Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 7. Просодические единицы русской речи




6.0. ПРОСОДИЯ ––это совокупность таких фонетических единиц, как ударение, интонация, интенсивость, темп и тембр речи. Изначально термин «просодия» в античной традиции (греч. prosodia –– ударение, мелодия) применялся к стиховедению и искусству пения, обозначая ритмо-мелодическую схему, располагающуюся над звуковой последовательностью. Понимание просодии в лингвистике приводит к характеристике просодических единиц как продолжительных и распространенных над звуковой цепью речи. Одним из основных разделов просодии является учение об ударении, которое называется акцентологией.

АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. akcentus «ударение» + греч. logos «слово, учение»). Как термин включает в себя два значения:

1. обозначает систему акцентных средств языка, т.е. все разновидности ударения в языке;

2. называет раздел фонетической науки об акцентных средствах языка.

Основным понятием акцентологии является такая просодическая единица русского языка, как акцент, или ударение. Этот термин также имеет несколько дефиниций (толкований), и в широком смыслеозначает выделение при помощи физически осознаваемых характеристик силы и длительности гласного звука в потоке звучащей речи слога в рамках фонетического слова, слова в рамках синтагмы; синтагмы в составе фонофразы. В зависимоти от того, в рамках чего происходит выделение, отличаются друг от друга и типы ударения.

6.1. Словесное ударение – это выделение одного слога в фонетическом слове при помощи силы и длительности ударного гласного звука, которое используется для формирования из слогов звучащего слова, а также для акцентирования некоторых грамматических значений в слове.

Русское словесное ударение называют монотоническим количественно-динамическим. В некоторых языках словесное ударение может усиливаться резким изменением тона голоса (такое ударение называют тональным, но к русскому языку это не относится, хотя в глубокой древности предшественник русского языка – общелавянских язык – характеризовался тональным ударением, однако по мере развития оно было утрачено).

Важнейшей функцией словесного ударения является образование фонетического слова, т.е. стягивание слогов в единое слово. Это поистине грамматическая функция, поскольку функция грамматики заключается также и в образовании больших языковых единиц из меньших. И в данном случае так и происходит, поскольку из слогов (меньших единиц) образуется слово (точнее, фонетическое слово – большая единица).
Русское словесное ударение обладает качественными и количественными характеристиками, т.е. является динамическим (силовым), количественно выделенным (т.е. более длительно звучит ударный гласный звук) и экспираторным (выдыхательным).

Важно подчеркнуть, что громкость звучания ударного гласного не автоматически соответствует такому параметру ударения, как сила звучания, поскольку сила звучания гласного зависит от самого гласного, например, ([а] — самый громкий в системе гласных звук, потому что образуется при максимально растворенном (щироком) раструбе резонатора ротовой полости. И напротив, закрытый резонатор, который используется при образовании звуков верхнего подъема и,ы,у, приводит к тому, что они оказываютсясамыми тихими по своей природе. Звуки среднего подъема [о] и [э] занимают по этому показателю промежуточное положение. Кроме того, чем ближе к началу слова располагается в слове гласный звук, тем более выражена его громкость. Таким образом, громкость оказывается относительным показателем, объективным и постоянным показателем русского ударения является интенсивность, т.е. сила звучания ударного гласного, которая осознается при слуховом восприятии.

Разнометстность русского ударения. Есть языки, в которых ударение падает всегда на один слог. Наиболее ярким представителем такого языка является польский язык, в котором ударение с завидным постоянством падает на предпоследний слог. В русском языке ударение разноместное, т.е. оно может падать на любой слог многосложного слова: на первый (вЫхухоль), второй (рабОта), третий (саморОдок), четвертый (повылезАли) и т.д. слог (хотя модели с ударением на пятом и далее слоге сравнительно редки в русской речи). Подчеркнем, что разнометсность русского ударения связана с разными словами, а не одним фонетичеким словом.

Подвижность русского акцента. В русском языке ударение может переходить с одного слога на другой в рамках одного и того же слова (фонетичекого слова), например, рукА - но рУки, ногА, но нОги и т.д. Данное свойство русского ударения позволяет акцентировать внимание на разных грамматических формах одного и того же слова (в вышеприведенных примерах ударение на основе или флексии слова акцентирует формы единственного и множественного числа одного и того же слова).

