Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Линейная фонетика русского языка



Три фазы звука и коартикуляция

Рассмотрим изолированно произнесенный гласный звук, например, /а/. Этот звук и другие в излированном произнесении состоят как бы из одной большой фазы ровного произнесения.

В реальном потоке речи все обстоит по-иному. Рассмотрим гласный в слове /панк/. Вполне очевидно, что у этого гласного есть начальный переходный участок, который в фонетике называется экскурсией, и экскурсия /а/ в этом слове носит явно выраженный губной ххарактер. Однако и переход от /а/ к /н/ также не «чистый», а назализованный. Конечная часть звука в протоке речи носит название рекурсия.

Между экскурсией и рекурсией есть стационарный участок (иногода очень краткий), который носит название «выдержка». Схематически соотношение трех «частей звука в потоке речи можно изобразить так:

(экскурсия ((выдержка)) рекурсия)

Выдержка, как корень слова, содержит основную качественную характеристику звука, по выдержке звук и опознается, как правило.

Мы убедились, что конечная часть одного звука накладывается на начальную часть следующего звука. Другими словами, рекурсия предшествующего звука накладывается на экскурсию последующего звука, придавая ему иное качество, отличающееся от качества выдержки. Поэтому экскурсия и рекурсия ударного /а/ может иметь назализованный характер в слове /мама / или лабиализованный характер в слове / папа /. Такой процесс «накладывания» рекурсии одного звука на экскурсию другого носит название «коартикуляция».

Слог

Существует несколько теорий слога, в которых он понимается по-разному, но почти каждая из этих точек зрения отрицает другую.

Мы неоднократно убеждались в правоте совершенно разных точек зрения, которые правильно трактуют один и тот же предмет, но с разных сторон. Поэтому мы будем помнить о трех аспектах фонетики – артикуляционом, перцептивном и акустическом. Мы встанем на точку зрения этих аспектов фонетики и охарактеризуем слог в каждом из них.

Слог в артикуляционном аспекте фонетики представляет собой такую последовательность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон), одним импульсом мускульного напряжения органов речи (Л.В. Щерба), в результате одной управляющей команды из речевого центра в мозгу (Л.А. Чистович и др.). Подчеркнем, что все перечисленные точки зрения совершенно справедливы и взаимно дополняют друг друга.

Слог в перцептивном аспекте фонетики представляет собой впечатление, которое связано с волной шум-тон-шум, которая нарастает от шума к вокальному тону и затем спадает, чтобы повториться вновь. Приблизительно такое понимание слога мы можем обнаружить в концепциях Отто Есперсена (Дания) и Р.И. Аванесова (Россия), которые понимали слог как волну нарастания и спада звучности. Мы в своей концепции предпочитаем говорить о слоге как волне шум-тон-шум.

Волна нарастания тона может имет вид:





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1121 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...