Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Готическое искусство



На Х111-Х1У в. приходится наивысший расцвет средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства, музыки. Главной идеологической силой остается церковь.

В Болонье, Парме, Салермо, Оксфорде на протяжении Х11-Х111 в. вознкают первые европейские университеты.

Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы зданий, прежде всего гражданского назначения: биржа. Таможня, больницы, суд и т.д. Складывается облик городского муниципалитета – ратуши.

Готический храм сохранив базиликанскую форму, имеет новую конструкцию свода, основой которой является каркасная система. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера.

Преобладающими в нем стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, вытеснение стены огромными пространствами окон приводит к появлению витражей. В экстерьере стена скрылась под каменным кружевом, ибо скульптура стала покрывать весь храм, являя собой род проповеди: сцены из Священного писания, жития святых и т.д.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла в свинцовой обводке. Готический храм – создание целой строительной артели во главе с мастером. Употреблялись целые альбомы образцов.

Так же развивается книжная живопись. Создаются скриптории (книгохранилища), большое число светских книг (романы, басни, поэтические сборники и т.д.).

С конца Х11 в. Франция становится центром европейской образованности. В Х111 в. В Париже насчитывается более 300 цехов. Главным заказчиком становится теперь город, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооружений становится не монастырская церковь, а городской собор.

Франция по праву считается колыбелью готики. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской богоматери – вмещал более 9000 человек. В конструкции собора отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны (полуарки).

Шартрский собор являет собой пример перехода к зрелой готике. Блестящий пример зрелой французской готики собор в Реймсе (1212-1311).

Самый большой и высокий готический собор во Франции – Амьенский. Строился 40 лет, его длина 145 м.

С Х1У в. начинается период поздней готики. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой.

Феодальные замки строились только с разрешения короля. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции.

Но городское строительство не уменьшается.

Готика – период расцвета монументальной скульптуры. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится более динамичной, фигуры- подвижнее (Реймский собор).

Витражи. Особенно славились на всю Францию Шартрские мастера. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптурного декора. Главная особенность старого витража – это интенсивная цветовая гамма основных цветов – красного, синего, желтого. Х111 в. во Франции считался золотым веком витража.

Французский витраж был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю. С середины Х111 в. изменяется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий – лиловый) (капелла Сен-Шапель).

Х1У в.- время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу.

С ХУ в. появляется гравюра, что оказало огромное влияние на дальнейшие пути развития книжной миниатюры.

Немецкая готическая архитектура сложилась позднее.

Немецкие соборы проще в плане, здание сильнее вытянуто по вертикали, своды выше, шпили башен очень высокие. Особенность – однобашенные храмы с высоким шпилем.

Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, он разнообразнее по материалу: камень, дерево, бронза. Самым характерными чертами монументальной скульптуры является индивидуализация образов и драматизм повествования. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге. Это целая галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении.

Пример: Кельнский собор.

Ростки нового искусства Возрождения появляются скорее всего в немецкой живописи, в то время как архитектура и скульптура развиваются еще в русле средневековья.

В Англии – собр в Солсбери (1220-1270), Кентерберийский собор (Х11-ХУ в.). главный готический собор Англии. Особенность: огромная башня на средокрестье.

По формам декора в английской готике различают следующие стили: ранний, «украшенный» и «перпендикулярный».

Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения английских королей.

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинен архитектуре.

Монументальная живопись развита очень слабо. В основном книжная миниатюра.

В Испании: обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, Толедо). Иногда соборы перестраивались из мечетей. Это порождает новый стиль «мудехар», мусульмансий. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина.

Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях – ретабло. Расцвет приходится на ХУ в.

В Италии – самый большой собор в Милане (до 40 000 человек) 1378 – ХУ в.Множество гражданских построек.

В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы».





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...