Польский ученый Ежи Курилович обратил внимание на тот факт, что подвижность русского ударения отмечается только в непроизводных словах, т.е. словах, не образованных от других слов. В производных словах русское ударение приобретает характер неподвижного, т.е. падает всегда на один и тот же слог в слове при его деклинации, т.е. сколнении, изменении по падежам и числам (при этом оно не перестает быть разноместным, т.е. падать на первый, второй и т.д. слог в слове – по сравнению с другими словами). Приведем пример: слово рука непроизводное, первообразное, поэтому в нем ударение подвижное (рукА- рУки). Однако если мы образуем от слова рука новое слов, например ручка, то ударение в этом производном слове вдруг становится неподвижным (не переставая быть разноместным). Тогда при склонении этого производного слова (ручка-ручки-ручке… ручки –ручек …) ударение застынет на одном и том же слоге (первом) в любой форме, т.е. и в единственном, и во множественном числах этого слова. Таким образом, в русском языке ударение подвижно только в непроизводных словах, а в остальных случаях оно имеет неподвижный характер.

Русские звучащие слова имеют одно ударение, однако силы и мощи одного словесного ударения не хватает, чтобы объединить слоги в сложном слове, в этом случае в русском языке используется дополнительное побочное грависное ударение: машИна (одно акутовое, т.е. повышаемое словесное ударение) – но: машИностроИтельный (основное акутовое ударение на И и побочное грависное, т.е. понижаемое ударение на второй звук И в сложном слове.

Весьма редко проявляется дифференцирующая функция словесного ударения, когда оно различает значение или грамматическую форму слова, например, Атлас и атлАс, мУка и мукА, зАмок и замОк и под. их рУки и рукИ, нОги и ногИ и под.

Служебные слова чаще не имеют собственного ударения, примыкают к знаменательному слову с собственным ударением, т.е. являются проклитиками, если примыкают слева, или энклитиками, если примыкают справа к знаменательному слову.


Синтагматическое ударение представляет собой выделение одного из слов синтагмы за счет усиления словесного ударения, которое используется для объединяющего фонетических слов в синтагму. Синтагматическое ударение, как правило, падает на последнее слово в синтагме, но бывают и исключения, когда используется логическое ударение, включающее в себя синтагматическое, - в этом случае ударение падает на любое слово в синтагме. Пример обычного синтагматического ударения: Мороз и солнце/день чудесный/ еще ты дремлешь/друг прелестный //
Важным свойством синтагмы является интонационное оформление – именно синтагма включает в себя Интонационную конструкцию, центр которой совпадает с синтагматическим ударением.

Синтагмы отделяются друг от друга короткими паузами, как было отмечено выше.

Фразовое ударение представляет собой усиление одного из слов в фонетической фразе, которое используется для объединения синтагм в фонофразу. Фразовое ударение чаще всего падает на ударный гласный последнего слова в заключительной синтагме фонофразы, если в ней нет логического ударения, совпадающего в таком случае по месту с фразовым (оно может падать на любое слово фонофразы). Пример обычного фразового ударения: На Севере мало растет овощей/ их надо туда постоянно возить; пример фразового ударения, совпадающего с логичеким: Любишь кататься/ люби и саночки возить (ударение в обоих случаях подчеркнуто).
Логическое ударение - это выделение определенного слова по смыслу, на которое говорящий указывает как на особо важное в смысловой структуре высказывания. Логическое ударение используется в тех случаях, когда контекст требует выделения смысловой доминанты, связанной с прешдествующим контекстом. При использовании логического ударения происходит перенос синтагматического или фразового ударения с обычной позиции последнего слова в синтагме или фонофразе на любое место, т.е. на выделенное по смыслу слово, например, Завтра мы поедем в Париж – Завтра мы поедем в Париж- Завтра мы поедем в Париж и т.д. Вполне понятно, что логическое ударение акцентирует внимание на разные смыслы внешне одинаково словесно оформленного предложения.

Э мфатическое ударение (от греч. слова emphatikos, т.е. «выразительный») представляет собой акцентное выражение эмоций и аффектов человека. Внешне такое ударение оформляется как выделение ударной части слова при помощью фонетических средств продления звука, его форсированного произнесения с целью подчеркивания эмоционального настоя говорящего. Примерами эмфатического ударения служат случаи пролонгированного произнесения ударных гласных (Здра-а-астье!), скандированное произнесение сонорных согласных, например: Кр-р-райне р-р-раздражен!!!

Гибридом эмфатического и логического ударения можно считать так называемое контрастивное ударение, которое совмещает признаки того и другого, например, в эмоциональных высказываниях с выделенным смыслом: Наши люди\/ в булочную \/ на такси не ездят!

