Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Боур, Брюс, Меншиков, Ренне, Репнин, Шереметьев — российские военачальники, участвовшие в сражении под Полтавой. 5 страница



Первым из них был «Устав благочиния или Полицейский». В самом названии документа кроется противоречие. Слово «благочиние» предполагает обращение к разуму подданных, пониманию ими необходимости и целесообразности тех или иных мероприятий. Понятие «полицейский» имеет совсем другой смысл. Устав перечисляет целый ряд должностных лиц, которые должны принуждать подданных к выполнению их обязанностей.

Контроль за поведением подданных должны были осуществлять специально созданные учреждения. Согласно Уставу благочиния город делился на части по 200- 700 дворов и кварталы по 50—100 дворов. В каждой части главным полицейским начальником являлся частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Они подчинялись Управе благочиния — высшему органу полицейского надзора. В ней заседали городничий, полицмейстер (в Москве и Петербурге обер-полицмейстер), два пристава (уголовных и гражданских дел) и два ратмана (избранные купечеством). Целью Управы благочиния было сохранять порядок в городе, наблюдать за состоянием дорог, мостов, за качеством продаваемых товаров, исполнять повеления местной администрации, рассматривать мелкие уголовные дела (кражи, мошенничество на сумму не более 20 руб.). Без разрешения Управы запрещалась организация товариществ и братств, театральных представлений, незаконных собраний.

Раздел Устава «Правила добронравия» наполнен идеями Просвещения: подданным рекомендуется помогать ближним в беде, на зло отвечать добром, «благочинно» вести себя в храме, супругам жить в согласии и любви, детям почитать родителей и т. п.

Венцом «золотого века» российского служилого дворянства стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», опубликованная 21 апреля 1785 г. Она в основном подтвердила положения манифеста о вольности дворянства 1762 г. и в значительной мере расширила привилегии сословия. Дворяне получали исключительное право на владение землей и крестьянами, освобождались от телесных наказаний, от уплаты налогов. Дворянина могли судить только равные ему.

Дворянское общество, объединившее владельцев поместий не моложе 25 лет, созывало по разрешению губернатора раз в 3 года дворянское собрание, где рассматривались общедворянские «нужды», избирались кандидаты, из которых губернатор назначал предводителя дворянства. Губернское собрание избирало около трети из 75 штатных чиновников, определяемых в состав новых губернских учреждений (совестного судью, 10 заседателей верхнего земского суда, 2 заседателя совестного суда и 10 заседателей в верхнюю расправу). Уездное дворянское собрание избирало уездных чиновников. В уездах учреждалась также дворянская опека с функциями, аналогичными приказу общественного призрения. Таким образом, дворянство получило преобладание в системе управления, освободившись при этом от самых тяжелых государственных повинностей.

Дворяне каждой губернии вписывались в «родословную» книгу. Для составления ее было создано постоянно действующее учреждение — дворянское депутатское собрание, которое снабжало соответствующими сведениями Герольдию Сената. Эти сведения помогали Сенату и местным властям вести учет дворянства, а также облегчали комплектование чиновничьего аппарата.

Дворянские родословные книги делили всех дворян на шесть групп:

1) «действительные» (или жалованные) дворяне, пожалованные верховной властью. Обыкновенно это были те роды, предки которых владели недвижимым населенным имением менее чем за 100 лет до 1785 г.

2) «военное дворянство», т. е. получившее «достоинство» по военным чинам и орденам, дослужившись до обер-офицерского звания;

3) «осьмиклассное дворянство», т. е. получившее это звание гражданской службой;

4) «иностранные роды», т. е. имевшие патенты от иностранных государей;

5) титулованное дворянство, т. е. те, кто получил по наследству или от императрицы княжеский, графский или баронский титул.

6) «древнее дворянство», т. е. те, кто владел дворянским имением до 1685 г.

Разделение дворянства было позаимствовано из феодальной системы западных государств. Уже к середине XVIII в. дворянство фактически разделилось на две группы: древних и выслужившихся из «подлых».

