

Факт в теории журналистики – это 1) любой состоявшийся момент действительности; 2) форма человеческого знания, обладающего достоверностью. Основные характеристики факта – истинность (достоверность) и конкретность (факты заключают соотношения преимущественно единичные и заключенные в ограниченные пространственно-временные рамки).

Событие – точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе.

Ситуация – система фактов, объединенных причинно-следственными связями.

Явление вообще всё, что чувственно воспринимаем, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. Определяет закономерность фактов: факт → ситуация → явление.

53. Типичные приёмы «зажима» информации и противодействия этому.

Перечислим типичные приёмы зажима информации. Так называемая «большая игра» (оригинальный подход начальника к тому, как избежать какой бы то ни было ответственности: накануне приезда журналиста начальник распределяет роли среди подчинённых, определяя, кому что говорить), «большая игра» предполагает наличие незаурядного потенциала у лица, желающего таким образом провести журналиста. Может случиться и такая ситуация: вы приходите в конкретное учреждение с намерением задать вопросы или что-то уточнить, а вас там ошарашивают словами «А есть ли письменный запрос?». И если ваше издание не сделало этот запрос заранее, вы будете проигнорированы. Вам могут также сказать, что «начальник будет завтра», либо направлять во всё новые и новые ведомства (этот приём зажима информации так и называется – «игра в футбол»). Здесь же – «заговаривать зубы» и «ложный след», по которому направляют журналиста.

Итак, приёмы противодействия зажиму информации следующие:

· Выступление от имени своей аудитории, а не от имени конкретного издания (нажим на то, что информация нужна громадному количеству людей).

· Следует показать, что вам уже что-то известно, предложить дать официальную версию.

· Обратиться за помощью к недовольным, но такую информацию нужно перепроверять (например, если вам отказался давать комментарии один партийный лидер, возьмите интервью у его главного оппонента).

· Возможность бартера, то есть обмена информацией, раскрытие выгодности для информанта в деле предоставления информации.

· Если журналист не может получить информацию в данном учреждении, то придётся обратиться к конкуренту.

· Указать на «Закон о СМИ» (Глава 4-я статья 38-я, право на получение информации), также можно напрямую указать информанту на зажим информации.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 4487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...