Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ББК Ч31я7 39 страница



В области обеспечения населения комфортными условиями жизни (среда обитания) в России продолжают оставаться большие возможности. Являясь крупнейшим мировым экспортером газа, Российское государство, в отличие от европейских государств - импортеров российского газа, до настоящего времени далеко не в полном объеме обеспечивает собственное население. Об этом красноречиво свидетельствует следующая сравнительная таблица, отражающая динамику уровня газификации в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Свободные и несвободные // Российская газета. 2008. 25 июля. (спецвыпуск "Экономика. Топливно-энергетический комплекс". С. 3).

Годы В городах (%) В сельской местности (%) Всего по стране (%)
       
       

Последовательное осуществление хозяйственной реформы, в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке политической структуры и в коренной судебно-правовой реформе. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административно-приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.

Весьма поучительны и показательны результаты социологических исследований, проведенных с целью выявления характеристики среднего класса в Москве (2006 год), то есть представителей "золотой середины", чьи доходы находятся между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми категориями граждан <1>. Необходимо отметить, что уровень жизни в Москве считается одним из самых высоких в стране.

--------------------------------

<1> Пуля И. Кто в столице самый средний? // Российская газета. 2006. 30 августа.

Социологи отметили, что к среднему классу относятся москвичи, ежемесячно получающие в среднем 1000 долларов. В семье доходы должны быть не менее 500 долларов на каждого члена. Для сравнения средняя зарплата в Великобритании составляет 2640 долларов и получают ее 55% жителей. Среди москвичей зарплату не менее 1000 долларов получает только 15% или только каждый седьмой житель города. Уровень оплаты труда в России пока несопоставим с подобными показателями ведущих государств мира. Например, только размер минимальной ежемесячной зарплаты в развитых европейских странах составляет 1000 евро, а в США - примерно 700 долларов.

Среди московских представителей среднего класса 16,2% - бизнесмены, 17,3% - работают в управленческо-административной сфере, 15,3% - в сфере производства товаров и услуг, 11,1% - в сбыте и маркетинге, 10,9% - в финансовой сфере и бухгалтерии, 6,6% - в информационно-технологическом обеспечении, 5% - в кадровых подразделениях, 3,3% - занимаются снабжением, 2,7% - обеспечением безопасности и охраной, 2,3% - рекламой и PR.

Среди представителей московского среднего класса 28% руководителей среднего звена и квалифицированных специалистов с высшим образованием. 53,7% - мужчины и 46,3% - женщины. Не в пример представителям зарубежного среднего класса в Москве отмечается молодой возраст этой категории граждан. Например, 15,8% из них в возрасте от 18 до 24 лет, а 28,1% - в возрасте до 34 лет. Они весьма прагматичны и, как правило, свой карьерный рост начинают уже с 3-4 курса ВУЗа.

Высокий уровень культуры. В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии <1>. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.

--------------------------------

<1> Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: 1983.

Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации - в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность - в крепостной "труд из-под палки", в отбывание повинности или безделье.

Проблема стадий роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов <1>, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и, вероятно, пробелы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

--------------------------------

<1> См: Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. 1990. N 11.

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механистический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.

В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности, интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество, отличаясь определенным уровнем духовности и нравственности, должно приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности все более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации, нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна только в тех странах, где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества и деятельности его социальных институтов, политических структур <1>. Однако рост культуры требует не меньше, а скорее больше времени и усилий, нежели рост экономики. К тому же нельзя забывать, что производительные силы - это не только машины, автоматика, роботы, аналитические ресурсы. Прежде всего, это сам человек, уровень его развития, умение использовать орудия труда, технику, организация и условия труда, характер разделения и соединения труда. Свободный творческий труд в свободном обществе, социальная защищенность каждого работника и удовлетворение своей работой, нравственная и материальная заинтересованность высококультурного работника в конечных результатах труда - все это органически связано между собой и определяет образ жизни людей, качество их социального бытия. И если в экономике в принципе невозможно "перескочить" через этапы ее необходимого развития, то тем более невозможно игнорировать стадии роста культуры народов и регионов. Но все же государство может создавать предпосылки для ускорения этого роста путем восприятия достижений мировой цивилизации или, напротив, воздвигать "железный занавес" на пути такого восприятия. Замыкать культуру в границах государства, которое ведет к его стагнации, превращает саму самобытность культуры в оковы ее нормального совершенствования и роста. Итак, достаточно высокая степень цивилизации, культуры общества, его полнокровная духовная жизнь - это те социальные факторы, которые оказываются духовными предпосылками становления правового гражданского общества и государства.

--------------------------------

<1> Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. N 8.

В любом, даже достаточно развитом, демократическом обществе будут добро и зло, правда и неправда, прогрессивные и репрессивные силы, господство права и факты беззакония, социальные противоречия и разнородные интересы. Однако преобладание его позитивных черт над негативными в области общественного сознания и духовного состояния столь же важны для правовой государственности, как и ее материальные предпосылки.

Демократия и политический плюрализм. Так называемое "государство законности" - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов.

Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит "правовую" основу собственной деятельности.

При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничением прав и свобод граждан, "дарованных" государством, отбирающему их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии.

Дословно термин "демократия" в переводе означает власть народа. Однако социально-политический феномен демократии вовсе не исчерпывается таким пониманием, тем более что остается и само определение народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть предоставлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.

Демократия - это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду.

Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений. Важной составляющей основы демократии являются экономическая мощь государства (его экономические возможности) и уровень жизни населения. В 2007 году у "золотого миллиарда", т.е. у населения, проживающего в развитых странах мира, средний ежегодный доход на каждого составлял 35 тысяч долларов, а у остальной части населения (это около 6 миллиардов человек) - только 1 тысяча долларов. В годы Великой депрессии этот показатель в США составлял около 2 тысяч долларов.