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи» выделяла в составе населения городов 6 разрядов:

1) «настоящих обывателей» (владельцы недвижимости в городе, не занимавшиеся торговлей и промышленностью);

2) купцов гильдейских;

3) именитых граждан (пестрая по составу группа, в которую входили выборные должностные лица, некоторые представители буржуазии, например, банкиры);

4) иногородние и иностранные гости (российские и иностранные купцы и специалисты, которые были приписаны к городу для промышленной и торговой деятельности, но не проживали в нем);

5) цеховые ремесленники;

6) посадские (не записанные в цехи мелкие ремесленники, мелкие торговцы, чернорабочие).

Если шесть групп дворянской родословной книги существовали реально, то шесть категорий горожан создавались в определенной мере искусственно. Причем все дворяне в правовом отношении были равны, а горожане имели разные права и привилегии в зависимости от той или иной категории, а по существу в зависимости от своего материального достатка. Так, первые четыре группы освобождались от телесных наказаний. Грамота создавала сложную систему органов городского самоуправления. Такими органами являлись общее городское собрание, общая городская дума, шестигласная дума и магистрат.

В городах учреждали орган опеки и попечительства «сиротский суд». В его состав входили городской голова, члены магистрата, городской староста. Вся деятельность исполнительного органа — шестигласной думы была опутана опекой губернатора, т. к. городское собрание собиралось только с его соизволения. Он же контролировал расходы и доходы. В. О. Ключевский писал по этому поводу: «Городское самоуправление действовало очень вяло под тяжелой рукой наместника или губернатора».

У новой системы городского самоуправления были очень узкие рамки. В отличие от петровских магистратов, которые ведали почти всеми вопросами управления городом, теперь многие функции городского управления перешли к другим органам. Так, полиция подчинялась правительственным органам, суд зависел от местной администрации, податное дело было отдано казенным палатам. В ведении сословных городских органов осталось все то, что было связано с достаточно второстепенными вопросами благоустройства, развитием торговли, промыслов, защитой сословных прав и т. п. Кроме того, деятельность городского самоуправления стесняла очень узкая финансовая база. Бюджеты городов основывались на отчислении процентов от казенной питейной продажи, гильдейских сборах, на штрафах и т. п. В городских бюджетах наблюдался постоянный дефицит.

«Жалованные грамоты» дворянству и городам были опубликованы 21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы, которая подобным образом преподносила себе подарок. Содержание грамот составляло основной пункт екатерининского плана реформ — создание законодательства о сословиях. Чтобы понять замысел императрицы, необходимо учитывать и третью, так и не опубликованную грамоту — государственным крестьянам. Ее реализация могла быть первым шагом, направленным на развитие в России гражданского общества и правового государства. Вопрос, однако, в том, было ли создание такого общества осуществимо в конкретных исторических условиях второй половины XVIII в. Ответ, судя по всему, должен быть отрицательным, так как идти по названному пути можно было только уничтожив крепостничество.

Последней значительной мерой в политике просвещенного абсолютизма было обнародование в 1786 г. Устава о народных училищах. Ему предшествовало открытие в 1783 г. в Петербурге учительской семинарии; подготовка целого ряда учебных пособий. «Устав» предусматривал организацию главных народных училищ (по одному в каждом губернском городе), а также малых народных училищ в губернских и уездных городах. Срок обучения в первых — четыре года, во вторых — два года. Учащимися могли стать представители всех сословий, в том числе и дети крепостных (дворовых).

В течение первых двух лет обучали чтению, письму, рисованию и «христианскому добронравию». В третьем и четвертом классах изучали всеобщую историю, географию, землеописание Российского государства, постигали основы геометрии, механики, физики, естественной истории и латинского языка. Авторы учебников стремились внедрить в сознание учащихся добродетели и искоренить пороки. «Новый способ или новейшая азбука» открывалась разделом «Правила учтивости», в котором детям рекомендовалось не чесать головы, не чистить зубы вилкой, «чихать с тихостью» и т. д. Тут же были помещены нравоучительные басни из жизни животных и птиц. Лейтмотив нравоучений: терпимость к злу, неблагодарности, необходимость быть кротким и скромным.

