Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 19. Советский агитационный фарфор



Советский фарфор - явление уникальное. В то время, как Европа на угоду потребителям изготавливала фарфоровые сервизы с цветочным рисуночком, пышнотелых брюнеток и китайских болванчиков, в стране Советов налаживалось производство «агитационного фарфора» и «утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами». Это стало следствием плана «монументальной пропаганды», выдвинутым Лениным, и принятым на его основе декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царя и его слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В этой новой струе начинает активно развиваться декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть новой предметно-пространственной среды обитания советского человека. Изделия керамики отличала новизна формы, чистота, ясность, современность облика. Ушли обильная позолота и яркая роспись, никаких украшений и сложных деталей. Они были просты по построению, функционально продуманны, ориентированы на современный быт. «Красота - в простом» - лозунг времени. Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор. Государственному фарфоровому заводу (ГФЗ) в Петрограде (бывшему Императорскому) в 1917 году был сделан государственный заказ на изготовление бюстов «Великим людям в области революции». В числе первых были выполнены в бисквите реалистические бюсты публициста Н. Новикова и рельеф «Декабристы» скульптором Н. Данько, Карла Либнехта и Карла Маркса В. Кузнецовым. Фарфоровые тарелки, пестрящие портретами народных вождей и агитирующие за власть Советов. Предполагалось, что агитационный фарфор должен быть доступен широким, народным массам, однако его можно было увидеть лишь «за стеклом». Фарфор выпускался тиражами не более 300 экземпляров и предназначался для экспонирования на зарубежных выставках, тем самым выполняя роль полпреда молодой страны Советов.
На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы не расписанных керамических изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре. Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники - П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни - матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал». На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: «На помощь голодающему населению Поволжья!», «Голод», «Голодному». Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.
В росписи тарелок и блюд агитационные лозунги и советские эмблемы сочетаются с яркой «плакатной» росписью. Агитационный фарфор - явление уникальное не только по своей политической значимости, но и по высоким художественным достоинствам. Выпуском агитационного фарфора деятельность Государственного фарфорового завода в Петрограде не ограничивалась. Над созданием нового советского декоративного фарфора работали художники разных художественных направлений и творческих манер. Отсюда стилевое и декоративное многообразие художественного фарфора 1920-х годов.
Следует также уточнить, что определение «агитационный фарфор» охватывает не только изделия ГФЗ-ЛФЗ первого послереволюционного десятилетия, но и предметы, выполненные на других фарфоровых заводах - Дулёвском, Дмитровском, Волховском и на Конаковском фаянсовом. Они, бесспорно, по качеству и художественному уровню исполнения в большинстве случаев уступают произведениям ГФЗ, но имеют свой провинциальный колорит и встречаются значительно реже, как правило, не повторяясь.
1930-е годы отмечены в истории советского фарфора и фаянса поисками нового художественного стиля, созвучного эпохе. Отражение важнейших событий своего времени, обращение к лучшим традициям искусства прошлого, эксперименты в области стандартизации и рационализации форм посуды, поиски новых выразительных пластических и живописных изобразительных средств - основные направления творческих исканий художников 1930-х годов.




Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 594 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...