![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права как совокупности правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.
Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.
Рассмотрение общества как совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).
Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических образований — все это отражается на политических институтах.
Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для достижения идеалов человеческого счастья. Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определяются следованием всех праву.
В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».
В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант поведения. Собственные интересы и собственная «свобода» не соотносятся ими с интересами и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкновения людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Но чтобы не быть под стать волкам, преподносится, говоря словами поэта Шиллера, как лекарство сплочение в государство.
Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и формальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему «формальные»? Да потому, что люди фактически всегда не равны между собой: один сильный, другой слабый, молодой и старец; обремененный большой семьей или нет и т.д. и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему никогда не сделать. К тому же и государства бывают разные.
Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество — мать государства, и соответственно, государство — его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе, либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Было время, когда государства и права не было. Государственность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти. Естественная справедливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении делами, незыблемостью авторитета старших.
С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных и т.д.), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят люди, которые специализируются на разных хозяйственных, военных и культовых делах. Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выполняемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приобретает государственный характер.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!