Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сборник У. Блейка «Песни невинности и «Песни опыта»



Поэзия Блейка содержит в себе все идеи, которые станут основными для романтизма, хотя в его контрастах еще чувствуется отзвук рационализма предшествующей эпохи.

Блейк воспринимал мир как вечное обновление и движение, что роднит его философию с представлениями немецких философов романтического периода. При этом он был способен видеть только то, что открывало ему воображение. Блейк писал: «Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения». Эти слова определяют основы его творчества. Демократизм и гуманизм его полнее всего воплотились в одной из «Пословиц ада»: «Самый высокий акт – поставить другого прежде себя». Восторг перед возможностями ума человека неизменен у Блейка: «Одна мысль заполняет безмерность (необъятность)». Его знаменитое четверостишие из «Прорицаний невинности» содержит в себе чуть ли не все идеи романтизма: В одном мгновенье видеть вечность,/ Огромный мир – в зерне песка,/ В единой горсти – бесконечность,/ И небо – в чашечке цветка…

Противопоставлены час и вечность, песчинка и мир, горсть и бесконечность, цветок и небо. При этом «небо» может быть понято как нечто, стоящее над всей Вселенной, как указание на творца. Но время, пространство, человек и Бог не противопоставлены Блейком, но соединены, как у немецких романтиков: в каждом единичном заключена частица всеобщего: как в зерне песка воплощена частица бесконечности, так в явлении отражена сущность. Контрастность мира у Блейка особенно ярко выражена в циклах его стихов «Песни невинности» и «Песни опыта». Очевидно, не случайно первый цикл появился в год Французской революции, а второй – в период якобинского террора. Во вступлении к первому циклу дитя прости спеть песенку о ягненке, и поэт пишет веселые песни, чтобы у каждого ребенка был праздник в душе. В этот цикл входит стихотворение «Агнец».

Маленький ягненок, кто создал тебя? – спрашивает автор в первой строке. Его «одежда из восторга», «нежный голос» умиляют поэта. Он видит в ягненке (агнце) близость с Иисусом Христом: Маленький ягненок,/ Я говорю тебе:/ Он назван твоим именем,/ Ибо он называет/ Себя Ягненком (Агнцем).

Прекрасные и светлые образы возникают в первом цикле, образом Иисуса Христа осенены они. Во вступлении ко второму циклу чувствуется напряженность, неувереность, возникшие за этот период в мире, автор ставит уже другую задачу, и среди его стихов есть «Тигр». В первых двух строках создается контрастный Агнцу образ: Тигр! Тигр! Горящий ярко/ В лесу ночи…

Нежному голосу и дивной одежде противопоставляется огонь, горящий в «лесу ночи»: там он не только особенно ярок, но и создает чувство ужаса. Поэт снова задается вопросом, кто же создал этот ночной огонь? У кого хватило силы создать эту «страшную симметрию». В ответе сохраняется удивление: Тот, кто создал агнца, создал тебя? Но дял поэта вопрос решен: Творец способен создавать всю вселенную, полную противоречий. Для Блейка мир един, хотя и состоит из противоположностей. Эта идея станет основополагающей для романтизма.

Как революционный романтик Блейк постоянно отвергает идею Евангелия о смирении и покорности. Блейк твердо верил, что народ в конце концов победит, что на земле Англии будет «возведен Иерусалим» - справедливое бесклассовое общество будущего.

20. Предисловие к «Лирическим балладам» У Вордсворта.

Предисловие к «Лирическим балладам» стало манифестом лирического направления романтизма в Англии. Одно из основополагающих положений теории Вордсворта – обоснование необходимости приблизить поэзию к природе. Для Вордсворта основным является приближение героя и поэтического языка к наиболее естественным формам. В силу этого, героями становятся простые деревенские жителя, сохранившие естественные душевные порывы и простейшие чувства, а иногда и люди психически недоразвитые. Их язык – язык обыденной жизни – более вечен, философичен, натурален, нежели искусственный прихотливый язык поэзии. Поэт утверждает, что между языком прозы и языком поэзии нет существенного различия. Приблизив язык своих произведений к языку обыденной речи, поэт стремится дать возможность читателю соприкоснуться с подлинной жизнью.

Поэт убежден в превосходстве творческого воображения над рационализмом просветительства. В этом отношении ключевым становится положение о роли поэта в обществе. Поэт предстает, с одной стороны, таким же человеком, как и все, с другой – он способен воспроизводить то, что рождается в его душе, а тем самым поэт уподобляется пророку, посреднику между миром духа и реальностью. Поэт отличается от других людей большей силой переживания и способностью выразить свои мысли и чувства.. Задача поэта видится в посредничестве между миром людей и миром природы. Истинная поэзия – стихийное излияние сильных чувств. Но творческий акт не сводится только к интуитивному творчеству, поэзия является также плодом глубоких размышлений поэта.

Мысль, считает поэт-романтик, становится результатом ранее пережитой эмоции, она направляет и преломляет чувства и переживания. Все это позволяет не проводить грани между поэзией и философией: вслед за Аристотелем утверждается принцип философичности поэзии.

Вордсворт придавал поэзии едва ли не основное значение в процессе постижения действительности. Поэзия – начало и венец всякого знания, она так же бессмертна, как человеческое сердце.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...