Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Период седьмой. ОТ разделения царства до разрушения храма вавилонянами



1. Разделение еврейского царства на Иудейское и Израильское (3 Цар. 12:1-24)

Скоро после смерти Соломона исполнилось предсказание пророка Ахии: царство его разделилось, и более значительная часть его отошла к Иеровоаму. Этот великий государственный переворот ускорен был неблагоразумием его наследника – Ровоама. При вступлении на престол он, по установившемуся обычаю, должен был заключить особый договор с народом, но дело затруднялось тем, что при его восшествии на престол с особенной силой проявилось соперничество между коленами Иудиным и Ефремовым, выражавшими притязания на главенство в народе. Поэтому Ровоам не удовольствовался провозглашением себя царем в Иерусалиме, а отправился в Сихем (главный город Ефремова колена), чтобы найти подтверждение своих прав на престол и со стороны ефремлян. Этим и воспользовались представители северных колен во главе с Иеровоамом, возвратившимся в это время из Египта, чтобы предъявить ему условия для облегчения повинностей.

Царь дал себе три дня для обсуждения этого вопроса. В государственном совeтe голоса разделились. Старые советники, служившие при Соломоне, понимая действительное состояние государства и народа, советовали ему уступить народу, говоря: «если ты на сей день будешь слугою народу своему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить с ними ласкою, то они будут рабами твоими на все дни».

Но молодой царь пренебрег этим благоразумным советом и последовал совету своих молодых сверстников, которые, воспитавшись под развращающим влиянием последних лет царствования Соломона, смотрели на все легкомысленно. Они посоветовали решительно отказать народу в его просьбе, заявив при этом, что потребности нового царя еще больше потребностей Соломона, как «мизинец его толще чресл его отца». Чтобы раз и навсегда отучить народ от подобных требований, царь должен был, по совету этих сановников, пригрозить ему еще большим увеличением ига.

Когда Иеровоам во главе представителей народного собрания вновь явился к царю, то Ровоам ответил им «по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами [31]». Раздраженный народ дал волю накопившемуся в нем чувству недовольства, и повсюду раздался клич: «какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом, по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим».

Ровоам, не сознавая возможных последствий своего шага, послал было Адонирама, начальника над податями, для сбора податей, но «израильтяне забросали его каменьями, и он умер». Сам царь должен был спасаться бегством в Иерусалим, а народное собрание в Сихеме провозгласило царем Иеровоама, которого признали десять колен, так что за Ровоамом осталось только колена Иудино и Вениаминово. Свою государственную ошибку Ровоам хотел исправить военной силой и собрал 180-тысячное войско для подчинения отложившихся колен, но кровопролитие было предотвращено Самеем «человеком Божиим», который убедил Ровоама, что все это совершилось по воле Божией, и потому братоубийственная война будет прямым преступлением против Бога. Ровоам должен был примириться с совершившимся переворотом, хотя вражда у него с Иеровоамом, часто переходившая в опустошительную войну, не прекращалась «во все дни их жизни».

Так совершилось разделение еврейского народа на два царства, получившие названия царства Иудейского и царства Израильского. На первый взгляд можно подумать, что царство Израильское, как составившееся из десяти колен, составлявших две трети всего населения страны и занимавших лучшую ее часть, имело на своей стороне все преимущества. Но, с другой стороны, нужно иметь в виду, что за царством Иудейским осталась столица, как центр установившегося правления и материальных интересов народа, вместе с огромными государственными сокровищами, накопленными Соломоном. Не говоря уже об энергии и предприимчивости колена Иудина, на его стороне были все преимущества в религиозном и нравственном отношении, так как в его столице находился храм, главная святыня всего народа, невольно притягивавшая к себе всеобщее народное сочувствие.

