Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Просвещение и богодухновенные книги в период царей



С ограничением непосредственного богоправления вследствие учреждения царской власти воля Божия нашла себе непосредственных выразителей в лице пророков, деятельность которых во времена царей получает весьма важное значение в государстве. Это были живые носители воли Божией, которую они мужественно высказывали царям и тем призывали их к послушанию закону и к покаянию. Некоторые из пророков, как, например, Нафан и Гад, были приближенными советниками царя, направлявшими его деятельность сообразно требованиям воли Божией и закона. При всяком согрешении или преступлении царя против закона они являлись выразителями воли Божией, которую высказывали согрешившим царям. Пророки же были и главными «дeеписателями», т.е. историографами, описывавшими деяния царей.

Пророки были главными распространителями просвещения в израильском народе. К этому времени особенно умножились пророческие братства или школы, в которых изучался закон и священная поэзия и музыка. Саул после своего помазания вступил в сонм пророков, где и получил необходимое подготовление к предстоявшему ему высокому назначению. В пророческих школах получил свое образование и высокое искусство в поэзии и музыке Давид, при котором священная поэзия и музыка сделалась необходимой принадлежностью богослужения. И вообще, к этому времени «сонмы пророков» сделались школами всестороннего образования и просвещения. О высоте и обширности этого образования свидетельствует пример Соломона, который, несомненно, в этих же школах или от придворных учителей-пророков почерпнул свои знания.

Вместе с распространением просвещения распространялась и письменность, которая в это время получила такое широкое развитие, что сделалась средством обычных сношений, и мы встречаем упоминание о письмах, посредством которых велась корреспонденция между находящимися в отдалении лицами. При дворе для государственного производства имелись особые писцы. Придворные пророки вели свои записки о деятельности и жизни царей, как это известно о Самуилe, Нафанe и Гадe. Результатом этих записок явились относящиеся к этому времени священные книги: первая и вторая книга Царств, из которых в первой содержится история израильского народа от рождения Самуила до смерти Саула, а во второй – продолжение этой истории до помазания Соломона на царство. К этому же периоду относится составление книги «Руфь», появление которой могло быть вызвано потребностью исторически выяснить родословную царя избранного народа — Давида.

Но кроме этих исторических книг, лучшим показателем высоты просвещения этого времени служат книги самих царей — именно Давида и Соломона.

Давиду принадлежит большая часть боговдохновенных песней или псалмов, которые вместе с псалмами других певцов (в том числе и последующего времени) составили книгу Псалтирь.

Соломону приписываются четыре священные книги: Песнь песней, книга Притчей Соломоновых, книга Екклесиаст или Проповедник и книга Премудрости Соломона. Эти книги, несомненно, составляют часть тех 3 000 притчей и 1 005 песней, о которых говорится в третьей книге Царств (9:32). По иудейскому преданию, из этих книг первая написана Соломоном в юности, вторая – в зрелом возрасте, и третья – в старости. Четвертой книги вообще нет в еврейском каноне книг, и она сохраняется только в греческом переводе LXХ толковников, откуда переведена и на русский язык. В книге Песнь песней, т.е. высокой, прекрасной песни, под видом жениха и невесты изображается таинственный союз Христа с Церковью, под каковым символом он неоднократно изображается и в других книгах св. Писания как Ветхого, так и Нового завета (см. Исх. 44; Иезек. 16; Ос. 2, 19; Мф. 25). В книге Притчей, как видно из самого ее названия, содержатся притчи и мудрые нравоучительные наставления мудрого царя, изрекавшего глубокие житейские истины на основании своего собственного опыта. Собрание притчей сделано отчасти самим Соломоном, а отчасти последующими собирателями изречений мудрого царя в позднейшее время. В книге Екклесиаст или Проповедник мы имеем как бы последнее завещание мудрого царя, который, испытав все доступное человеку счастье на земле, пришел, наконец, к убеждению, что все земное «суета сует, и все суета и томление духа». Единственно, в чем человек может найти себе удовлетворение – это в исполнении правила: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

В рассматриваемый период народ израильский во всех отношениях стоял выше окружающих его народов. В политическом отношении он был самым могущественным народом западной Азии и не имел себе на востоке соперников по оружию. Египет в это время был крайне ослаблен внутренними и внешними невзгодами; царствовавшая в нем XXI династия должна была все свои усилия направлять к ограждению своей страны от нападения на нее ливийцев и других кочевников африканских пустынь, которые, воспользовавшись ослаблением Египта, постоянно делали на него разбойнические набеги. Другая сильная держава – Ассиро-вавилонская также всецело поглощена была внутренним раздором между составлявшими ее двумя половинами (Ассирией и Вавилонией), постоянно соперничавшими между собой, и таким образом потеряла свое значение в международной политике. Оставались лишь мелкие царства, которые или силой были подчинены царям израильским и платили им дань, или сами искали союза и дружбы с ними (как, например, тирский царь Хирам) и тем усиливали их могущество.

Израиль высоко стоял над окружающими народами и в духовном отношении. Все эти народы в сравнении с ним не обладали никакими выдающимися литературными произведениями. Если бы политическое преобладание Израиля было более прочным и продолжительным, то окружающие народы не избегли бы благотворного влияния его и в литературном, и в религиозно-нравственном отношении, как это и оказалось на примере царицы Савской, которая возвратилась в свою страну с чувством глубокого благоговения ко всему виденному ею. К сожалению, слабость Соломона воспрепятствовала этому, и он допустил даже в Иерусалиме свободное отправление омерзительных языческих культов, которые составляли непримиримую противоположность с возвышенной религией Иеговы. История падения Соломона показывает, что в религиозном отношении соседние народы стояли на той же низкой ступени, как и во время вступления израильтян в землю обетованную, и дикая безнравственность их культов еще сильнее контрастировала пред лицом такого возвышенного выражения истинной религии, каким были, например, псалмы Давида и другие современные ему книги, вошедшие в канон св. Писания.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 417 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...