Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика раннего колониализма



Практика колонизации отдалённых от исходного центра (метрополии) регионов не представляла какое-то абсолютно новое явление. В разные времена у различных народов она приобретала те или иные специфические очертания. Колонизация Средиземноморья сначала финикийцами, а затем греками, сыграла огромную роль в формировании здесь рыночного обмена, становлении античной цивилизации. Древнегреческие полисы-метрополии, тем не менее, не руководили своими колониями, а устанавливали с ними равноправные и взаимовыгодные отношения. У римлян, напротив, колониями считались политически подчинённые им территории за пределами Италии, подвергавшиеся эксплуатации посредством особой системы налогообложения. Неповторимый облик имели генуэзские и венецианские анклавы в средневековом Средиземноморье, функционирование которых всецело определялось интересами купеческой верхушки этих республик.

Колонизация, последовавшая вслед за Великими географическими открытиями, имела в полном смысле всемирно-историческое значение, поскольку охватила самые отдалённые уголки планеты, подрывая хозяйственную замкнутость регионов и способствуя формированию мирового рынка. Другая особенность нового колониализма заключалась в том, что он осуществлялся не аморфными феодальными образованиями, а мощными централизованными государствами, создававшими свои колониальные империи «всерьёз и надолго». Колониальная и полуколониальная зависимость стали реальностью для большинства населения Земли вплоть до второй половины XX века. Гранью внутри колониальной эпохи стало начало XIX в., отделившее ранний, доиндустриальный колониализм от более позднего, связанного с экспансией промышленного капитала.

Варианты: сплошной и «точечный» Первые колониальные империи были созданы в XVI веке Португалией и Испанией, реализовавшими свой первоначальный приоритет в трансатлантических экспедициях. В конце пятнадцатого столетия оба государства при посредничестве Папы договорились о разделе сфер своей экспансии. Америка, кроме Бразилии, стала считаться собственностью испанской короны. В Азии самой крупной колонией Испании являлись Филиппины. Португалии было определено осваивать берега Африки и Индии, Китая и Индокитая, острова Индийского и Тихого океанов. Таким образом, главные интересы испанцев сосредоточились на Западе, в Новом Свете, а португальцев – на Востоке.

Извлечение выгоды от экспансии начиналось (там, где это было возможно) с элементарного грабежа уже накопленных туземцами ценностей. В этом плане подданные европейских монархий не уступали друг другу. Различия в характере дальнейшей эксплуатации определялись разницей потенциалов Испании и Португалии и, конечно, спецификой отдельных колоний, их природных богатств.

Более многочисленные испанцы прошли «насквозь» американский континент, разгромив по дороге государства инков и ацтеков. Конфисковав имевшиеся у индейцев ценности, они вскоре приступили к разработке золотых приисков и серебряных рудников. Потоки драгоценных металлов из Америки устойчиво росли вплоть до конца XVI века. В это время до 95 % стоимости всего легального экспорта испанских колоний составляли серебро и золото, 40 % которых считались собственностью королевского правительства, а остальные 60 % растекались по карманам знати. Никем не измеряемые ручьи драгоценных металлов текли по нелегальным каналам, контрабандой.

Разработка рудников осуществлялась подневольным трудом индейцев, которые принуждались к исключительно тяжёлой и вредной работе по 9-10 месяцев в год. В совокупности с принесёнными испанцами алкоголем и неизвестными здесь болезнями это оказало самое губительное влияние на жизнь туземцев. Если ко времени прибытия Колумба коренное население Америки составляло как минимум 25 млн человек, то к концу XVI в. оно сократилось до нескольких миллионов. Постепенно испанцы развёртывали и сельскохозяйственное производство, используя на своих асиендах всё тот же подневольный труд индейцев.

Небольшая даже по европейским масштабам Португалия не имела возможности «переварить» все доставшиеся ей территории. Численность населения этой соседки Испании в начале XVI в. не превышала 1 млн человек. Не обладая достаточными людскими ресурсами для продвижения вглубь Индии, Африки, больших островов Индийского и Тихого океанов, португальцы ограничивались захватом стратегически важных, узловых точек на пересечениях морских и речных путей, строили там укрепления и создавали торговые фактории. Основным источником обогащения у них стал торговый обмен, который преобладал вплоть до XIX в. и в колониальной политике других стран - Голландии, Англии, Франции.

Первоначально португальцы обращали мало внимания на свои американские и африканские владения. Торговля специями и другими товарами Востока сулила быстрые и обильные доходы, в то время как освоение жарких тропиков Бразилии и Африки представлялось сомнительной авантюрой. Разгромив большой мусульманский флот в Индийском океане, португальцы стали его фактическими хозяевами. Они захватили город Ормуз на входе в Персидский залив и остров Цейлон – два ключа к стратегическому господству в акватории. На индийской территории португальскими владениями стали города Диу и Гоа (столица португальского вице-короля в Индии), которые оставались под их властью вплоть до 1961 года. Продвигаясь дальше в юго-восточном направлении, они соорудили ряд форпостов в Индонезии, а в середине XVI в. обосновались в Макао на южном побережье Китая.

