Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 20. Русская фарфоровая пластика



В России красивые фарфоровые фигурки начали выпускать в середине 18 в. (с 1752 г), вскоре после того, как ученый Д. Виноградов открыл тайну производства фарфора. Изящные фарфоровые статуэтки тогда назывались куклами. С 1779 г на Невской парцелиновой (т.е. фарфоровой) мануфактуре стал работать талантливый французский скульптор Жан Доминик Рашет, профессор Петербургской академии художеств. Его творчество пришлось на период раннего классицизма, с идеалами и канонами искусства Древней Греции. Он возглавил модельмейстерскую палату завода. Под его руководством ис одобрения императрицы в 1780-х гг. на императорском фарфоровом заводе выпустили серию фарфоровых фигур «Народы Росии», которые потом дополнились серией «Петербургские ремесленники» и «Уличные торговцы»: его знаменитая фарфоровая скульптура «Продавщица апельсинов». Отечественная война 1812 г. и победа над Наполеоном всколыхнула патриотические настроения в России, возник интерес к народной тематике в искусстве. В это время на фарфоровом заводе выпускали парные фарфоровые статуэтки по моделям С.С. Пименова «Девушка с коромыслом. Водоноска», «Парень-водонос» и др. Эти статуэтки пользовались небывалым спросом, поэтому их стали производить и другие фарфоровые заводы: завод Гарднера – статуэтка «Баба и еврей» сер. 19 в.; статуэтки, изображающие простых людей – «Продавец сбитня»; завод Попова – статуэтки, изображающие прях, пастухов, косарей. Их охотно раскупал простой народ. Во времена правления Николая П появились статуэтки серии «Народы России» по моделям Павла Каменского красивые и этнически достоверные. Они были призваны укрепить единство русского народа, патриотизм: «Великоросс», «Женщина Саратовской губернии», «Олонецкая женщина».

В середине 19 в. появились изысканные фарфоровые статуэтки Августа Шписа в виде молодых женщин, галантных кавалеров в костюмах 19 в. и образов античных героев «Вакханка», «Фавн». Фарфоровый завод Попова выпускал статуэтки модниц, красивых продавщиц, которые были выполнены по литографиям модных французских журналов и украшали богатые русские дома.

В начале 20 в., в эпоху модерна появляются самые яркие и забавные фигурки Константина Сомова (участника выставок художественного объединения «Мир искусства», сотрудничавшего с Императорским фарфоровым заводом) – яркая и веселая «Дама с маской» в маскарадном костюме 18 в.(1906 г.), «Влюбленные», застывшие в затейлевой позе. Эта парная фарфоровая статуэтка выпускалась в разном цветовом решении. Ярким примером этого периода являются скульптурки «Балерина Анна Павлова» (по модели С. Судьбина), миниатюрна скульптура Анны Ахматовой Натальи Данько.

После революции 1917 г. новой власти требовалось распространения новых взглядов, идеологии и культуры на все сферы жизни. В 1918 г. Императорский фарфоровый завод был национализирован, его переименовали в Государственный фарфоровый завод, который стал исполнять заказы Народного Комиссариата Просвещения. Завод был превращен в «испытательную керамическую лабораторию», республиканского значения, изготавливающую «агитационный фарфор», «революционный по содержанию и совершенный по форме». Появились новые фарфоровые герои, овеянные романтикой революции: «Красногвардеец» (В. Кузнецов), «Работница, произносящая речь», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе» (скульптор Наталья Данько) и др. представители новой советской жизни. Искусство фарфора первых послереволюционных лет – одна из самых интересных страниц в истории ДПИ, точно отразивших дух своего времени: «Конный дозор» (Разведчики), «Экспедиция Папанина» (Полярники) – Н. Данько.

С фарфоровой скульптурой и декорированием фарфора связаны имена не только К. Сомова, Е. Лансере, В. Чехонина, но и других великих художников нач. 20 в.: В. Кандинского, К. Малевича, Б. Кустодиева, К. Перова-Водкина и М. Добужинского. Кто-то из них воплощал образы современников в фарфоровой скульптуре, а кто-то расписывал посуду в новой необычной манере, внедряя супрематизм в декоративное искусство.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...