Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Совершенствование сущностных сил человека происходит в процессе его целенаправленной деятельности. Деятельность – это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Именно творческо-преобразующее отношение к окружающему миру принципиально отличает деятельность человека от активности животного. Человек адаптируется к природной среде не путем перестройки собственного организма, как это делают животные, а посредством создания искусственной среды своего существования. Такое приспособление человека к условиям среды обусловлено сознательной, целеполагающей деятельностью человека, в процессе которой он использует орудия труда, изготовленные им с помощью ранее созданных средств. В то время как животные в своей целесообразной, инстинктивной активности для воздействия на природные условия могут использовать только органы своего тела или, в крайнем случае, орудия, данные им природой. Другими словами, в отличие от творческой, созидательной деятельности человека, активность животного носит потребительский характер. Животное не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.
Деятельность человека, как и активность животного, является способом, посредством которого они удовлетворяет свои потребности. Но потребности человека намного богаче и разнообразнее, ибо в деятельности человек проявляет себя всесторонне: он познает и преобразует окружающую его природу, создает культуру как оптимальную среду своего существования и развития, формирует художественно-эстетическое отношение к миру, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых традиций, норм, идеалов.
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять не только биологические, но и неразрывно связанные с ними социальные и духовные потребности.
Биологические (материальные) потребности относятся к первичным, врожденным потребностям человека. Это потребности в пище, дыхании, воспроизводстве рода, жилище, отдыхе и т.д. К социальным потребностям относятся, прежде всего, потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании, во внимании к себе и т.п. Духовные потребности – это потребности в знаниях, творческой деятельности, самовыражении, самореализации.
Все эти потребности составляют то основание, на котором только в рамках духовно-практической деятельности возникает ценностное отношение человека к окружающему миру, к самой деятельности и ее результатам.
Ценности играют важную роль в человеческой жизни, выступая важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности. Рассмотрением вопросов, касающихся природы ценностей и их места в жизни человека, занимается такой раздел философского знания, как аксиология.
В аксиологии ценность определяется как социокультурное значение определенных явлений действительности для человека.
Ценностный мир человека весьма разнообразен. Он формируется через сознательное отношение человека к действительности посредством раскрытия в ней того, что является положительным и важным для человеческой жизни.
Поставленный еще Сократом вопрос о том, что есть благо, стал отправным для складывания ценностного отношения человека к миру. Как благо для человеческой личности могут выступать самые разные вещи, например, пища, одежда, книги, образование, досуг, демократия, справедливость и т.д. Поэтому ценностный мир человека включает в себя как материальные (предметные), так и идеальные (духовные) ценности.
К материальным ценностям относится совокупность материальных благ(продукты питания, жилье, одежда, транспорт, орудия труда и т.д.), а также экономические ценности (собственность, рынок, деньги).
Духовную жизнь человека составляют социальные, политические, правовые и собственно духовные (этические, эстетические, научные, и др.) ценности.
Социальные (свобода, справедливость, солидарность), политические (права человека, демократия, ненасилие) и правовые (закон, правопорядок) ценности закрепляют отношения между людьми в обществе, формируют социальный организм как единое целое.
Этические ценности (традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы) ориентируют человека в его поведении. Они определяют приемлемость или неприемлемость для личности нравственной основы того или иного замысла и способа его реализации. Если действия человека соответствуют принятым общественным правилам, то он испытывает удовлетворение, уверенность в себе; в противном случае переживает состояние неловкости, стыда. Только в органической связи с этическими ценностями нравственные нормы и моральные принципы определяют мотивы поведения личности.
Эстетические ценности (природные качества вещей и предметы искусства) проявляются в художественных вкусах и переживаются как эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение является показателем того, что эстетические феномены создаются для человека и во имя человека. Через эстетические ценности человек утверждает себя как самоценную личность. Эстетические переживания ценны сами по себе, они безотносительны к какой-либо практической пользе, предполагая бескорыстное любование объектом. В противном случае шедевры живописи, музыкального творчества или поэзии не могли бы считаться произведениями искусства, да и само искусство перестало бы существовать.
Научные ценности (идея, новая проблема, открытие, истина) выступают регулятором познавательной деятельности человека. Стремление к истине помогает человеку преодолевать трудности, неизбежные в процессе познания, и совершать открытия.
Духовные ценности отличаются стабильностью, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности.
Особое место в системе духовных ценностей занимает идеал. Идеал – это образ наиболее ценного, совершенного и величественного для человека; это предельная цель, к которой устремлена жизнь духовно богатого человека. Идеал придает человеческому бытию в мире полноту и осмысленность.
В философии вырабатывается идеал, к которому должно быть направлено развитие человечества. Это движение к высшим человеческим ценностям – истине, добру и красоте. Античные философы рассматривали их в неразрывном единстве. О союзе этих категорий писал и Вл.Соловьев, подчеркивая, что в отрыве друг от друга добро есть лишь бессильный порыв, истина – пустое слово, а красота – кумир.
Истина проявляется как в разумности смысла жизни, так и в разумности путей и средств его достижения. Добро придает смысл жизни, утверждая интересы каждого отдельного субъекта. Красота выражает гармонию духовного и материального начал. Это проявляется в осознании человеком себя как части природы и тем самым внесения в нее смысла, в установлении отношений сотрудничества между людьми, в ориентации на подлинно культурные ценности, в понимании бытия каждого человека как органической части Универсума.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 8450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!