Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности межморфемной делимитации



В исконно русской лексике гомогенное (однотипное) сочетание шумных (двух одинаково звонких или двух одинаково глухих шумных слгласных), а также озвончение или оглушение на стыке шумных согласных выполняет межморфемную делимитативную функцию, т.е. обозначает стык морфем (или межморфемгый шов в слове. СПодобныую функцию выполняет и сочетание двух гомогенных (одинаково звонких или одинаково глухих) согласных, что приводит к возникновению внутри звучащего слова длительной, пролонгированной звонкости или глухости, которую собственно говоря и можно считать делимитативным сигналом межморфемного шва (диеремой, по терминологии М.В. Панова).

Приведем результаты анализа межморфемных щвов, обозначенных оглушением или озвончением русских согласных на стыке морфем внутри русского звучащего слова. Подсчеты проводились по словарю С.И. Ожегова. (при этом примем, что позиция перед /в/ - сильная для глухих или звонких шумных согласных русского языка, потому что в этой позиции не происходит озвончения глухих шумных согласных: ср. свора, творить, сфера и т.д.). Итак, опишем последовательно слова с сочетанием шумных согласных, вычлененные из словаря С.И. Ожегова (по алфавиту следуя).

1. В словах со стыком шумных согласных, начинающихся на букву “а”, в словаре нет ни одного славянского корня, т.е. здесь стопроцентный массив иноязычной лексики, в которой возможно сочетание согласных (аббат, абсентизм, афганцы, аэронавт и т.д.). Отмечено мало делимитативных стыков шумных согласных с удлинением глухости на стыке морфем (корня и суффикса или постфикса) в исконно русских словах: авоська, артачить-ся и нек. другие.

2. В словах со стыком шумных, начинающихся на букву “б” (бактерия, бушприт), лишь одно содержит неделимитативный стык шумных внутри славянского корня - “бы ст рый”, причем этимологически этот корень восходит к быс (бушевать, бухнуть) и “между /с/ и /р/ развилось вставное /т/” [469, с.65].

В других словах этой многочисленной группы стык шумных с удлинением глухости или звонкости в результате оглушения или озвончения, а также просто стечения двух одинаковых глухих или звонких шумных согласных мотивирован делимитативной функцией, т.е. прролонгированная глухость или звонкость встречается исключительно на стыке морфем, т.е. является межморфемным делимитативным сигналом: /без-дельник/, /берес-та/ и мн.др. В этих и подобных словах оглушение или озвончение сигнализирует о стыке корня и приставки или суффикса.

3. В словах, начинающихся на “в”, встретились три заимствованных слова со стыком шумных: вакх, вакцина, вокзал. В девяти случаях стык согласных проверяется другим корнем (вотчина - отец, выждать - выжидать, вызвать - вызывать и т.д.) и не учитывается, поскольку это морфемы-альтернанты. Остальное большинство слов имеет стык шумных на межморфемной границе: в-бирать, в-тирать, вез-ти, верт-кий, вет-ка и т.д.

4. В незаимствованных словах, начинающихся на “г”, со стыком шумных не на межморфемном шве лишь одно слово “гость” не членится на морфемы.

В огромной массе других незаимствованных слов стык шумных с пролонгированной глухостью или звонкостью встречается на межморфемном шве: глот-ка, гнес-ти, гнуть-ся, голов-ка и т.д.

5. В словах на “д” со стыком шумных в корне лишь одно славянское: дрязги (этимология не ясна [469]). В огромной массе других исконно русских слов стык шумных выполняет делимитативную функцию: денеж-ка, дерз-кий, десят-ский и т.д.

6. В большой массе слов на “е” есть лишь два слова со стыком шумных согласных внутри корня: египтяне, епископ. Оба слова заимствованы, в остальной массе слов имеется межморфемный стык шумных согласных: есть (едти), ед-кий, ехид-ство и т.д.

7. В массе слов на “ж” встретилось одно слово со стыком шумных в корне, - заимствованное “жест” (славянское “жбан” от /чъб/ соотносится с альтернантом “чан”, как и “ждать” - с “поджидать” и т.д.). В остальной массе слов стык шумных делимитирует морфемы: жать-ся, желез-ка, жид-кий и т.д.

8. Почти все корни слов,начинающихся на “з”, заимствованы (зигзаг, зонд, зонт); славянский корень “здание”подлеэит проверке при помощи слова “созидать”, поэтому примером, противоречащим нашей гипотезе, являются слова: “здесь”, “здоров” (этимологически из префикса съ- и корня дорв/дерев, которые в настоящее время не осознаются) и корень “зги” (восходит к чередующемуся стьга-стежка).

В остальной массе слов стык шумных делимитирует морфемы: завес-ти, заверт-ка, завитуш-ка и т.д.

9. В словах на “и” не заимствованы лишь корни: “ист-ец”, “ист-ина” [469, с.179], иногда (причем, -гда является суффиксом [469, с.176]. В остальных случаях мы встречаемся либо с заимствованными словами (икс, индекс, институт и т.д.), либо с делимитативным стыком на границе морфем в исконно русском слове: иждивение, (из изжити), измывать-ся, испод-тиш-ка и т.д.

10. В словах на “к” со стыком шумных в корне к славянским относится “куст”, “кисть”, “когда” (последние два имеют этимологический суффикс внутри [202], [469, с.195]), слово “кстати” имеет этимологическую приставку, слово “кость” - заимствовано.

В большей массе других слов (незаимствованных) стык шумных сигнализирует о межморфемном шве: кад-ка, качать-ся, кач-ка и т.д.

11. В словах на “л” лишь слово “ласточка” со стыком шумных в корне не заимствовано (от ласта, см. [469, с.234]). Остальные слова либо заимствованы (лактация, лацкан и т.д.), либо стык шумных отмечает морфемную границу: лав-ка, лас-ка (от “ласый” = “нежный”), лап-ка и т.д.

