Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виаеоэкология



В последние годы все активнее о себе заявляет видеоэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой [31] Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда: господству­ет темно-серый цвет, преобладают прямоугольные объемы, прямые линии и углы, городские строения в подавляющем большинстве ста­тичны (рис. 65 Б)

Массовые средства транспорта также меняют визуальное вос­приятие окружающей среды в двух направлениях: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статич­ных объектов для пассажиров транспорта.

Привычную визуальную среду человека изменила и продолжи­тельная работа в помещениях: новые, отличные от природных отде­лочные материалы, новые источники и варианты освещения, рас­сматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, а также компьютеры и другие устрой­ства с электронно-лучевыми трубками.

Те же компьютеры и телевизоры — «бич» зрения и психики в быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты.

Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество, как биологический вид, привыкло жить ты­сячелетиями.

Постоянно видимая среда и ее состояние рассматриваются фи­зиологами как важный экологический фактор. Насыщенность (как


Рис. 65. Архитектурный памятник «прикрыл» агрессивные поля (А) агрессивные поля в интерьере (Б), «агрессивный» корпус завода “Серп и молот” (В)

большая, так и малая) визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние.

Выделяют два типа дискомфортных визуальных сред — «гомо­генные» и «агрессивные» поля городской среды.

Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено. Характерные примеры такой среды: голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, асфальтовое серое покрытие, панельная «нарезка» фасадов и т.д.

«Агрессивные» поля — преобладание одинаковых повторяю­щихся элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный гео­метрический рисунок обоев и пр.), от которого рябит в глазах.

В основе выводов видеоэкологов о влиянии визуальных полей на самочувствие человека лежат опытные исследования в области физиологии зрения. Как основа зрительного восприятия рассматри­вается глазодвигательный (скачкообразный) рефлекс, называемый «саккада». Глаз — самый активный из органов чувств человека, он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной (вправо — влево) и вертикальной (вверх — вниз). Глаз ясно видит окружающие предметы очень ма­лым участком сетчатки (всего 0,4 мм в диаметре), который получил название центральной ямки. При большом поле зрения (около 180°), размеры центральной ямки составляют 1,5—2° (т.е. в 100 раз меньше). В области центральной ямки острота зрения максималь­ная, она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы лицо человека с расстояния 3-х метров, а всего человека — только с расстояния 48-ми метров. По­этому человеку было бы очень трудно ориентироваться на улице. Основной вид движения глаза (саккада) связан с «помещением» объекта в область ясного видения.

Саккады левого и правого глаза совершенно синхронны и оди­наковой амплитуды. Они возникают и во время сна, и у слепых лю­дей, что позволяет говорить об автоматии саккад (такое же физио­логическое явление, как автоматия сердца, дыхания) Автоматия саккад резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишенные подвижности глаз, являются инвалидами; даже невзирая на высокую остроту зрения и полную подвижность головы они с большим трудом перемещаются в пространстве.

В однородной гомогенной среде, где взгляду не за что зацепить­ся, амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим, который приводит к быстрому утомлению.

Агрессивная визуальная среда — окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых эле­ментов. Термин «агрессивное поле» взят по названию картины ху­дожника Т Юккера, на которой несколько тысяч гвоздей вбиты на половину своей длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. Стоя у такой картины, с позиции физиологии зрения, человек, в результате неосознанных движений глаз, видел только шляпки гвоздей. Такая плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращалась в негативный фак­тор для глаз

В архитектурной среде агрессивное поле угадывается в организа­ции многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не мо­жет точно определить какое окно он зафиксировал до саккады а ка­кое — после нее: нарушается основная функция зрения — определе­ние, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 сек. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно» — назойливый повтор. Аналогична реакция на здания с вертикальным рустом (трудно определить на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концент­рические кольца в «прожекторе», человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады,.и на каком он остановил его после саккады. В силу автоматии саккад глаз легко те­ряет тот объект, который он только что фиксировал

Обобщая все выше сказанное мы вынуждены констатировать, что рукотворная среда опасна для зрения, его физиологических ме­ханизмов. Когда в поле зрения попадает гомогенная поверхность, глазу не за что зацепиться, в мозг поступает недостаточно информа­ции, что вызывает дискомфорт. Еще опаснее агрессивные видеополя, в окружении которых мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние.

В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно рабо­тать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция (сведение и разведение осей глаз при рассматривании близко и далеко расположенных объектов), автома­тия саккад и пр. Это приводит к физиологическим и психофизиоло­гическим расстройствам функционирования зрения и мозга в це­лом Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность лю­дей (вернее, это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений).

Смягчить негативные явления, а в идеале добиться большего обес­печения положительного психоэмоционального воздействия, позволя­ет комфортная визуальная среда. Такой средой видеоэкологи называ­ют среду с большим разнообразием элементов в окружающем про­странстве. Для нее характерно наличие разнообразных силуэтов, кри­вых линий разной толщины и контраста, острых углов (особенно в вер­хней части видимои картины), заострений, разнообразие цветовой гам­мы, сгущение и разрежение элементов и различная их удаленность.

Проблемы, поставленные в видеоэкологии, решаются для окру­жающей среды с использованием приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств, со- масштабных человеку, сохранением построек прошлых веков в но­вых застройках (см. рис.65 А).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...