Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Выявление качественной специфики общества осуществляется в социальной философии через определение характера его связи с природой. Как сложная открытая система общество испытывает на себе большое влияние со стороны природной среды, одновременно оказывая на нее обратное воздействие.
Вопрос о взаимосвязи общества и природы является крайне важным не только в теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку затрагивает актуальные проблемы, связанные с отношением человека к окружающему миру, с существованием самого общества.
Природа – это та часть материального мира, которая не создана человеком и существует независимо от него. Она является естественным условием существования человека, и человеческое общество есть продукт длительного развития природы. Однако общество как обособившаяся часть природного мира развивается по своим собственным законам. Специфика общественного развития заключается в том, что все существующее в обществе представляет собой то или иное проявление практической человеческой деятельности.
По мере расширения общественной производственной деятельности менялось отношение человека к природе. В древности человек не отделял себя от природы, он переносил на нее свои свойства, представлял ее одушевленной. Гармония человека и природы обосновывалась античными мыслителями. Так, например, стоики, утверждая органическую связь человека с природой, благой и счастливой считали жизнь в согласии с природой и ее законами.
В средние века утвердилась идея возвышения над природой. Природа трактовалась как воплощение изменчивого и преходящего материального начала и противопоставлялась сотворившему ее вечному и неизменному Духу – Богу, к которому и должны быть устремлены все помыслы человека.
В эпоху Возрождения была осуществлена реставрация античного мировосприятия природы как воплощения гармонии и совершенства.
В философии нового времени, ориентированной на науку, природа стала объектом научного исследования. Тогда же сложилось представление о природе как о раз и навсегда самодействующей машине, выступающей объектом производственной эксплуатации. Определяющей стала идея господства человека над природой.
Только в современную эпоху произошел переход от идеи абсолютного господства обшества над природой к идее гармонизации их отношений. Идея гармонизации предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы, учет того, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависит от нее.
В этот процесс взаимодействия природы и общества включена не вся природа, а лишь та ее часть, которая определяется познавательными и технологическими возможностями человека и которая обозначается понятием «естественная среда». Однако естественная среда является необходимым, но не единственным условием существования человеческого общества. Преобразовывая и изменяя естественную среду своего обитания, оно создает «искусственную среду». Это орудия труда, дороги, транспорт, жилища, заводы, города и т.д. Таким образом, развитие общества происходит в сложных материальных условиях, включающих как естественную, так и искусственную среду обитания. Соотношение естественной и искусственной среды обозначается понятием «окружающая среда».
Совокупность всех естественноисторических условий, в которых существует общество, называют географической средой. Географическую среду образуют такие природные элементы, как рельеф, климат, почва, богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения. Общество во многом зависит от географической среды. Особенно это характерно для ранних ступеней общественного развития, когда люди успешнее развивались в регионах с более мягким климатом, богатым растительным и животным миром.
С совершенствованием орудий труда, технических средств зависимость человечества от географической среды уменьшается, обитаемыми становятся области с суровым климатом и малоплодородными почвами. Однако многие мыслители прошлого определяющим фактором общественного развития считали именно географическую среду. Такие представления получили название географического детерминизма. Один из основоположников географического детерминизма французский философ и историк Ш.Л.Монтескьё (1689-1755) утверждал, что географические условия определяют не только психологию, нравы, обычаи людей, но и строй общественной жизни, законы государства. Тем самым он отрицал специфику общественного развития.
Многие философы признают, что географическая среда как одно из важнейших материальных условий жизнедеятельности общества, безусловно, влияет на его развитие. В частности, Маркс обратил внимание на то, что родиной капитала стал умеренный пояс. Но ни Маркс, ни большинство других мыслителей не абсолютизируют роль географической среды, отмечая, что характер ее влияния на общество зависит от социальных факторов, от уровня производительных сил.
По мере развития общества роль искусственной среды его обитания возрастает. В настоящее время значительную часть своих материальных и духовных потребностей человечество удовлетворяет за счет искусственной среды. Основу развития искусственной среды составляет научно-технический прогресс. Он позволил создать искусственную реальность, равномощную природной реальности. Мир, в котором живет современный человек, нередко называют техносферой. Она поглощает естественную природу, вызывает деградацию природного начала. С одной стороны, техносфера расширяет возможности человека, обеспечивая благоприятные условия и способы его жизнедеятельности, а, с другой стороны, увеличивает пропасть между человеком и природой.
В связи с тем, что восстановление естественной среды происходит медленнее, чем ее нынешнее потребление человеком, возникает экологический кризис. Человечество и раньше сталкивалось с различными экологическими кризисами (наводнения, землетрясения, эпидемии и т.д.), но они были вызваны стихийными силами природы, носили локальный характер и не угрожали существованию человечества в целом.