С точки зрения экономических критериев, демократия представляет собой форму общественного устройства, при котором органы исполнительной власти (и, прежде всего, правительство) находятся в прямой зависимости от волеизъявления (избирательных голосов) налогоплательщиков, т.е. населения. Логика этого определения заключается в том, что законопослушный гражданин должен иметь реальное право на контроль за эффективностью работы правительства.

Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев населения всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему.

Политические партии являются основой демократической системы. Они, в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя.

Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно-управленческой деятельности администрации.

Опыт выхода США из кризиса 30-х годов XX столетия свидетельствует, что государство является не только инструментом выхода из изоляционизма, а также инструментом решения экономических и социальных проблем. При умелой организации привлечения населения к решению стоящих перед обществом задач оно может быть "главным инструментом и арсеналом демократии" <1>.

--------------------------------

<1> Сабов А. Лучшее с Делано (Уроки Рузвельта: как бедных сделать богатыми) // Российская газета. 2007. 6 марта.

Деидеологизация общества и управления. Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Прививает нетерпимость к инакомыслию и к иноверцам, превращает религиозные и иные убеждения в фанатизм. Порождает мифы и поощряет предрассудки, догматизирует идеи и концепции, отвергает альтернативы, консенсус, плюрализм мнений. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности. Становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость. Готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности. Не в состоянии правильно оценить обстановку. Ему отказывает здравый смысл, у него искажено чувство справедливости. Сверхидеологизация отрицает общечеловеческие ценности, ведет к постоянному поиску врага. Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур.

Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывали те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом которой был фашизм, именовавший себя в Германии национал-социализмом.

Между тотальной идеологизацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные войны, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни.

Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

25.3. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

- верховенство закона во всех сферах жизни общества;

- деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность личности и государства;

- реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

- стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

- ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

- оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

- располагает специальным государственным механизмом;

- обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

- существует благодаря налогам и другим сборам;

- обладает государственным суверенитетом.

25.4. Проблемы и пути формирования

правового государства в Российской Федерации

Сама идея и определенные практические шаги к созданию в общепринятом понятии правового государства в России имели место как в дооктябрьской, так и в послеоктябрьский периоды времени. В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Эта Конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которые выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития.

Исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Продолжается процесс дальнейшего формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой - установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, независимой от других ветвей власти.

В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Ш. Монтескье, которому принадлежит концепция разделения государственной власти на три ветви, выделял следующие три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Пройдет немало времени, наполненного бурными событиями, прежде чем эта концепция обретет законодательное признание и станет претворяться на практике.

Не с самого начала развития человеческого общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.

В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремлению к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип "господства права".

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В части 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

В соответствии с Конституцией и действующим законодательством в современной России действует следующая система судов: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды. В субъектах Российской Федерации могут создаваться собственные конституционные (в республиках) или уставные (в остальных видах субъектов) суды. В Вооруженных силах России применительно к структуре и системе Вооруженных сил действуют военные суды.

Накопленный практический опыт свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в устоявшуюся и конституционно определенную судебную систему. В конце октября 2000 года Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев представил в Государственную Думу России проект Закона об административных судах. Целью законопроекта была поддержка президентской реформы системы государственной власти (создание оптимальных условий эффективного функционирования всех семи федеральных округов), а также оказание помощи непомерно загруженным судам общей юрисдикции. Предполагалось создать 21 судебный округ. В них, по мнению разработчиков законопроекта, можно будет обжаловать нормативные акты и действия должностных лиц (в том числе и самих губернаторов), постановления Правительства и обеих палат Федерального Собрания России, а также законы субъектов федерации. Эти суды должны рассматривать дела по защите избирательных прав и налоговому законодательству. Руководство и контроль за их деятельностью предполагается возложить на Верховный Суд РФ. Численность административных судов определена таким образом, чтобы нагрузка между ними распределялась равномерно.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Одним из признаков реального правового государства является способность и готовность государства предоставить своим гражданам возможность и условия наиболее полной самореализации. С 1970 года в рамках развития ООН ежегодно готовится "Доклад о развитии человека", в котором вычисляется индекс развития человеческого потенциала в различных странах. Он рассчитывается исходя из следующих показателей: экономический (доля ВВП на душу населения), демографический (средняя продолжительность жизни, уровень грамотности населения, доступность образования), а также ряда комбинированных показателей.

В зависимости от величины индекса страны мира (в 2006 году в докладе отмечались 177 стран) делят на три категории: с высоким, средним и низким уровнем развития человеческого потенциала. Россия находилась во второй группе, занимая 65-е место. Рядом с ней располагались Ливия (64 место), Македония (66 место) и Белоруссия (67 место). В целом показатели первых 10-ти стран выглядели следующим образом (смотри таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Васильева А. В мире потенциально ничего не меняется // Коммерсантъ. 2006. 1 декабря.

Место (место за 2005 год) Страна Значение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Разница между ВВП и ИРЧП
1 (1) Норвегия 0,965  
2 (2) Исландия 0,96  
3 (3) Австралия 0,957  
4 (8) Ирландия 0,956 -1
5 (6) Швеция 0,951  
6 (5) Канада 0,95  
7 (11) Япония 0,949  
8 (10) США 0,948 -6
9 (7) Швейцария 0,947 -3
10 (12) Нидерланды 0,947 -1
65 (62) Россия 0,797 -6




Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 439 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...