Было разработано специальное «Руководство учителям первого и второго классов». На учителя возлагалась роль чадолюбивого отца, который хвалит прилежных и умеет уговаривать нерадивых. К каждой категории детей должен быть особый подход, суть которого состоит в том, чтоб «не поступать с ними сурово и не отнимать у них строгостью охоты к учению». Учителю запрещалось применять телесные наказания.

Создание сети народных училищ было сопряжено с немалыми трудностями: не хватало учителей, учебников, помещений для занятий. Предпринятая два года спустя после опубликования «Устава народных училищ» проверка обнаружила убогое положение новых учебных заведений. Малые народные училища отсутствовали во многих уездах. Многие учителя не соответствовали самым элементарным требованиям. Тем не менее, к концу XVIII в. в 45 губерниях России действовало 49 главных народных училищ и 239 малых, в которых преподавало 760 учителей и обучалось 22220 учеников.

Российское Просвещение в самодержавном и демократическом проявлениях. Литературное и публицистическое творчество Екатерины II — одна из граней деятельности императрицы в качестве «просвещенной монархини». В свое стремлении бороться с человеческими пороками Екатерина II уповала на благотворное влияние печатного слова. Изданием журнала «Всякая всячина» в начале 1769 г. императрица положила основание сатирической журналистике. В первом же номере журнала она обратилась с призывом к литераторам учреждать новые периодические издания. Призыв императрицы был услышан. В том же 1769 г. было основано семь новых журналов. Затевая «Всякую всячину», Екатерина II полагала, что ее журнал будет задавать тон и идейное направление всей журналистике, но ошиблась. Запевалой критической оценки современных порядков выступил «Трутень» Н. И. Новикова. Само название журнала (под словом «трутень» подразумевался помещик, живущий чужим трудом) свидетельствовало о социально-политической ориентации его издателя. И «Всякая всячина», и «Трутень» боролись с такими человеческими пороками, как казнокрадство, взяточничество, жестокое обращение с крепостными. Но сатира Екатерины II больше напоминала юмор, отличалась безликостью, так как была обращена к человечеству вообще. Жураналы Н. И. Новикова «Трутень» и сменивший его «Живописец» позволяли себе довольно острую сатиру существовавших порядков. Тем не менее, авторов ведущих журналов объединяло главное: они не требовали отмены крепостного права и изменения политической системы.

Еще одной сферой деятельности, имевшей целью повысить нравственный облик подданных, была литература. Свои литературные сочинения императрица называла «безделками» и не считала их шедеврами. Первую комедию «О, время!» Екатерина II сочинила в 1772 г. По свидетельству современников, пьеса была принята публикой «с отменным удовольствием». Предмет осмеяния комедии — жадность, ради которой совершаются непристойные поступки. Особый цикл сочинений Екатерины II составили «Были и небылицы» — небольшие эссе нравоучительного содержания, высмеивавшие человеческие произведение историко-публицистическое произведение: «Антидот» («Противоядие»), посвященномt разбору книги аббата Шаппа д Отероша, который 1768 г. опубликовал в Париже «Путешествие в Сибирь». Сочинение аббата было наполнено множеством ошибочных утверждений, домыслов, явных искажений. Причем, все они преследовали одну цель — изобразить страну варварской, а ее народ диким. Императрица обвинила автора в том, что он увидел Россию «на скаку», что все увиденное и услышанное изобразил во враждебном русским духе. Автор «Антидота» заявляет: «Я имею честь быть русским и горжусь этим. Я буду защищать свое отечество словом, пером и мечом, пока у меня хватит жизни…»

Императрица вела активную переписку с французскими просветителями (особенно с Вольтером), называя себя их скромной ученицей. Просветители, в свою очередь, не переставали восхищаться Екатериной II. Особый восторг с их стороны вызвала материальная помощь, оказанная Дидро. В 1766 г. императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти. Более того, Дидро был назначен хранителем библиотеки с жалованьем в 1000 франков в год с выплатой его за 50 лет вперед.