6.2. Интонация в русском звучащем тексте
Интонация (от лат. intono 'громко произношу') является физически проявляемым языковым фонетическим средством, воспринимаемым на слух как варьирование тоном голоса. Интонация используется в речи для связывания фонетических слов в синтагмы и соединения синтагм в фонофразы, а также для придания смысловых оттенков звучащим отрезкам фразы. Интонационное членение речи частично совпадает с синтаксическим членением и находит пунктуационное отражение в письменной форме. Интонация проявляется как совокупность просодических характеристик звучащей речи: тона, длительности, громкости и фонации (характеристик голоса). Интонация стала предметом изучения отдельной отрасли фонетики - ИНТОНОЛОГИИ.
Интонация в как варьирование тоном голоса может быть восходящая (акутовая), восходяще-нисходящая, нисходящая (циркумфлексная).
Термин интонация иногда употребляется в широком смысле слова, и тогда он включает в свое содержание совокупность многих суперсегментных средств языка: мелодику тона во фразе, различные типы ударения, паузы (перерывы в звучании), тембр голоса, т.е. окраску речи.
Однако целесообразнее использовать этот термин в узком смысле слова, которая приведена выше (мелодический контур синтагмы и фонофразы). Интонационное оформление звучащей синтагмы или фонофразы называется интонированием.
Основной единицей интонации является интонационная конструкция (ИК). Теорию интонационных конструкций в русском языке разработала Е.А. Брызгунова (1967), которая выделила семь интонационных конструкций (ИК), которые различаются в зависимости от соотношения центра, предцентра и постцентровой частей.
Е.А. Брызгунова установила, что каждая интонационная конструкция представляет собой структурное образование, состоящее из центра, предцентровой и постцентровой части. Центр ИК —это слог, на котором происходит движение тона голоса, приводящее к возникновению смысловых оттенков вопроса, утверждения, сомнения, восхищения, волеизъявления. частей. Движение тона на гласном центра может осуществляться вверх или вниз, резко или плавно, и от этого зависти смысловая наполненность ИК, т.е. она передает смысл вопроса или утверждения, сомнения или восхищения – или просто соединяет части фонофразы в целое.

Опишем интонационные конструкции русского языка в соответствии с концепцией Е.А. Брызгуновой, храктеризуя штрихами движение тона от предцентра к нетру и от него к постцентру.
ИК-1. Движение тона начинаетс со среднего уровня, –– –– \ __ на гласном центра движение тона плавно понижается, тон постцентра еще ниже центра. Такие ИК используются в русской звучащей речи для выражении завершенности высказывания (точковая интонация, тон голоса понижается: Саша приедет завтра ве чером (жирным выделен цент ИК-1 )
ИК-2. Движение тона на предцентровой части колеблется в пределах среднего –– —\__ __, однако на гласном центра происходит резкое понижение тон голоса, при этом словесное ударение носит усиленный характер. Уовень тона голоса в постцетровой части гораздо ниже центра, т.е. ниже среднего уровня исходного тона начального этапа интонирования. Такие ИК сипользуются в звучащей речи для оформления семантики вопроса в высказываниях с вопросительным словом: Когда он придет? Вторым типичным случаем использования ИК-2 является повелительное высказывание типа: Принесите книгу! Закройте окно!
ИК-3: Двидение тона предцентровой части начинается, как обычно на среднем тоне, затем –– –– /__ на гласном центра тон голоса повышается относительно предцентра, а затем плавно понижается, проходя отметку предцентра и продолжает понижение, делая своеобразную петлю, достигает постцентра уже на низком тоне, т.е тона голоса постцентра ниже тона предцентра. Такие ИК используются в русской речи для оформления семантики вопроса, незавершенности, просьбы, оценочной семантики в высказываниях с элементами так типа: Там так хорошо! Саша такой молодец! Маша такая вредина! Вот зануда! Однако основная функция ИК-3 заключается в простом присоединении одной синтагмы к другой – без выражения дополнительных оттенков значения, например, Завтра вечером(ИК-3)/мы пойдем в кино (ИК-1)\//


