Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Построение храма (3 Цар. 5-8)



Благоустроив внутренние дела государственного управления, Соломон не замедлил приступить к исполнению главного завещания своего отца Давида – к построению «дома имени Господа, Бога своего».

Старый друг Давида, Хирам, царь тирский, перенес свою дружбу и на его сына, и, услышав о восшествии его на престол, отправил к нему посольство с поздравлением и заявлением дружбы. Соломон воспользовался этим случаем и через ответное посольство к Хираму просил его о содействии в построении храма. Хирам охотно предложил Соломону содействие. Между ними состоялось соглашение, по которому Хирам обязывался доставлять кедровые брусья с Ливана, а Соломон должен был ежегодно поставлять во дворец Хирама условленное количество хлеба и оливкового масла.

Заготовлявшийся на Ливане строевой лес сплавлялся финикийцами морем до Яффы, откуда Соломон перевозил его в Иерусалим. Рабочие для этих работ набирались из подвластных иноплеменников, живших в различных частях страны. Их собрано было 153 600 человек: 70 000 из них употреблялись для перевозки брусьев, 80 000 – для рубки леса на Ливане и 3 600 – в качестве надзирателей. Кроме того, чтобы сделать храм национальным предприятием и созданием, Соломон обложил повинностью и весь израильский народ, который должен был поставить 30 000 рабочих для работы на Ливане, куда он и посылал их по десять тысяч в месяц попеременно (один месяц они работали на Ливане, а два месяца оставались у себя дома). Кроме рубки леса они должны были тесать огромные камни под фундамент храма, для которого подготовлена была гора Мориа. Кроме рабочих и материала Хирам снабдил Соломона и главным архитектором, своим соименником Хирамом. Он был сын одной вдовы из колена Данова. Как главный архитектор и художник, он стал во главе многих других художников, собранных самим Соломоном.

Наконец, в 480 году от исхода израильтян из Египта, в четвертый год царствования Соломона, во 2-й день месяца Зиф, второго месяца церковного года (апрeль — май), приступили к постройке.

Место для постройки храма выбрал еще Давид. Царь плани­ровал воздвигнуть храм на холме Офел, по преданию, это была го­ра Мориа, на которой Авраам принес в жертву Исаака. Вершину холма срезали и сравняли. Для расширения полученной площадки ее окружили вертикальной стеной из обтесанных каменных глыб, скрепленных оловом. Строительство храма продолжалось более семи лет. Сам храм был небольшим, всего лишь тридцать один метр длиною, десять с половиной шириною и пятнадцать высотою. К его трем стенам – задней и двум боковым, примыкали три строения с комнатами для священнослужителей и службы. Стены храма были сооружены из огромных тесаных камней. Снаружи они были обложены белым мрамором, а внутри – кедровыми досками, на которых были вырезаны изображения херувимов, пальм, распускающихся цветов. Все это было покрыто золотом.

План храма, за исключением некоторых деталей, во всем был похож на план скинии Моисея. Внутри храм делился на три части: Святое Святых, Святилище и Притвор. Святое Святых представляло собой маленькое помещение без окон, где в таинственном мраке находился Ковчег Завета. Рядом с Ковчегом по сторонам с распростертыми крыльями стояли две пятиметро­вые фигуры херувимов, вырезанных из оливкового дерева и обложенных золотом. В Ковчеге Завета хранились две камен­ные скрижали Моисея. Святое Святых отделялось от Святили­ща стеной из кипарисового дерева, украшенной различными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых с вырезанными на них изображениями херувимов были всегда открыты, но вход прикрывала занавесь из драгоценной мате­рии, богато расшитой херувимами, цветами и пальмами.

Входить в Святое Святых мог только первосвященник, да и то лишь один раз в год.

В Святилище, перед завесой, стоял жертвенник для курения фимиама (ладана). На правой стороне Святилища было поставлено пять столов предложения и пять золотых светиль­ников, по одному перед каждым столом. С левой стороны сто­яло такое же количество столов и светильников.

С восточной стороны к храму примыкал Притвор. По обе стороны входа в Притвор высились двенадцатиметровые медные колонны с великолепными резными венцами – мистические сим­волы силы и величия. Притвор предназначался для священнослужителей. На ступенях, ведущих в Притвор, располагались музыканты во время богослужения.

