Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Описание. Научное сообщество при изучении религиозных движений, предпочитает воздерживаться от употребления понятий "ересь"



Научное сообщество при изучении религиозных движений, предпочитает воздерживаться от употребления понятий "ересь", "секта", "тоталитарная секта", "культ" и "деструктивный культ", как в некоторых случаях несущие эмоциональными и богословскими коннотациями. Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце XX века (напр., "альтернативные религии", "нетрадиционные религии" "маргинальные религиозные группы", "новые религии" и т. п.), широкое распространение получил один термин — "новое религиозное движение" (НРД), — популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер.

Разные исследователи вкладывают разный смысл в слово "новое" при изучении "новых" религиозных движений. Смысл, вкладываемый в слово "новое", меняется в зависимости от конкретного исследователя и его страны. В частности, в Японии НРД обычно называют группы, возникшие после конца XIX века. С другой стороны, Айлин Баркер использует прилагательное "новое" по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле "новым религиозным движением" называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Например, Международное общество сознания Кришны на Западе многие считают новым религиозным движением, поскольку оно относительно ново для западной культуры. Однако в Индии религию кришнаитов считают вполне традиционной, поскольку бенгальский вайшнавизм (течение в индуизме, к которому относится Общество сознания Кришны) известен там с начала XVI века.

По мнению исследователя профессора Массимо Интровинье,

Учёные с одобрением восприняли эти термины и почти единодушно начали использовать их, чтобы уйти от унижающих слов "культы" и "секты", однако реального согласия относительно содержания и границ этих терминов никогда не существовало. Одни включали в это число только группы, возникшие в XX веке, другие — и некоторые группы, возникшие в XIX веке. Одни использовали только хронологические критерии, другие (включая автора настоящей статьи) отдавали предпочтение доктринальной парадигме, говоря о "новых религиях" или "новых религиозных движениях" лишь в тех случаях, когда в богословии обнаруживалось радикальное расхождение с традиционным христианством или с (не столь легко поддающимся определению) традиционным иудаизмом, исламом, индуизмом или буддизмом… Возникли трудноразрешимые проблемы: причислять ли пятидесятников к новым религиозным движениям? А как быть с самобытными пятидесятническими движениями, возникшими в Латинской Америке, Африке и Азии? Чему отдать предпочтение — богословию или бихевиористике? …Некоторые движения, о которых шла речь, возражали, что термин "новое религиозное движение" или "новая религия" — всего лишь вежливый синоним слов "культ" и "секта", обозначающий нечто во всех отношениях отличающееся от "уважаемых" религий. В XXI веке некоторые участники разгоравшегося спора, по-прежнему возражая против всё более криминологического использования терминов "секта" и "культ" в ходе акций по борьбе с культами, предпринятых правительствами Франции, России и Китая, предложили попросту отказаться от терминов "новое религиозное движение" и "новая религия" и говорить о "семействах" религиозных и духовных групп.

Важнейшим аспектом деятельности современных НРД учёные считают культивирование различных психофизических упражнений, применительно к которым адепты НРД обычно используют термины "практики", "духовные практики", "методы духовной работы", "методики самосовершенствования". Эти техники можно разделить на три основные группы, направленные на работу:

с телом (и "энергиями") — телесноориентированные и мануально-энергетические;

с эмоциями — вербальные и эмоционально-вербальные;

с сознанием — ментальные.

Тип духовной практики НРД позволяет определить её потенциальных адептов.





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...