Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ББК Ч31я7 27 страница



Львов Дмитрий. Экономика и жизненный мир человека // Российская газета. 2006. 19 мая.

Торкунов Анатолий. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.

Эбзеев Б.С., Краснорядцев С.Л., Левакин И.В., Радченко В.И. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М.: Экономика, 2005. 375 с.

Мурашова Е.Н. Восприятие решений Европейского суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства // Журнал российского права. 2006. N 3.

Лапаева В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания // Журнал российского права. 2006. N 4.

Серегина Л.В. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения // Журнал российского права. 2006. N 6.

Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. N 6.

Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. N 7.

Юдин А.В. "Злоупотребление правом на обращение" по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации юридических лиц // Журнал российского права. 2006. N 10.

Колотова Н.В. Право и права человека в условиях глобализации (научная конференция) // Государство и право. 2006. N 2.

Глухарева Л.И. Методологические аспекты развития теории прав человека // Государство и право. 2006. N 3.

Беседкина Н.И. Права неродившегося ребенка // Государство и право. 2006. N 4.

Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8.

Сабов Александр. Лучшее с Делано (уроки Рузвельта: как бедных сделать богатыми) // Российская газета. 2007. 6 марта.

Право, экономика и власть: Доклады и статьи VII Международной научно-практической конференции. Москва. 18 мая 2007 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2007. 665 с.

Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества. Сборник материалов III Международной конференции. 25 мая 2007 г. / Под ред. профессора Ю.Б. Рубина.

Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2.

Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. N 5.

Плюгина И.В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов // Журнал российского права. 2007. N 8.

Лазарев В.В., Мурашова Е.Н. Место решений Европейского суда по правам человека в национальной правовой системе // Журнал российского права. 2007. N 9.

Султанов А.Р. Влияние на право России Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентов Европейского суда по правам человека // Журнал российского права. 2007. N 12.

Хижняк В.С. Реализация международных обязательств России в области прав человека в свете проблемы соотношения международного и внутригосударственного права РФ // Государство и право. 2007. N 8.

Лыскова Е.И. Роль органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении защиты прав граждан на обращение // Государство и право. 2007. N 9.

Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (к вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) // Государство и право. 2007. N 10.

Варламова Н.В. Юрисдикция государства как основание ответственности за обеспечение прав и свобод человека (практика Европейского суда по правам человека) // Государство и право. 2007. N 11.

Васильева Т.А. Эволюция института гражданства Европейского союза // Государство и право. 2007. N 12.

Степашин Сергей. Модернизация: рывок России по плану Путина // Российская газета. 2007. 2 ноября.

Правотворчество и правоприменительный процесс в современной России. Ученые записки Московской финансово-промышленной академии (юридический факультет) // Маркет ДС. 2007. N 1.

Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России: вторая половина XIX - начало XX века: Монография. М.: Юрист, 2007. 274 с.

Сафонов А.А. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX века: Монография. Тамбов: Издательство Р.В. Першина, 2007. 367 с.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ" // Российская газета. 2008. 26 января.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год "Закон сильнее власти" // Российская газета. 2008. 14 марта.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год "Закон сильнее власти" // Российская газета. 2009. 17 апреля.

Международные юридические чтения: материалы научно-практической конференции / Отв. редакторы Ю.П. Соловей и Ю.В. Деришев. Омск: Омский юридический институт, 2008. Ч. II. 230 с.

Назарбаев Нурсултан (Президент Казахстана). Ключи от кризиса // Российская газета. 2009. 2 февраля.

Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях конституционного развития Российской Федерации: Сборник научных статей / Отв. за выпуск О.Н. Громова и В.В. Бардин. М.: Академия управления МВД России, 2007. 207 с.

Демократия и безопасность государства: правовые, исторические и социальные аспекты: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Н. Бутылин. М.: Академия управления МВД России, 2008. 248 с.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова".

Левакин И.В., Федотов И.А. Основные подходы к классификации конституционных экономических прав и свобод // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. N 1. С. 38 - 40.

22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Значение и сила права в том, что

оно осознается отдельными личностями

как должный порядок в общественной жизни.

Н.М.Коркунов

22.1. Понятие, структура, виды и функции правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание как одну из форм общественного сознания оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Формирование правосознания становится в XIX - XXI веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития.

От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.).

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

- правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

- правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

- поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

- является одной из форм общественного сознания;

- состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

- носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

- обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

- в отдельные периоды развития общества является формой права;

- ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Да и у взрослых представитель органа государственной власти - судья, прокурор или кто-то иной нередко ассоциируется с возможностью наказания. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

В последние годы в России в различных регионах наблюдается процесс активизации деятельности молодежных объединений и движений экстремистской направленности (скинхеды, "Российское национальное единство", "Национально-большевистская партия", "Актив красной молодежи" и другие). Они имеют достаточно стройную организационную структуру, свою социальную базу. Их деятельность иногда финансируется отдельными финансовыми структурами и нередко используется в политических целях определенных политических сил.