К храму примыкал малый, или внутренний двор, кото­рый отделялся от большого, или внешнего двора невысокой каменной стеной. Посредине двора стоял жертвенник всесожжения, на котором постоянно горел огонь. Рядом находилось «мед­ное море» – громадная медная чаша, наполненная водой для омовения священнослужителей. Эта огромная чаша, отлитая Хирамом в горах Заиорданья, покоилась на двенадцати медных волах; три из них глядели на север, три – на запад, три – на юг и три – на восток. Для омовения жертвенных животных были сделаны десять умывальниц, которые стояли по краям двора. Здесь же во дворе находилось возвышенное место для царя.

Дальше шел внешний двор, где молился народ.

По окончании строительства храма состоялось большое торжество по случаю перенесение в храм Ковчега Завета. Во время торжества толпы народа заполняли внешний двор, а на внутреннем дворе в это время проис­ходила церемония освящения храма и установления Ковчега. Вокруг жертвенника собрались старейшины племен израильских, придворные, священники в льняных белых облачениях, во главе с первосвящен­ником Садоком. На ступенях, ведущих в храм, заняли свои места музыканты и певцы. Соломон в пурпурном, богато расшитом плаще и золотом царском венце, сидел на престоле. Сзади выстроились пятьсот воинов личной гвардии царя со щитами из чистого золота. Торжество началось столь крупным жертвоприношением, что число жертв для всесожжения невозможно было сосчитать. Среди дыма и запаха горелого мяса загремели трубы, и священники внесли на плечах Ковчег Завета. Ковчег несли по ступеням храма, певчие на два хора под аккомпанемент арф и кимвалов запели двадцать третий псалом Давида. Пение продолжалось до тех пор, пока Ковчег Завета не был установлен в Святое Святых. Когда священники вышли из Святилища, явилась слава Господня и «облако наполнило дом Господень». Соломон встал с престола и, вознеся руки к небу, про­изнес горячую молитву, прося Иегову не лишать Израиля Своей милости. Вся страна в течение четырнадцати дней праздновала это событие, и не было в Израиле человека, который бы не участвовал в торжествах и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы.

40. Второе Богоявление Соломону (3 Цар. 9:1-9)

По окончании всех главных работ Соломону во второй раз явился Господь и возобновил с ним завет, в котором обещаны благодеяния и нескончаемость царствования за преданность Богу, хотя при этом высказана и угроза жестоким наказанием за отступления от Него. «Если... вы и сыновья ваши отступите от Меня, – говорил предостерегающий голос Божий, – то Я истреблю Из­раиль с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий прохожий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им, — за это навел на них Господь сие бедствие».

41. Положение Израиля в годы царствования Соломона (3 Цар. 3:12; 4; 7:1-12; 9:10-28; 10:14-29)

Соломон до позднейших лет своего царствования наслаждался миром, который составляет отличительную черту его царствования. Как могущественный государь, он легко приобретал дружбу соседних монархов, а египетский фараон даже выдал за него свою дочь, с рукой которой Соломон получил в приданое важный город Газер, господствовавший над Филистимской равниной — этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Как для израильтян, так и для окружающих их народов этот союз красноречиво свидетельствовал о том высоком положении и политическом значении, которого достиг избранный народ. Так чудесно исполнил Бог все Свои великие обетования.

Свой двор Соломон устроил с пышным великолепием. Он окружен был приближенными сановниками, составлявшими как бы его государственный совет. Кроме «дeеписателя», священников и писцов при дворе были: военачальник (Ванея), друг царя (Завуф), начальник над приставниками (Азария), начальник над домом царским (Ахисар) и начальник над податями (Адонирам).

Все государство в административном отношении раздeлено было на двeнадцать округов, которыми управляли двeнадцать «приставников», из которых каждый должен был доставлять продовольствие царскому двору. Кромe этого, отовсюду присылались дары и подати — от всех покоренных царств и народов на огромном пространстве «от рeки Евфрата до земли Филистимской и до предeлов Египта».

Для охраны внешнего и внутреннего мира Соломон содержал сильное войско, которое он увеличил конницей и колесницами. У него было 1 400 колесниц и 12 000 всадников. Кони и колесницы завозились из Египта, который славился ими. Каждая колесница стоила 600 сиклей[29] серебра и каждая лошадь 150 сиклей серебра.

Благодаря миру с соседними государствами, начала быстро развиваться торговля, которая еще больше содействовала обогащению как двора Соломонова, так и всего народа. В Иерусалиме скопилось так много драгоценных металлов, что серебро и золото сделались как бы равноценными простому камню; свозилось так много кедров ливанских для построек, что они стали равноценными сикиморам — простому строевому лесу в Палестине.

