![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.
Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели.
Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».
Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 66). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 67):
• торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.);
• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);
• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры, дорожные знаки);
коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для мусора, туалеты и пр.);
• мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детские, спортивные, для животных и пр.);
• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);
• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло, пиктограммы и пр.).
Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и прочее.
![]() |
![]() |
Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраиваются в имеющуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.
В исторических районах роль элементов предметно-пространственной среды (оборудования, малых форм) состоит в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечая сегодняшнему дню, «вписаться» в уже существующий облик архитектуры (в т ч. многовековой), слиться с ней или тактично оттенить ее (рис. 68А).
Застройка же второй половины XX века, монотонная с характерным аскетизмом и лаконичностью объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные (рис. 68 Б) и колористические элементы.
Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 69) убираются на конец осени, зиму и начало весн ы Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.
Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.
В.Т Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, «что в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде» [35]
Он же напоминает, что эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества)
Рис 68 Объекты городской среды: фонари, скамья, уличное ограждение и стойка для велосипедов системы “Фриц”, Потсдам (А); “скульптура” из 75 светофоров, Лондон (Б).
![]() |
и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснования и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектированию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генерирование вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.
Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оценки окружающей среды.
Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлены личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, темпераментом и пр. (см. подраздел 1.4). Человек констатирует и оценивает такие качества среды, как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которая редко остается статичной.
Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.
Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. — М., 1936).
В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счет применения новых методик с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй.
Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти проблемы еще ждут своего решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.Агибалов Д.И. Оборудование для мелкорозничной уличной торговли //Техническая эстетика — 1984, № 5.
2 Агронович-Пономарева Е.С., Аладова Н.Н. Наша квартира. Минск.: МЕТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
3. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник — Минск.: Высшая школа, 1998.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1973.
5. Вудсон У., Коновер Д. Справочник но инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.
6. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных изделий, теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002.
7. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990.
8. Дизайнер интерьера: основы профессии: Учеб. пособие / Сост Н.Н. Лазарева, — М.: Горизонт Консалтинг Лтд, 2000
9. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 1974.
10 Зубаревич Е.Н. Визуальные коммуникации для общественных зданий // Художественное конструирование за рубежом. — М.: ВНИИТЭ, 1982.
II. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования: Пер. с англ. — М: Машиностроение, 1971.
12. Интерьер современной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др.; ЦНИ- ИИЭП жилища. — М.: Стройиздат, 1988.
13. Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна: Пер. с англ. — 1997.
14. Корепина Т.Н. Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие — Екатеринбург: Урал. ГАХА, 2002.
15. Лидин К.,Меерович М. Место непривычных удовольствий // АСД - 2003, № 66.
16. Любимова Г.Н. Оборудование жилых и коммуникационных помещений городской квартиры. — М.: ВНИИТЭ, 1974.
17. Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения: Учеб. пособие. - М.: ЛАДЬЯ, 1998.
18. Минервин Г.Б. Основы комплексного проектирования оборудования для жилых и общественных зданий. — М.: МАрхИ, 1987.
19 Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. — Орел: Вешние воды, 1992.
20. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М Молодая гвардия, 1994.
21. Петров В.И., Хвиюзова Т.С. Азбука освещения: Учеб пособие. — М.: ВИГМА. 1999.
22. Производственная эргономика / Под. ред. С.И. Горшкова. — М.: медицина, 1979.
23.Про-офис: Пособие по проектированию офисов // Проект Россия - 2001, № 4.
24 Рекомендации по габаритам бытового оборудования. — М ВНИИТЭ, 1968.
25. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков JI.C. Человек и дисплей. — Л.: Машиностроение, 1986.
26. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании: Учеб. пособие. - М.: МЭИ (ТУ), 1999.
27. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Стройиздат, 1993.
28. Стрельченко В.И. и др. Знаки для медицинских учреждений // Техническая эстетика — 1991, № 7.
29.Строкина А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при проектировании рабочих мест // Техническая эстетика — 1985, № 1.
30. Федоров В.К. Избранные труды. — М.: Экономика и финансы // Т. 1, 1996 и т. 3, 1997.
31. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что — плохо. — М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.
32. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973.
33 Человеческий фактор. В 6-ти томах: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991.
34. Что можно выпускать для оборудования школ // Техническая эстетика - 1988, № 8.
35. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учеб. пособие. — М.: МАрхИ, 2003.
36. Шмид М. Эргономические параметры: Пер. с чеш. — М.: Мир, 1980.
37. Эргономическая оценка качества изделий культурно-бытового назначения // Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1985.
38. Эргономика: Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ, 2-е изд., переработ., 1983.
39 Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Под. ред. В.Ф. Венда: Пер. с польск. — М.: Мир, 1971.
40. Эргономика: Учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др.: Под. ред. проф В.В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
41. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ
1.1. Основные понятия эргономики 6
1.2. Факторы, определяющие эргономические требования 10
1.3. Антропометрические требования к изделиям (оборудованию) 11
1.4. Психологические и психофизиологические факторы 21
1.4.1. Психологические особенности личности и внимания 21
1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие 24
1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия 27
1.4.4. Перцептивные «стереотипы 32
1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии) 36
1.5. Факторы окружающей среды 42
1.6. Освещение в интерьере 47
1.7. Цвет в средовых объектах 60
1.8. Методы эргономических исследований 63
РАЗДЕЛ 2. ЭРГОНОМИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ
2.1. Типология средовых объектов и элементов их наполнения 73
2.2. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования.................................................................................. 74
2.2.1 Основные задачи эргономического обеспечения 74
2.2.2.Эргономическая профамма проектирования среды
обитания 75
2.2.3.Эргономика предметов и вещей 80
2.2.4.Проектирование рабочего места 82
2.3. Оборудование жилой среды 89
2.3.1.Функциональные процессы и зонирование жилища 89
2.3.2. Бытовая мебель 94
2.3.3.Понятие комфорта жилища 98
2.3.4.Кухонное оборудование 102
2.3.5.Санитарно-техническое оборудование и оборудование
ванной комнаты 109
2.4. Оборудование интерьеров общественных зданий 115
2.4.1.Основные типы офисных помещений 117
2.4.2.Эргономичность офиса, офисная мебель 121
2.4.3.Детские дошкольные и школьные учреждения 128
2.4.4.Оснащение медицинских учреждений 132
2.5. Средства и системы визуальной информации 134
2.6. Видеоэкология 143
2.7. Оборудование городской среды 147
Список литературы............. 155
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6633 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!