Таким значением храма объясняется и вся дальнейшая история отношений между обоими царствами. Видя тяготение народа к храму иерусалимскому, цари израильские стали опасаться, чтобы религиозное тяготение к храму не перешло в политическое тяготение к самому Иерусалиму, как политической столице. И вот, вопреки обетованию Божию, ставившему верность и преданность истинной религии условием долговечности дома Иеровоамова, цари израильские с первых же шагов своего правления начинают стремиться к отчуждению своего народа от храма иерусалимского, стараются основать собственный центр религиозной жизни и даже ввести такую религию, которая не имела бы ничего общего с религией иерусалимского храма. Такая политика прямо вела к религиозному расколу, который и был открыто совершен первым царем израильским.

2. Краткий обзор истории царства Израильского (3 Цар. 12:25-33; 13-14; 15:15-34; 16:1-28; 4 Цар. 17)

Будучи провозглашен царем, Иеровоам укрепил город Сихем по правую сторону и Пенуэл по левую сторону Иордана, которые сделались двумя главными крепостями его обширного царства, хотя свою собственную резиденцию он основал в городе Фирцe, в горах к северу от Сихема. Но и при обладании прекрасным царством, Иеровоам чувствовал недостаточность своих прав на престол, он думал: «царство может опять перейти к дому Давидову. Если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю иудейскому; и убьют они меня, и возвратятся к Ровоаму, царю иудейскому».

Посоветовавшись со своими приближенными, царь решил основать новую религию, умышленно опираясь на пример Аарона, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «не нужно вам ходит в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28; ср. Исх. 32:4,8). Одного из этих тельцов он поставил в Дане, а другого – в Вефилe, сделав последний главным святилищем нового культа. Тут он построил капище на высоте, как это делалось у ханаанских народов. Для служения в этом капище он хотел воспользоваться теми священниками и левитами, которые жили в отошедших к нему левитских городах, но ошибся в своем расчете. Все истинные священники и левиты, видя нечестивые затеи царя, переселились в Иудею. Тогда Иеровоам сделал новый шаг к нарушению закона и «поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных», установил праздники на подобие праздников иудейских, и на воздвигнутом жертвеннике в Вефилe сам лично хотел принести жертвы, чтобы открыть служение по обряду новоучрежденной им религии.

Из Иудеи явился «человек Божий» и произнес Иеровоамому предсказание, что один из потомков Давида, Иосия, на этом самом жертвеннике принесет в жертву идолослужащих священников, и сам жертвенник распадется, и пепел с него рассыплется. Разъяренный царь приказал схватить дерзкого прорицателя и сам простер на него руку свою, но рука его вдруг оцепенела, а жертвенник распался, и пепел с него рассыпался. Иеровоам смирился, и по молитве «человека Божия» рука его выздоровела. Он предложил «человеку Божию» зайти к нему во дворец и подкрепить себя пищей, обещая дать ему подарок. «Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мнe полдома твоего, я не пойду с тобой и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Ибо так заповeдано мнe словом Господним: не ешь там хлеба и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которой ты шел». (Однако, пророк нарушил эту заповедь и, послушавшись одного ложного пророка, зашел к нему и принял угощение, за что и умерщвлен был в пути напавшим на него львом).

Так как Иеровоам не вразумился бывшим ему предостережением, его постигло семейное несчастье: умер его сын Авия, единственный в его доме, «в ком нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым». Когда он заболел, Иеровоам тайно велел своей жене, переодевшись, отправиться в Силом к престарелому пророку Ахии, который когда-то предсказал ему, что он будет царем, и спросить его о предстоящей участи сына. Когда она вошла в дом Ахии, то престарелый пророк, несмотря на свою слепоту, сразу узнал, кто его посетительница, и не только не принял принесенных ему подарков («десять хлебов и лепешек и кувшин меду»), а произнес строгое осуждение на весь дом Иеровоама, заявив, что за идолопоклонство Господь наведет всевозможные бедствия на его дом и «выметет дом Иеровоамов, как выметают сор до чиста», а Израиль будет извергнут из земли обетованной и отведен будет за реку (Евфрат — в плен) «за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа». Больной сын царя умер.