12. В словах на “м” лишь слова “место” (этимология не ясна), “мзда”, “мозг” относятся к славянским, в других случаях встречаются заимствования (магистраль, мастер, матч и т.д) или стык шумных на границе морфем: мараться, мат-ка, мереж-ка и т.д.

13. В словах на “н” нет ни одного с славянским корнем, такие слова либо заимствованы (ноктюрн), либо корни чередуются (надежда-надежа), либо стык шумных отмечает границу морфем: набив-ка, навод-ка, набрать-ся и т.д.

14. В словах на “о” здесь стык шумных встречается в заимствованиях (обстуркция, оптика), в чередующихся корнях (оспа-осыпать) или на границе морфем: об-ход, обшив-ка, об-ход-чик и т.д.

15. В словах на “п” в 6 случаях стыки шумных встречаются в славянских корнях: паскудный, поздно, приспешник, птица, простыня, пустой.

В других случаях стык шумных можно встретить в заимствованиях (пакгауз, парадокс), в чередующихся корнях (писк-пищать) или на границе морфем: пад-кий, памят-ка, пас-ти и т.д. в большом количестве незаимствованных слов.

16. В словах на “р” со стыком шумных в корне нет ни одного славянского корня (регистр, рецепт и т.д.), стык шумных возможен на границе морфем: раб-ский, раз-бить и т.д. в большом количестве незаимствованных слов.

17. Из 158 слов на “с” 49 содержат стык шумных в славянских корнях - это 31%, причем подавляющее большинство слов содержит сочетания /ск/, /сп/, /ст/ - последнее сочетание особо частотно. В других случаях стыки шумных в корне встречаются в заимствованиях (стимул, стиль и т.д.), в звукоподражаниях (стрекот, стук и т.д.), в чередующихся корнях (скорбеть - щербина и др.) и на границе морфем:
с-бивать, стеж-ка, связ-ка и др.

18. В словах на “т” только одно имеет стык шумных в славянском корне “тесть”. В других случаях стыки шумных обнаруживаются в заимствованиях (таджик, такса, такт и т.д.), чередующихся корнях (таскать - тащить), в звукоподражаниях (треск) или на границе морфем: так-же, тележ-ка,
тереть-ся и т.д.

19. В словах на “у” стык шумных в корне имеется в одном славянском корне “успеть” - “успех”. В других случаях стыки шумных отмечены в заимствованиях (узбек, уксус, устрица), в чередующихся корнях (убеждение - убежу и т.д.) или на границе морфем: убедить-ся, убить-ся, уверт-ка,
удав-ка и т.д.

20. В словах на “ф” нет ни одного стыка шумных в славянском корне, встречаются стыки в заимствованиях (факт, функция) и на границе морфем: фиш-ка, фураж-ка и т.д., которые считаются русскими образованиями на базе заимствований [469, с.474-475].

21. В словах на “х” нет ни одного стыка шумных в славянском корне, стыки встречаются в заимствованиях (характер), звукоподражаниях (хруст) и на границе морфем незаимствованных слов: хат-ка, хват-кий, хлип-кий и т.д.

22. Незаимствованных слов на “ц”, “ч”, и “щ” нет.

23. Из 64 слов на “ш” лишь два имеют стык шумных в славянском корне - “шкирка” и “шкурка” (от “скора”), остальные со стыком шумных в корне являются заимствованными (шахта и т.д.), звукоподражаниями (шелест и др.) или содержат стык на границе морфем: шабаш-ка, шав-ка, шаш-ки (от шахи), шиш-ка, шерст-ка и др.

24. Из 46 слов на “э” нет ни одного со стыком шумных в славянском корне, можно лишь встретить заимствования (эвкалипт, эстрада).

25. В словах на “ю” нет стыка шумных в славянских корнях: юстиция, юфть.

26. В словах на “я” нет стыка шумных в славянских корнях: ястреб, ястык, яхта.

Приведенные данные свидетельствует, что в среднем менее 4 % славянских корней допускают стык шумных согласных внутри корня незаимствованного слова, который не вызван необходимостью обозначить межморфемную границу внутри звучащего слова. Таким образом, подавляюшее большинство случаев стечения согласных внутри русского звучащего слова выполняет делимитативную функцию

Данные итоговой группы слов показал, что в 96% незаимствованных слов стык шумных согласных внутри основы возможен только на межморфемном шве, о котором он и свидетельствует. Данный стык характеризуется гомогенностью шумных согласных (удлиннением глухости как таковой или звонкости как таковой), либо существующей этимологически изначально, либо возникающей в результате оглушения или озвончения первого согласного в сочетании шумных.

Данные позволяют сделать вывод, что гомогенное (однородное по глухости или однородное по звонкости) сочетание согласных внутри основы незаимствованных русских звучащих слов, реализующееся фонетически как “долгая глухость” или “долгая звонкость”, служит межморфемным делимитативным сигналом (это случаи типа: ад-дай, скас-ка и под.). Подобные сочетания гомогенных шумных внутри корня (т.е. не на стыке морфем) в русских незаимствованных звучащих словах отмечены лишь в 4% случаев в корпусе словаря С.И.Ожегова.

Из сказанного следует, что в 96% случаев в подобных словах мы обнаруживаем согласную шумную морфонему, выполняющую функцию межморфемного делимитативного сигнала. Примером такой морфонемы в слове “ сказка ” будет морфонема /с-з/ на стыке коня и суффикса, при этом морфонема в даном случае способна воплощаться в речи как звуком [с], так и звуком [з], что доказывается деклинационной парадигмой этого слова: ска/с/-ка, но ска з - ок.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 623 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...