Для современной эпохи характерен всепланетарный охват природы: человеческая деятельность затронула и ближайший космос, и мир элементарных частиц. Значительно разнообразились связи между странами. Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности взаимодействие природы и общества приобрело черты единой целостной системы, а экологические проблемы стали глобальными.
Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. Ученые предлагают радикально-негативное, радикально-позитивное и радикально-умеренное решения этой задачи.
Суть радикально-негативной позиции состоит в отказе от достижений научно-технического прогресса и возврате к натуральному хозяйству. Утопичность такого решения экологической проблемы очевидна, поскольку натуральное хозяйство не в состоянии обеспечить необходимые потребности людей, число которых возросло многократно.
Сторонники радикально-позитивной концепции выход из экологического кризиса видят в полной замене биосферы техносферой. Однако такая замена может привести к разрушению человеческой телесности и духовности, которые неразрывно связаны с функционированием биосферы.
В радикально-умеренной концепции делается попытка преодолеть крайности первых двух подходов к решению экологических проблем. В этой концепции акцентируется внимание на гармонизации взаимодействия научно-технического прогресса и биосферы. По утверждению сторонников данной позиции, должны внедряться только те технологии, которые совместимы с функционированием биосферы.
Особую актуальность в современных условиях приобретает учение о ноосфере. Термин «ноосфера» (от греч. noos – ум, разум) был введен в 20-е годы ХХ века французским философом Э.Леруа. Представление о ноосфере развивал другой французский мыслитель и ученый Тейяр де Шарден. Под ноосферой он понимал идеальную мыслящую оболочку, которая облекает земной шар с тех пор, как на нем появился человек.
С естественнонаучных позиций рассматривал ноосферу российский академик В.И.Вернадский. Созданная им теория биосферы привела его к идее ноосферы. Ученый пришел в выводу, что появление жизни означало переход от геологической и геохимической эволюции Земли к биосферному ее существованию. Жизнь стала регулирующим и конструирующим центром круговорота веществ и энергии на Земле. Человек, «как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно изменяет»[100]. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного, есть космическая сила, способная изменить биосферу Земли в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это изменяющее Землю воздействие человека, который руководствуется при этом своим разумом, Вернадский назвал ноосферой.
Ноосфера – это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естественных процессов природы, но эти процессы контролируются и регулируются человеком в соответствии с данными науки. Ноосфера не ограничивается рамками нашей планеты. Ее пределы постоянно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.
Вернадский обращал внимание на то, что материально-техническая деятельность людей по изменению природной среды должна сопровождаться коренными социальными изменениями, процессом экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию.
Необходимой составной частью экологической проблематики являются вопросы развития нравственности и экологического воспитания. Современный российский ученый Н.Моисеев, рассуждая о путях перехода в эпоху ноосферы, писал: «Умение искать компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение ценить природу, подавлять собственную агрессию, …обретение чувства общепланетной общности – это те атрибуты нравственности, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем.[101].
Основная задача экологического воспитания состоит в том, что сформировать у человека новое экологическое мышление, для которого высшей нравственной ценностью будут экологические приоритеты: выживание человечества и коэволюция, то есть взаимосогласованное развитие человека и природы.
Экологическое воспитание основывается на экологической этике. Одним из основоположников экологической этики считается немецко-французский философ, богослов, музыкант, врач и писатель Альберт Швейцер (1875-1965), который посвятил свою жизнь непосредственному служению людям. По его мнению, этика должна исходить из следующего всеобъемлющего факта сознания: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди других жизней, которые хотят жить»[102]. Основным принципом нравственности он считал «равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой»[103].
Признание принципа «благоговения перед жизнью» требует от человека любви, преданности, сопереживания, сопричастности с другими живыми существами, бережного отношения ко всему живому. Согласно Швейцеру, ценность одной жизни перевешивает все иные ценности цивилизации.
В отличие от традиционной этики, которая занимается нашим отношением к людям, предметом экологической этики являются наши отношения ко всему сущему. Поэтому именно с помощью экологической этики люди смогут достичь духовной связи со вселенной.
Экологическая этика предлагает императивы, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы при условии, что они будут практически пронизывать все сферы человеческой деятельности: не только воспитание, но и науку, и материальное производство, и политику, и т.д. Во-первых, необходимо отказываться от любых действий, которые могут снизить возможность существования будущих поколений. Во-вторых, мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния окружающей природной среды. В-третьих, недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Эволюция взаимодействия природы и общества идет в направлении неуклонного возрастания мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе его развития и расширения ноосферы.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2804 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!