Иеровоам умер, процарствовав двадцать два года. Ему наследовал сын его Нават, который во всем последовал примеру своего отца: «делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля во грех». Поэтому его скоро постигло наказание Божие: он пал жертвой собственного военачальника Ваасой, который убил царя и истребил дом Иеровоама, и сам сделался самозваным царем Израиля.

Но династия Ваасы, следовавшего в своей политике системе Иеровоама и даже еще более предававшегося нечестию и идолопоклонству, прекратилась с его сыном Илой, который был убит военачальником Замврием.

Замврий провозгласил себя царем и истребил весь дом Ваасы, но сам процарствовал лишь семь дней. Узнав, что народ, не признавая его, провозгласил себе царем другого военачальника Амврия, который во главе сильного войска подступил к Фирцe и уже взял укрепления столицы, Замврий «вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем, и погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путем Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля во грех».

Но и этим не кончились политические смуты Израильского царства. Одновременно с Амврием, претендентом на престол выступил нeкто Фамний, увлекший за собой половину народа, так что царство Израильское разделилось, и началась четырехлетняя междоусобная война. Только по смерти Фамния престол утвердился за Амврием, который царствовал еще восемь лет. Для упрочения престола за своей династией, он оставил Фирцу с ее сгоревшим дворцом и полуразрушенными стенами и построил для себя новую столицу, знаменитую Самарию, которая оставалась резиденцией царей израильских до самого падения царства. Но и сюда он перенес нечестие и идолопоклонство своих предшественников и в этом отношении «поступал даже хуже всех, бывших пред ним», подтачивая нравственную силу государства.

Так, основанное Иеровоамом Израильское царство, став на ложную дорогу, с каждым царствованием все более удалялось от истинного пути, готовя свою погибель.

Цари Израильские продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелкорфа, построила ему храм в столице Израиля Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ.

На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который по имени столицы Самарии, стал называться самарянами, или самаритянами. Они говорили не на чистом еврейском языке, и хотя приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 г. по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Военные действия Ассирии против Израиля (725 г. до Р.Х.). В 725 г. до Р.Х. Салманассар V вторгся в пределы Израиля и дошел до Самарии. Самария пала в 721 (722) г. до Р.Х.

3. Краткий обзор истории царства Иудейского (3 Цар. 14:21-31; 15:1-24; 22:1-50; 4 Цар. 8:16-29; 16; 18-20; 23:36-37; 24-25)

После неудавшейся попытки силой подчинить себе отложившиеся колена, Ровоам стал заботиться об укреплении за собой оставшегося ему владения. Он укрепил несколько городов и между ними Вифлеем, Фекою и Хеврон, превратив их в сильные крепости и снабдив оружием и провиантом. Иудейское царство обняло собой не только владения двух главных колен Иудина и Вениаминова, но и прежние земли колена Данова, переселившегося на север, и земли колена Симеонова, настолько ослабевшего политически, что оно как бы перестало даже считаться самостоятельным коленом. Кромe того, под властью Ровоама оставались еще покоренные земли Эдома и Аммона, продолжавшие платить дань, установленную Давидом.

В нравственном отношении царство Иудейское было усилено тем, что в него переселилось все колено Левиино — все священники и левиты, ушедшие из царства Израильского вследствие введения там идолопоклоннического культа.

Первые годы царствования Ровоама отличались значительным благоденствием. К несчастью, Ровоам наследовал от своего отца его худшие качества и содержал многочисленный гарем из 18 жен и 60 наложниц, давших ему двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. С этим неразлучны были обычные соперничества и интриги, тем более, что Ровоам показывал явное свое предпочтение жене Маахe, внучкe Авессалома, сына которой Авию заранее сделал его «главою и князем над братьями его». Чтобы ослабить их соперничество, он благоразумно «разослал всех своих сыновей по всем землям Иуды и Вениамина, во все укрепленные города, и дал им содержание большое, и прислал много жен».