Связь императрицы с просветителями не ограничивалась перепиской. С Дидро и Гриммом Екатерина II общалась лично. В первый раз оба они явились в Петербург в 1773 г. В столице Дидро пробыл пять месяцев вместо двух, как собирался вначале. Собеседники не всегда высказывали взгляды, приемлемые друг для друга. Граф Сегюр, французский посол при дворе императрицы, достаточно четко выразил это различие: «Она восхищалась его умом, но отвергала его теории, заманчивые по своим идеям, но неприложимые к практике».

Представителями умеренного просветительства в России были журналист и издатель Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин, автор самобытных комедий «Недоросль», «Бригадир», в которых смело обличалось дворянское злонравие. Н. И. Новиков являлся одним из руководителей масонских лож в России. Российские масоны уделяли особое внимание общественной и просветительной деятельности: открыли библиотеку, Филологическую и Переводческую семинарии, ряд школ, создали бесплатную аптеку для бедных, раздавали хлеб во время неурожая и т. д. Представление о грандиозных масштабах издательской деятельности Н. И. Новикова дают следующие цифры: за десятилетие (1781-1790) в России было издано 2685 книг, из них на долю Н. И. Новикова приходилось 748 или 28%.

Иностранные связи московских масонов, их просветительская деятельность, а также попытки установить через В. И. Баженова контакты с великим князем Павлом Петровичем вызвали беспокойство императрицы. В 1785 г. Екатерина II повелела освидетельствовать Н. И. Новикова в Законе Божием, рассмотреть выпущенные им книги и провести инспекцию, созданных при его участии школ. Московский архиепископ Платон и губернский прокурор А. А. Тельс, проводившие расследование, признали Новикова «хорошим христианином», однако в январе 1786 г. Екатерина II повелела закрыть все частные школы и больницы и запретила печатать в частных типографиях книги духовного содержания. В 1792 г. Н. И. Новиков и другие видные масоны были арестованы и высланы в свои имения. Целый ряд их изданий был изъят и уничтожен. По высочайшему повелению Н. И. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Просветительская философия нашла отражение в произведениях выдающегося российского ученого М. В. Ломоносова, который был убежден в том, что самодержавие в России является наилучшей формой правления, так как «разномысленною вольностью Россия едва не дошла до крайнего разорения». Идеалом правителя для него был Петр I. Ему ученый посвятил «Слово похвальное» (1755), поэму «Петр Великий» (1760—61), а также мозаичное полотно «Полтавская баталия» (1762—64), в которых высказал убеждение, что просвещенный монарх должен дать подданным «непреложные и ясные законы», а «науки сами все дела человеческие приведут на верх совершенства».

Профессор Московского университета, юрист С. Е. Десницкий выдвинул историческую концепцию развития человечества, выделив 4 его «состояния». Основой любой собственности автор концепции считал труд. Он придерживался теории разделения властей и считал, что все граждане государства, включая монарха, равны перед законами.

Критиком крепостнических порядков выступил либерально настроенный дворянин А. Я. Поленов, что нашло отражение в его работе, представленной на конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом в 1765 г. Конкурсное сочинение не было опубликовано на том основании, что оно содержало «по здешнему состоянию неприличные выражения». Однако автор, раскритиковав крепостничество, не предлагал отменить его. Он всего лишь считал возможным предоставить крепостному право наследственного владения «недвижимым имением» и право собственности на движимое имущество.

Носителем идеологии просветительства был драматург, поэт, переводчик Я. Б. Княжнин, пьесы которого с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. В них высмеивались мотовство, праздность, галломания и отсталость российского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным. Патриотический пафос трагедий Я. Б. Княжнина, сюжеты из отечественной истории во многом определяли их успех у современников. Наибольшей популярностью пользовалась трагедия «Дидона», где в облике карфагенской царицы воплощены все достоинства «просвещенной монархини». В основе трагедии «Вадим Новгородский» — борьба республиканца Вадима против правителя Новгорода Рюрика. Антимонархическийоттенок пьесы стал основанием, чтобы весь тираж по указанию Екатерины II был уничтожен. По одной из версий, Я. Б. Княжнин умер от пыток в Тайной экспедиции Сената.