Захват ключевых позиций позволил Португалии стать основным поставщиком восточных товаров в Европу. Наивысшие доходы приносила торговля пряностями, являвшаяся монополией португальского короля, «его перечного величества». Но и купцы Португалии не оставались без барыша, наживаясь на торговле другими экзотичными для Европы товарами Востока. Кроме того, стратегическое господство португальцев и превосходство их флота позволили им монополизировать внутренние морские перевозки в Индийском и Тихом океанах.

Ресурсы Португалии оказались явно недостаточными, чтобы надолго закрепить её монополию на Востоке, и в конце XVI – середине XVII в. быстро прогрессировавшие Нидерланды практически вытеснили португальцев из Индонезии. В Индии же их позиции были подорваны не только голландцами, но и англичанами, При всех противоречиях между собой, против португальцев они на первых порах выступали, как правило, единым фронтом.

Не слишком долго затянулось и монопольное хозяйничанье испанцев в Америке. Голландские, французские, английские авантюристы при молчаливом согласии своих правительств развернули контрабандные операции вдоль всего атлантического побережья Нового Света. Большой ущерб испанской короне наносили пираты тех же национальностей, перехватывавшие гружённые золотом и серебром испанские галеоны. Обустраивая собственные колонии на островах Карибского моря и на востоке Северной Америки, Нидерланды, Англия, Франция придавали им некоторые черты, свойственные их собственному, более динамичному, чем на Пиренеях, развитию. Контрасты между современными США и Канадой, с одной стороны, и Бразилией с Мексикой, с другой, в большой мере отражают различия между их первоначальными колонизаторами.

Последствия (прото)глобализации (вне Европы) Вместе с тем многое в характере и последствиях колонизации отдельных регионов зависело от их собственного уровня развития, плотности населения, природных условий. В густо населённой Азии не возникло сколько-нибудь крупных колоний, основным населением которых стали бы компактно проживавшие выходцы из Европы. Долгое время отпугивали европейцев джунгли Африки и Южной Америки. Зато достаточно быстро пришлое население получило преобладание в слабозаселённых аборигенами регионах – в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии.

В американских колониях Испании и Португалии со временем набрал оборот процесс ассимиляции европейцев с коренным населением, и основной состав населения ряда латиноамериканских стран представляет сейчас его результат. Ярким примером смешения всех рас является Бразилия. После того, как в ней были найдены месторождения золота, и началось выращивание сахарного тростника, массовый завоз рабов из Африки дополнился заметным увеличением европейской иммиграции в эту страну.

Организация плантационных хозяйств в Америке сопровождалась широким развитием работорговли. Вымиравшие индейцы и ссыльные каторжане из Старого Света не могли закрыть дефицит рабочей силы на плантациях. Поэтому хозяйственное освоение Нового Света Европа осуществляла с недобровольной помощью Африки, её людских ресурсов. Первыми на путь работорговли стали португальцы, но достаточно быстро их инициативу перехватили англичане, голландцы, французы. Предварительно угощённые спиртным африканские вожди отдавали своих соплеменников за бесценок. Несмотря на большую смертность при перевозках через Атлантику (до 50 %), прибыль от продажи оставшихся в живых была впечатляющей – до 300 %. Обратным рейсом в Европу корабли отправлялись гружёнными плантационными товарами – табаком, сахаром, хлопком и т.п.

На Востоке механизм насильственно установленного торгового обмена масштабно проявлялся лишь в соприкосновении с племенным или протогосударственным укладом жизни индонезийских островов, некоторых народов Индостана. Сюда европейцы принесли нечто новое: принуждение людей к каждодневному тяжёлому регулярному труду, абсолютно несвойственному прежде «детям природы». Известны случаи, когда туземцы просто уничтожали нужные европейцам растения и продукты, видя в них причину своих бедствий.

Доиндустриальный колониализм был ещё не в состоянии приступить к радикальной ломке традиционных экономических структур Востока. В первую очередь это относится к древним цивилизациям той же Индии, перед которыми у Запада не было ощутимого технологического преимущества вплоть до развёртывания промышленной революции в Европе. Во многом поэтому, прямое насилие колонизаторов, основанное на их военном превосходстве, здесь дополнялось подкупами восточных правителей и должностных лиц, взращиванием слоя компрадоров – экономически сотрудничающей с колонизаторами частью деловых кругов колониальных и полуколониальных стран.

Тем не менее нельзя видеть в стагнации Востока следствие «происков Запада» и «деформирующего влияния колониализма», хотя бы потому что в это время товарооборот с Европой почти ничего не значил для Востока – стоимость индийского экспорта в Европу составляла 0,03 – 0,04 % ВНП Индии, при этом британцы 75-80 % своего импорта из этого региона оплачивали звонкой монетой. Что же касается Китая, так он вообще тогда являлся самой независимой (как в политическом, так и в экономическом плане) и одной из самых богатых держав планеты, чьё правительство жёстко регламентировало все внешнеторговые связи. Колониальное и полуколониальное испытание Востоку подготовили его застывшие внутренние структуры в то время, когда предындустриальный подъём на Западе обусловил выход Европы на позиции лидера рождавшейся мировой экономики.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...