При временном благоденствии ускорилось забвение недавних грозных испытаний, и Ровоам, а вместе с ним и весь народ иудейский «оставили закон Господень» и «делали неугодное пред очами Господа». «И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме, и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». Такое религиозно-нравственное падение требовало наказания, и оно явилось в лице египетского фараона Сусакима.

Сусаким или Шешонк I был родоначальником новой ХХII династии фараонов, сменившей прежнюю династию, в родстве с которой находился Соломон. Эта перемена династии совершилась еще при жизни Соломона, и новый фараон тогда же обнаружил враждебность по отношению к дому Соломонову тем, что дал у себя приют Адеру, князю эдомскому, и Иеровоаму. Теперь, воспользовавшись ослаблением политического могущества этого дома, он на пятом году царствования Ровоама предпринял поход против Иерусалима. Шешонк быстро взял несколько укрепленных иудейских городов и подступил к самому Иерусалиму. При виде страшной опасности царь и народ смирились и возопили о помощи к Богу, который и спас их от плена. Сусаким, однако, ограбил храм и царский дворец, захватив с собой все их сокровища и знаменитые золотые щиты, сделанные Соломоном, так что Ровоам вынужден был заменить их медными. Царство иудейское на время сделалось данником Сусакима, чтобы неверный народ опытом познал, «каково служить Богу и служить царствам земным»[32].

Этот тяжкий урок, по-видимому, не прошел даром для царя и народа иудейского. «В Иудее было нечто доброе», но, в общем, Ровоам «делал зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа». Он царствовал семнадцать лет, умер 58 лет от роду и был погребен в городе Давидовом. Его царствование описано было в записях пророка Самея и Адды прозорливца — в книге царских родословий.

Ровоаму наследовал его сын Авия, на восемнадцатом году царствования Иеровоама. Он попытался еще раз силой возвратить себе отпавшие колена, и в начатой войне ему удалось поразить Иеровоама и отнять несколько городов, в числе которых был и Вефиль. Победа эта была результатом сильного религиозного воодушевления как самого царя, который укорял израильтян за введенное у них идолопоклонство, так и вообще иудеев, «которые уповали на Господа, Бога отцов своих». Но сам Авия не удержался на высоте этого доброго начала и скоро последовал дурному примеру своих предшественников: завел гарем из 14 жен, от которых у него родилось 22 сына и 16 дочерей, и, вообще, начал «ходить во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него». Поэтому царствование его было непродолжительным. Он царствовал около трех лет и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе.

Аса, третий царь иудейский, взошел на престол на 20-м году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год. Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением во всем следовать примеру своего великого прапрадеда Давида и приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его. И даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты», который он вместе с тем изрубил и сжег у потока Кедронскаго, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом. Впрочем, Аса не довел своего преобразования до конца, не уничтожил всех «высот» с их идолопоклонническими принадлежностями, предоставляя совершение этого дела своим преемникам. Но, вообще, Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благословение Божие и отличалось полным благоденствием. Победа отца его над Иеровоамом обеспечила ему десятилетний мир, и он воспользовался им для того, чтобы поддержать выгодную торговлю с Аравией, востоком и богатыми серебром странами западной Европы, что дало ему возможность вновь скопить значительные сокровища, как в храме, так и во дворце. Вместе с тем он вновь укрепил важнейшие города.

Благоустроив внутренние дела государства, он собрал сильное войско в 580 000 человек с целью низвергнуть данническое иго египтян. Узнав об этом, египетский фараон Зарай Эфиоплянин выступил против него с огромным «войском в тысячу тысяч и тремястами колесниц» и дошел до Мареши (близ позднейшего Елевферополя), в юго-западной части колена Иудина. Здесь встретил его Аса и разбил его наголову, захватив громадную добычу. При победоносном возвращении его в Иерусалим его встретил пророк Азария, который своей речью возбудил в царе и народе новый порыв ревности к истинной религии. «Мерзости языческие» были удалены из всех иудейских городов, и царь обновил осквернявшийся вероятно идолослужением «жертвенник Господень, который пред притвором Господним». Вместе с тем, в 14-й год своего царствования Аса созвал в Иерусалиме великое народное собрание, на котором участвовали не только жители его царства, но и народ из остальных колен, и на нем был заключен торжественный завет, «чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей», причем за идолопоклонство назначена была смертная казнь.