Население Израиля быстро увеличивалось, наслаждаясь довольством и благоденствием. «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона».

Сам Соломон отличался не только царственным великолепием, но и царственно красивой внешностью и, особенно, мудростью, изумлявшей современников. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей, и имя его было в славе у всех окрестных народов».

От своего отца Соломон наследовал дар поэтического вдохновения, который вместе с его личной мудростью проявился в том, что он «изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней». Царь израильский даже в области естествознания поражал современников обширностью и глубиной своих познаний: «и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливанe, до иссопа, вырастающего из стены; говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его».

После окончания сооружения величественного храма Царю царей Соломон не прекратил строительной деятельности, которая продолжалось почти все время его царствования. Прежде всего он приступил к построению себе великолепного дворца в Иерусалиме с роскошными палатами, украшенными рядами кедровых колонн, от многочисленности и богатства которых главная палата получила название «дома леса Ливанского». Из других палат — «притвор из столбов» — был обычным местом торжественных аудиенций, «притвор с престолом» — местом судилища. Дворец стоял на Сионе и соединялся с храмом подземным

ходом. В одной из построек дворца было особое помещение для дочери фараона, не хотевшей жить совместно с другими женами царя. Соломон воздвиг и несколько дворцов вне Иерусалима, как, например, летний дворец на Ливанe.

По окраинам государства Соломон устроил несколько укрепленных городов для запасов (Фадмор, верхний и нижний Вефорон, Ваалаф и др.). В самом Иерусалиме произведены были капитальные перестройки, сооружены новые стены и устроен водопровод, снабжавший водой огромные массы народа, стекавшегося на праздники, и дававший возможность выдерживать продолжительные осады.

На все произведенные Соломоном работы требовались громадные средства, и они доставлялись быстро развивавшейся торговлей. В это время царство Израильское сосредоточивало в себе, можно сказать, всю мировую торговлю. Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного моря. К нему стягивалась торговля со всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то вся торговля проходила через владения израильтян, и сам Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, который притом находился в полной зависимости от нее в жизненном отношении, так как она была главной житницей как этого, так и других финикийских городов.

Кроме того, чтобы стать независимым от финикийцев, Соломон завел собственный флот, корабли которого из портов Средиземного и Красного морей совершали далекие плавания и привозили огромные богатства. Корабль, ходивший в Офир (в Аравии), привез Соломону 420 талантов золота, а корабль фарсисский, приходивший раз в три года, привозил золото и серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов. Этот корабль, очевидно, плавал в известную финикийскую колонию в Испании, Тартесс, который был перевалочным пунктом лучших и богатейших произведений Африки.

Обширная торговля давала государственной казне Соломона огромный ежегодный доход в 666 талантов золота. Вследствие этого неизбежно при дворе развивалась необычайная роскошь. Двор Соломона блистал чисто восточной пышностью и изысканным великолепием. Все сосуды и принадлежности во дворце были из чистого золота, «дом леса Ливанского» был украшен множеством щитов, покрытых чеканным золотом. Престол, одеяние Соломона, убранство дворца — все это сделалось притчей богатства и изысканного великолепия. Если к этому прибавить блестящую конницу с множеством дорогих коней и колесниц и общее благосостояние страны, наслаждавшейся миром и мудрым управлением, то будет понятно, на какой высоте благосостояния находилось царство израильское во время царствования Соломона.

42. Царица Савская (3 Цар. 10:1-13)

Восседая на своем престоле, Соломон торжественно встречал многочисленные посольства и благосклонно принимал от них всевозможные дары: «сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов». Самой замечательной посетительницей его была знаменитая царица Савская. Это была царица одной из богатейших стран в южной Аравии, царица сабеев, во главе правления которых всегда стояли женщины (гинеократия). Пораженная рассказами о необычайной мудрости, богатстве и славе Соломона, она захотела лично убедиться в достоверности этих рассказов и отправилась в Иерусалим с богатейшими подарками. Из беседы с Соломоном, а также из наблюдения за всеми порядками его жизни и управления она убедилась, что в рассказах, дошедших до нее, и на половину не было того, что она увидела в действительности. Пораженная всем виденным, она отправилась обратно в свою далекую страну, оставив Соломону богатые подарки и сама унеся с собой не только взаимные подарки от Соломона, но и искру истинной веры.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 935 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...