ИК-4: Начало движения тона – со среднего, затем –– –– \ на гласном центра тон голоса совершает нисходящее-восходящее движение выше предцентра, после чего уровень тона постцентра устанавливается на отметке выше среднего. Такие ИК употребляется при фонетическом оформлении вопроса в высказываниях с сопоставительным союзом а в диалогах, включая потенциальные: А Саша? А Маша, а завтра? Кроме этого, такими интонационными контурами оформляются в русской речи вопросы с оттенком требования или незавершенности, например: Ваши права? Вы идете? Однако гораздо более часто ИК-4 используется просто для соединения синтагм в фонофразу, подобно ИК-3. Дело в том, что фонофраза может включать в себя много синтагм, тогда одна из них соединяется с последующей при помощи ИК-3, а дркгая с последующей – при помощи ИК-4. Так преодолевается однообразие интонационного оформления фонофразы.
ИК-5: Это конструкция эмоциогенной русской речи, поэтому тон голоса в ней совершает довольно амплитудные движения, но начинается интонирование со среднего тона, затем тон повышается плано, сохраняется некоторое время высоким и пноижается –– / \ __. Эта ИК имеет имеет два центра: на гласном первого центра происходит движение тона вверх, на гласном второго — нисходящее движение тона голоса, при этом уровень тона между центрами высокий, т.е. выше предцентра и постцентра. Такие ИК оформляют интонационно эмоции восхищения степенью признака, действия, состояния, например,: Как ая у него маш и на! Прел е стный реб е нок!! ( жирным подчеркнуты гласные обоих центров ИК-5, напомним, что на первом центре голос повышается, на втором понижается).
ИК-6. Эта интонационная конструкция также участвует в оформлении эмоциональной речи. Тональный рисунок ИК-6 выглядит следующим образом: в предцентре тон находится на среднем уровне, затем –– / на гласном центра тона голоса повышается значительно выше предцентра, уровень тона постцентра очень высок, значительно выше предцентра. Такие ИК используются для выражения значения высокой степени проявления признака, действия, состояния: Все работники выполнили план! При этом может передаваться легкий оттенок удивления: Цветов сколько! Сколько книг!

ИК-7. Эта интонационная конструкция носит ярко выраженный семантический характер, поскольку передает значение эмоционального (порой, даже гневного) отрицания. Движение тона начинается со среднего уровня, затем на гласном центра тона резко повышается относительно предцентра, а затем быстро и столь же резко понижается. Уовень тона постцентра ниже центра, в конце центра ИК может прозвучать так называемый «кнаклаут» - смычка голосовых связок. Такие эмоциогенные ИК оформляют экспрессивное отрицание или утрированно негативную оценку: Какой он отличнок (в смысле – никакой)! В некоторых случаях ИК-? Используется как призыв: К порядку! Все замолчали!!
Можно задать вопрос: исчерпывается ли перечень интонационных конструкций тем, который разработала Е.А. Брызгунова? Вмидимо, следует на этот вопрос ответить отрицательно. Есть и другие конструкции, которые носят вторичный характер. Например, существует интонация переспроса – ровное движение тона в высоком диапазоне: ты меня спросил? (на очень высоком тоне без движения вверх или вниз, как цепь одногобразных высокотональных слогов).

Интонация разговорной речи. Кроме упомянутого выше переспроса, к итонационым контурам разговорной речи можут относится конструкция пояснения, которая произносится низким тоном голоса: Завтра вечером – часов в шесть- позвони мне. Такого рода интонационные контуры обогащают русскую интонацию и делают ее многообразной.
Функции интонации. Важной функцией интонации является выражение в предложении цели высказывания. Интонация может охарактеризовать высказывание как сообщение, вопрос, побуждение и т.д. Другой функцией русской интонации является выражение эмоций (эмоциональная функция), а также выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различными интонационными конструкциями, в том числе и специфически эмоциональными ИК (ИК-5-6-7).

Важнейшей функцией интонации является маркировка ремы и темы предложения в функциональном аспекте, что делает нащу речь определеннее и понятнее, посколку тема предложения сожержит тривиальную информацию, а рема привносит в высказывание новое содержание, которое и является основной целью сообщения, например: Завтра ИК-3(тривиальная информация) идем в театр ИК-1 (новая, актуальная информация).

Очень важной функцией русской интонации является делимитативная, в соответствии с которой интонационные контуры членят звучащий текст на фонофразы и синтагмы. Так, повышение интонационного контура (ИК-3 или ИК-4) свидетельствует о границе синтагмы, но при этом сигнализирует, что высказывание не завершено, будет его продолжение. Понижение тона (ИК-1) сигнализрует о конце фонофразы и высказывания в целом.

В заключение следует охарактеризовать гендерный аспект русской интонации. Женская речь в интонационном плане значительно богаче мужской речи, детская речь интонационно еще богаче.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 3404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...