Начало зарождения леворадикального направления общественной мысли. Революционное просветительство в России связано, прежде всего, с именем А. Н. Радищева — автора «Оды вольность», «Письма к другу, жительствующему в Тобольске», «Записок путешествия в Сибирь», «Записок путешествия из Сибири» и др. Богатое литературное наследие позволяет восстановить систему литературных воззрений автора. По мнению А. Н. Радищева, причиной всех бед крестьянина являлось рабство. Крепостной землевладелец не был заинтересован ни в повышении производительности труда, ни в расширении производства. Чтобы принудить крестьянина к труду, помещик вынужден прибегать к насилию, но цели не достигает, так как крестьянин работает «оплошно, лениво, косо и криво». Единственный путь достижения свободы для народа — революция, в результате которой появится свободный труженик, обрабатывающий принадлежащую ему землю.

Венцом воплощения радикальных идей являлось «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которое Екатерина II назвала А. Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Для своего сочинения автор использовал форму путевых заметок. Название глав соответствует наименованию населенных пунктов, в которых размещались почтовые станции: Тосна, Чудово, Новгород, Клин, Тверь и др. Впервые в литературе простые крестьяне изображенны с теплотой и глубоким сочувствием к их тяжелой доле. Помещики, напротив, наделены отталкивающими чертами. Хотя прямые призывы к ликвидации самодержавия и крепостничества насильственным путем в книге отсутствовали, но на фоне революционных событий во Франции, власть подвергла А. Н. Радищева суровым преследованиям. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица «милостиво» заменила лишением дворянства и всех чинов, и ссылкой в Илимский острог.

Влияние идей С. Е. Десницкого и А. Н. Радищева испытал Ф. В. Кречетов. Его взгляды нашли отражение в сочинениях «План юридический», «Камилловы пять сновидений», «Изъявление понятий юриспруденции всеобщей». Ф. В. Кречетов пришел к идее введения «всеобщей юриспруденции», т. е. распространения среди народа знаний и «прав гражданских». В 1785 г. он создал просветительское общество, потребовал ограничения самодержавия, реформы суда, свободы слова, равноправия женщин, а 1786 г. он предпринял попытку издания журнала «Не все и не ничего», который был запрещен цензурой после выхода первого номера. В 1788 г. Ф. В. Кречетова дважды арестовывали (1788, 1793), обвинив в призывах к свержению самодержавия, неверии в Бога. Он был приговорен к одиночному бессрочному заключению в Петропавловской, затем в Шлиссельбургской крепости.

Взгляды М. М. Щербатова. Выходец из аристократического рода, высокообразованный публицист и историк М. М. Щербатов вошел в историю общественно-политической жизни России как идеолог консервативного дворянства. С трибуны Уложенной комиссии и в публицистических сочинениях он развивал два тесно связанных тезиса: необходимость сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. М. М. Щербатов выступал за отмену Табели о рангах Петра I, за расширение привилегий столбовых дворян, в частности предоставления им монопольного права замещения всех должностей в правительственном аппарате. Он был решительным противником ликвидации крепостнических порядков. Освобождение крестьян, по его мнению, повлечет множество невзгод: крестьяне впадут в «обленчивость», станут заниматься разбоем, снизится урожайность их хозяйств. Самым опасным последствием освобождения крестьян М. М. Щербатов считал разорение дворянства. Слабее станет и государство, так как разорившиеся дворяне утратят значение его надежной опоры.

М. М. Щербатов подвергал резкой критике деятельность Екатерины II, но в отличие от просветителей он критиковал ее с правых, консервативных позиций, обвиняя в деспотизме и безнравственности. В его понимании деспотизм императрицы проявлялся в ущемлении интересов дворянства ее доверенными лицами, имевшими непомерно широкие полномочия. Безнравственность императрицы раскрыта в памфлете с характерным названием — «О повреждении нравов в России», автор также обращает внимание на общее падение нровов в царствование Екатерины II.

