Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутренне состояние избранного народа в период разделенного царства



Период разделения избранного народа на два враждебных царства повлек за собой не только ослабление политического могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном отношении. Склонность к нечестию и идолопоклонству, которая проявлялась в народе и во время монархии, не находила теперь противовеса в благочестии царей, наблюдавших (в лучшие годы своего правления) за исполнением религиозно-нравственных законов Моисея. Мало того, с разделением царства эта склонность получила государственное одобрение и поощрялась всем направлением политики в царстве Израильском.

Цари израильские, начиная с Иеровоама, сделали идолопоклонство знаменем своей политической независимости, и всеми средствами отчуждали народ от храма иерусалимского. Таким образом, царство Израильское было потеряно для домостроительства Божия, и хотя Бог, по Своей великой милости, воздвигал в нем великих пророков, но их проповедь уже не могла отвратить израильтян от пути религиозно-нравственного заблуждения.

Все лучшие надежды сосредоточились тогда в царстве Иудейском, в столице его Иерусалиме, «который Бог избрал себе для пребывания там имени Его». Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян, как поступали они» (4 Цар. 17:19). Тогда стало очевидно, что и Иудейское царство не может быть верным носителем вверенного избранному народу обетования, и оно также должно было погибнуть, но не навсегда. В нем оставалось все-таки больше здоровых религиозно-нравственных задатков, и потому плен был для иудеев лишь временным испытанием, и они должны были опять возвратиться в свою землю, чтобы вновь засветился «светильник Давида, раба Божия», пока не придет исполнение времен.

Чем немощнее становился избранный народ, тем сильнее раздавался голос Божий. По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе — единственном Избавителе, на которого должен был уповать народ. В это именно время один за другим выступают пророки, которые и словом, и делом предсказывают о приближающемся исполнении времен, и в этих пророчествах не только подробно указываются признаки пришествия Мессии, но и с изумительной точностью описывается вся Его земная жизнь от рождения от Девы (Исаия 7:14) в Вифлееме (Мих. 5:2) до дарования нового завета (Иер. 31:31), страдания (Ис. 53), воскресения (Ос. 6:2) и излияния Духа Божия на всякую плоть (Иоиль 2:28).

Богослужение продолжало совершаться по установленному раньше порядку в храме иерусалимском, но благолепие его все более падало по мере падения самого царства. При благочестивых царях оно возвышалось, как напр. при царях Иосафате, Езекии, Иосии, а при нечестивых сам храм подвергался осквернению и даже закрывался для богослужения, как это было особенно при Ахазе и Манассии. Богатства его постепенно расхищались как внешними завоевателями, так и самими царями иудейскими, которые, за неимением других средств к уплате дани или контрибуции, пользовались для этого сокровищами храма. Сам храм, по мере огрубения религиозно-нравственного чувства в народе, полагавшем благочестие в мертвой обрядности, терял свое высокое значение, и пророки открыто проповедовали преимущество внутреннего благочестия над внешним, превосходство дел милости и любви над обрядовыми делами жертвоприношений. С разрушением Иерусалима Навуходоносором погиб и храм, а ковчег завета исчез бесследно.

По мере того, как избранный народ все более становился неспособным быть живым носителем и хранителем завета Божия и обетований о Спасителе, получала все большее значение письменность, которая достигла ко времени падения царств высокого развития. Главными представителями просвещения были пророки, которые по-прежнему составляли религиозные братства или пророческие школы, достигшие наиболее цветущего состояния при пророках Илие и Елисее. После этих двух величайших представителей устного пророчества начинает все более развиваться пророчество писанное, дававшее более возможности для сохранения изрекаемых истин. Так появились относящиеся к этому времени одиннадцать книг пророков, написанных пророками Ионой, Осией, Амосом, Иоилем, Исаией, Михеем, Наумом, Аввакумом, Авдием, Софонией и Иеремией. Пророком Иеремией составлена еще особая книга под названием «Плач Иеремии», в которой оплакивается падение Иерусалима. К этому же периоду относится и происхождение неканонической книги «Иудифь», содержащей историю подвига этой доблестной израильтянки.

С разделением монархии сделались неизбежными политические смуты, ослаблявшие оба государства и часто переходившие в междоусобные опустошительные войны. Но в царстве Иудейском наблюдается больше устойчивости и порядка, чем в царстве Израильском. В нем престол, согласно обетованию Божию, неизменно сохранялся в роде Давидовом и переходил от отца к сыну. В царстве же Израильском новоучрежденная династия Иеровоама закончилась его сыном, и затем следовал целый ряд цареубийств и узурпаций, вследствие чего цари быстро сменялись на израильском престоле. В течение всего 258-летнего периода от разделения до падения царства Израильского на израильском престоле сменилось 20 царей, между тем как на иудейском – только 12. Как этой неустойчивостью, так и тем, что в царстве Израильском попирались все законы справедливости (история Навуфея) и подтачивались самые основы государственной и общественной жизни, объясняется то, что царство Израильское на 134 года пало раньше Иудейского. Притом оно погибло окончательно, между тем как последнее возродилось к новой политической жизни и просуществовало до основания истинного духовного царства Давида его Божественным Сыном, Царем вселенной.

Позорная слабость избранного народа в этот период проявилась в том, что он все более терял предназначенное ему положение — быть светом для всех остальных народов. Народ израильский сам всецело поддался растлевающему влиянию этих народов, и не только в царстве Израильском, но и в царстве Иудейском идолопоклонство торжествовало над истинной религией, особенно при Манассии, который поставил истукан Астарты в самом храме Божием. Такое состояние было тем более печально, что культ языческих народов становился все более безобразным по тому безнравственному влиянию, которое он производил. Суеверие и развращение были неизбежными следствиями такого культа, и в этом отношении избранный народ часто падал даже ниже своих совратителей – язычников. Последние только радовались такому падению израильского народа и во время его гибели открыто высказывали свое злорадство (Иез. 25:3,8,15; 26:2). А Эдом жестоко мстил царству Иудейскому за вынесенное некогда от него рабство и злорадно восклицал: «Разрушайте, разрушайте до основания его» (Пс. 136:7).





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...