На примере этих организаций можно проследить замысел истинных руководителей этих структур далеко не юного возраста, направленный на умышленное упорядочение процесса деформации правосознания молодого поколения в нужном для определенных структур направлении. Для таких руководителей эта задача не представляется сложной.

Не всегда взрослым, вполне сложившимся людям удается правильно определить побудительные мотивы своего поведения в революционный период. Значительно сложнее это сделать в юном возрасте. Новое поколение российских граждан, пополняющих ряды экстремистских организаций, сформировалось в условиях морального и политического хаоса середины 90-х годов XX столетия. Демократия этого, да и последующего времени в сознании большинства людей ассоциировалась со вседозволенностью, с дошедшей к нам из Средневековья пословицей-принципом: прав тот, у кого больше прав.

Нередко оппозиционные политики, стремящиеся к официальному признанию, сознательно применяют методы, ведущие не к конструктивному диалогу, а к формированию у населения "правосознания толпы", готовой на незаконные, но "революционные действия". Например, такое поведение российских оппозиционных политических партий специалисты <1> объясняют следующими основными факторами:

--------------------------------

<1> Ципко Александр. У нас в России все виды экстремизма опасны // Российская газета. 2006. 28 июня.

1. Утратив конструктивное влияние на население, свое будущее они связывают исключительно с проведением силовых политических акций, направленных на возможность силового воздействия на деятельность органов государственной власти.

2. У них, как и у победивших в 1917 году большевиков, отсутствует позитивный опыт созидательных действий. Именно они были инициаторами беловежских соглашений, "узаконивших" распад СССР, а также политико-вооруженного противостояния в Москве (1993 год).

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм - бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

"Перерождение" правосознания - крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности.

Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. "nihil" - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX века Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 году в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести: юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.

2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.

3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Формы выражения правового нигилизма:

- прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;

- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

- издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

- подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

- несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

- нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

- подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

- общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества;

- индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен;

- групповое. Необходимо учитывать и такое понятие как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, не совместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом, провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер, на центральном телевидении было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на: обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

22.2. Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологи отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии, профсоюзы, иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество. Это многоплановое понятие, и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство. Например, профессор А.Б. Венгеров считает, что правовая культура - "более высокая и емкая форма правосознания" <1>.

--------------------------------

<1> Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. В правовой культуре зарубежных государств выделяются следующие ее типы:

- англо-американская, которая базируется на традиционных англо-американских принципах легализма и пуританизма;

- романно-германская - базируется на интерпретациях Папой Римским канонического права католической церкви;

- скандинавская.

Профессор Кристофер Осакве понятие правовой культуры формулирует следующим образом. "Под правовой культурой понимается совокупность институтов, приемов, процессов и поведенческих норм, направленных на обеспечение оптимального функционирования правового государства и внедрение всеобщего доверия граждан к праву" <1>.

--------------------------------

<1> Кристофер Осакве. Американская правовая культура: родовая специфика и отраслевые разновидности // Право и управление. XX век. 2007. N 2. С. 75 - 85.

Он же перечисляет следующие 12 основополагающих принципов истинной западной правовой культуры, которые вполне созвучны общечеловеческим критериям: прозрачность (гласность) законодательного процесса; прозрачность (гласность) судебного процесса; оперативность опубликования всех принятых нормативных актов и поправок к ним; стабильность и правопреемство решений государственных органов и ведомств; непреложное исполнение контракта сторонами; полное доверие гражданина к правовым институтам и готовность обратиться к праву в личных и деловых отношениях; стабильность и предсказуемость законов; юридическая грамотность населения; свобода информации; законопослушность населения (т.е. правосознание); признание самостоятельности и независимости юридической профессии, а также роли юриста как гаранта прав и свобод граждан.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

22.3. Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин отметил, что "правовое воспитание, формирование современного массового правосознания является сейчас важнейшей задачей. Если Россия не справится с этой задачей, она не возьмет правовой барьер, а значит, и не станет правовым государством" <1>.

--------------------------------

<1> Закатнова Анна. Правовой барьер // Российская газета. 2006. 15 марта.

Говоря о качестве законов и о состоянии законности в государстве, великий законодатель Древней Греции с философских позиций заметил: "Законы совершенны настолько, насколько наши граждане способны их соблюдать" <1>. Это высказывание не утратило и не утратит своей актуальности и в необозримом будущем.

--------------------------------

<1> Цитируется по статье: Яковлева Елена. Право имею! // Российская газета. 2008. 10 декабря.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...