Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Романское искусство



Паломничества и крестовые походы Х1-Х111 в. сыграли огромную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали.

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилики заменяется камнем. Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являл собой символ феодальной власти над окрестными землями.

С развитием торговли и ремесла в Х1-Х11 в. се большую роль начинают играть города. Они усиленно укреплялись. Город рос скученно, вверх. Дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижними. Центр города – рыночная площадь, на которой строился собор города и позже – ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: кварталы оружейников, аптекарей, ткачей и т.д.

Х1-Х111 в. – время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывали сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности.

Как требовала церковь, искусство должно быть не только библией для неграмотных и наставлять в вере, но и устрашать. Отсюда новые сюжеты в искусстве: обязательный «Страшный суд», «Страсти Христовы» и т.д. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены храмов проникает и много нерилигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, изображений реальных людей и т.д. Двоеверие жило в народе, языческие представление не исчезли бесследно.

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры.

Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размерам, рассчитаны на большое число паломников и прихожан (церковь Сен Мартен в Туре). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь. Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античностью. Маленькие по размерам храмы Прованса имеют величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки (церковь аббатства Сен Жиль, Сен Трофим в Арле) и т.д.

Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии.

Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила нам пример крепостной архитектуры – крепость Гайар, построенную королем Ричардом Львиное сердце для защиты английских владений в Нормандии.

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная так и книжная миниатюра.

Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами (собор в Байе). В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (Лимож).

С Х11 в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы заняты сценами из «Страшного суда», апокалиптических видений и т.д. В скульптурных декорах большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей – Христа или Богоматери, которые всегда изображаются большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость.

Германия в Х1-Х11 в. страдала от феодальных усобиц. Феодализм сложился позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным. В Германии рано стали складываться города и к ХУ в достигли большой силы. Именно в этих городах стали строиться первые романские храмы. Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, они имели суровый неприступный вид (Вормсский собор).

На рубеже Х11- Х111 в. в архитектуре появляются элементы готики.

Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере.

Живопись развивается в основном в книжной миниатюре. Возникают художественные школы в Рейхенау, Трире, Регенсбурге и др.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущалась связь с Древним Римом.

Именно потому, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к возникновению Ренессанса.

Итальянские церкви просты в плане, имеют отдельно стоящие колокольни, баптистерии (ансамбль в Парме, Х11 в.). В облицовке фасадов используется мрамор.

Вообще же наибольшее число романских церквей находится в Ломбардии (храмы в Модене, Ферраре, Парме).

К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры: рельефы капителей, порталов с изображением полузверей, полулюдей. Библейские сюжеты соседствуют с баснями Эзопа и рыцарскими историями.

В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживается воздействие византийского искусства. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская (мозаики Палатинской капеллы).

Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху средневековья сложились иначе. История испанского средневекового искусства – это история становления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе за свое освобождение от Арабского Востока.

В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн. Поэтому испанские сооружения этого периода имеют крепостной характер, особенно в Кастилии.

Отличительной чертой испанской пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации.

Во фресковой живописи господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, изысканная цветовая гамма.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...