Представления об идеальном государстве М. М. Щербатов изложил в сочинении фантастического жанра «Путешествие в землю Офирскую», в которой благоденствует высшее сословие общества — дворяне, в зависимости от древности рода поделенные на «четыре степени благородства». Они управляют страной совместно с монархами, обязанными подчиняться законам своей страны.

Российское самодержавие и революционные события во Франции. Французская революция 1789—1794 гг. вначале была принята российским обществом чуть ли не с единодушным одобрением как путь к «просвещенной монархии». Но казнь короля и установление якобинской диктатуры не оставили места для иллюзий. Правительство Екатерины II встало на путь открытой реакции: Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин брошен в тюрьму, Новиков заключен в крепость, в 1791 г. императрица закрыла масонские ложи. При Павле I борьба с идеями Французской революции усилилась. Одной из важнейших тем павловского законодательства стала борьба с проникновением вредных влияний из-за границы. Были закрыты все частные типографии, запрещен ввоз иностранных книг. Запрещалось принимать от кого-либо коллективные прошения, т. е. всякое объединение людей, какую бы цель оно не преследовало, признавалось опасным. Был введен запрет даже на ношение одежды по французской моде, на употребление слов «нация», «конституция», «республика» и др. Все российские подданные, учившиеся за границей, были отозваны на родину.

События во Франции произвели сильнейшее впечатление как на Екатерину II, так и на Павла I. Опыт Французской революции для многих мыслящих людей Европы и России стал важнейшим уроком, повлекшим неприятие всех форм политического радикализма. В определенной степени произошла и дискредитация идей Просвещения, которые связывали с ужасами революции. Но и те, кто принял эту точку зрения, разделились как бы на два лагеря. Одни пришли к выводу о необходимости отказаться от каких-либо преобразований и все силы направить на сохранение существующего порядка, другие, напротив, убедились в необходимости предотвращения подобных потрясений путем осуществления последовательных реформ. В России наиболее ярким выразителем первой точки зрения был Н. М. Карамзин, второй — М. М. Сперанский. Павел I принадлежал к первому лагерю, что привело его политику к отказу от продолжения преобразований, к попыткам законсервировать сложившийся политический строй.

Наследник престола. Наследник престола Павел воспитывался Елизаветой Петровной, родителям редко удавалось даже взглянуть на сына. В четыре года его начали учить читать и писать. Позднее наследник был окружен рядом способных учителей, главным из которых был граф Н. И. Панин. Программа учебных занятий великого князя состояла из истории, географии, математики, иностранных языков, танцев, фехтования, морского дела, физики, астрономии, богословия. Особенно интересовала наследника математика. Павел много читал. Он знал произведения не только Державина, Сумарокова, Ломоносова, но работы Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро. Трагическая смерть отца произвела на мальчика очень сильное впечатление. События 1762 г. окончательно отдалили сына от матери, их отношения стали натянутыми и напряженными.

В 1781—82 гг. Павел и его жена Мария Федоровна совершили большое заграничное путешествие под именами графа и графини Северных. Они побывали в Италии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Германии. Почет, с которым при европейских дворах принимали Павла, льстил великому князю, делал его неосторожным в заявлениях. Так, в Неаполе цесаревич сказал: «Какие могут быть законы в стране, где царствующая императрица остается на престоле, попирая их ногами». Похожие речи он держал в Вене, Риме, Флоренции.

Стремясь избавиться от вечно фрондирующего сына, Екатерина II в 1783 г. подарила наследнику мызу Гатчина, ранее принадлежавшую ее фавориту Г. Орлову. С этого времени началось тринадцатилетнее «гатчинское» затворничество цесаревича. Маленький городок в две тысячи человек стал пробным полем будущих павловских экспериментов. Цесаревич основал в городе школу, больницу, выстроил католический храм и протестантскую кирху. Но главной его страстью было военное дело. Павел создал в Гатчине собственную армию. Это воинское формирование жило и действовало по воинским уставам и инструкциям написанным цесаревичем. Приезжавшие в Гатчину отмечали, что они попадали как будто бы в другое государство, где все — от цвета шлагбаумов и покроя костюмов до организации войска — было устроено по прусскому образцу.

Энергичный честолюбивый наследник престола стремился к государственной деятельности, жаждал перемен. Но вход в мир большой политики был для него закрыт. В одном из частных писем в 1784 г. он с горечью писал: «Мне вот уже тридцать лет, а я ничем не занят…» Вынужденное удаление от дел сказывалось на характере великого князя. Он был строг, угрюм, язвителен. Современники отмечали «раздражение и озлобление», разъедавшие душу цесаревича.

Приход к власти Павла I. Ломка екатерининских порядков. В последние годы жизни Екатерина II всерьез размышляла над тем, чтобы передать трон не сыну, а своему любимцу — внуку Александру. Придворные источники сообщали Павлу, что все необходимые документы были готовы. 24 ноября в день тезоименитства Екатерины II ожидалось оглашение соответствующего манифеста, но 5 ноября императрицу поразил апоплексический удар (кровоизлияние в мозг), и через сутки, не приходя в сознание, она скончалась.

Многие решения и поступки нового императора, особенно в первые месяцы правления, свидетельствовали о его желании свести счеты с екатерининскими царедворцами и покойной матерью. Были освобождены из заключения Т. Костюшко, Н. И. Новиков, возвращен из ссылки А. Н. Радищев. Целый ряд городов и крепостей, основанных Екатериной II, был переименован. В ноябре 1796 г. были восстановлены Берг-, Мануфактур-, Коммерц- коллегии. В том же месяце были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтике, Беларуси и Украине (фактически восстановленными оказались лишь судебные органы). Павел I решительно взялся за наведение порядка в армии, и прежде всего, в екатерининской гвардии.

Курс на укрепление устоев абсолютной власти. Во внутренней политике Павла I проявились две важнейшие тенденции его царствования: всемерное укрепление императорской власти и стремление к консервации сложившейся системы.

В день коронации, 5 апреля 1797 г., был издан Указ о престолонаследии. Замысел императора предельно просто и максимально точно изложен в документе: упрочить здание Российской империи и династические права потомства царствующей особы. Указ был составлен таким образом, чтобы исключить любую неясность в этих вопросах. Закон о престолонаследии ограничил даже власть самодержца: он не мог по своему желанию назначить наследника, не мог лишить членов императорской фамилии их династических прав. Указ 1797 г. и не прервал традицию дворцовых переворотов (о чем свидетельствует судьба самого Павла I), но он исключил нарушение последовательности при переходе власти среди членов правящей династии.

В 1796 г. было объявлено о проведении административной реформы. Количество губерний сокращалось (41 вместо 50 плюс область Войска Донского). В ходе проведения реформы был смещен ряд наместников, пользовавшихся при Екатерине II практически неограниченной властью на вверенных территориях.

Курс на усиление режима абсолютной власти проявился в возрастании власти генерал-прокурора Сената. Он ведал финансовыми, военными, административными, судебными и полицейскими вопросами, а также делами об определении в должности, увольнении, награждении и т. п. Известна фраза Павла I, сказанная генерал-прокурору А. А. Беклешову: «Ты да я, я да ты: мы одни будем дела делать». Это вполне соответствовало взглядам императора на роль самодержавной власти. Лучшим решением проблемы взаимоотношений с подданными Павел I считал равное бесправие сословий перед личностью государя, точное и немедленное исполнение всех его указаний. За короткое время правления Павла I должность генерал-прокурора занимали последовательно А. Б. Куракин, П. В. Лопухин, А. А. Беклешов, и П. Х. Обольянинов. Все они были преданы государю и послушны его воле, но последняя столь часто и неожиданно менялась, что предугадать и в точности исполнить ее было невозможно.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...