Это стечение в Иерусалим истинных поклонников Иеговы из всех колен естественно увеличивало нравственную силу царства Иудейского, но вместе с тем оно пробудило с новой силой подозрительность царей израильских, вследствие чего Вааса возобновил войну против Иудейского царства и укрепил пограничную Раму, чтобы преградить своим подданным доступ в пределы Асы. К несчастью, на этот раз Аса поколебался в своем уповании на Бога и не только призвал к себе в союзники сирийского царя Венадада, но и купил его союз дорогой ценой сокровищ храма Господня и своего дворца. Хотя, благодаря этому союзу, нашествие Ваасы было с успехом отражено, но самого Асу укорил пророк Анания за измену заключенному им завету, за то, что «он понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа», чем преградил себе возможность покорения самого царства Сирийского. Но однажды свернув с правого пути, Аса не только не раскаялся в своем грехе, но «разгневался на прозорливца и заключил его в темницу, так как за этот укор был в раздражении на него». Вместе с тем он начал притеснять и некоторых других лиц из народа. В этом уклонении от долга справедливости его постигла на 39 году царствования тяжкая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, «поднялась до верхних частей тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей».

На 41 году своего царствования Аса умер и погребен был в городе Давидовом. Несмотря на прегрешения последних лет своего царствования, он оставил по себе добрую память в народе. Благословение Божие на нем сказалось в самой продолжительности его царствования, во время которого он был современником восьми быстро сменявшихся нечестивых царей царства Израильского.

Преемником его был сын его Иосафат, который вступил на престол 35-ти лет от роду и царствовал 25 лет. Вместе с престолом он наследовал от отца лучшие качества, которые делали его подобным Давиду, бывшему для него высшим образом. При нем царство Иудейское достигло высокой степени процветания и могущества. Он начал свое царствование укреплением важнейших городов царства, в которых разместил охранные войска. Обеспечив себя от внешнего нападения, он приступил к внутреннему благоустройству и, сам «поступая по заповедям Божиим», энергично принялся за искоренение идолопоклонства в народе, отменял «высоты» и истреблял «дубравы», посвященные идолам. Не довольствуясь этим, он в третий год своего царствования принял более действительные меры к поднятию религиозно-нравственной жизни народа и послал некоторых своих приближенных князей, чтобы они вместе с левитами и священниками учили народ закону Божию по всем городам Иудеи. Наградой ему за такие благочестивые дела было необычайное благоденствие. Он находился в мире со всеми окружавшими его народами. Филистимляне платили ему дань серебром, аравитяне пригоняли множество всякого скота, и могущество его поддерживалось сильным войском.

Такое состояние Иудейского царства было опасным для царства Израильского, хотя в то же время оно было слишком могущественно, чтобы можно было начинать против него новую войну. Так как в то же время на границе царства Израильского быстро развивалось и крепло опасное Сирийское государство, то царь израильский Ахав счел за лучшее войти в тесный союз с Иосафатом. Последний принял это предложение и таким образом вступил в союз и даже породнился с нечестивым Ахавом, навлекая тем самым целый ряд бедствий на свое собственное царство.

Ахав решил силою отнять у сирийцев важный город Рамоф Галаадский, призвав на помощь Иосафата. Благочестивый Иосафат не решался предпринять такого опасного дела без испрошения воли Божией через пророков. Ахав представил ему 400 пророков, которые в один голос предсказывали союзникам блестящую победу, а один из них, Седекия, даже сделал себе железные рога, чтобы наглядно показать, как Ахав «избодет сириян до истребления их». Но устами всех этих пророков говорил «дух лживый». Один только честный Михей откровенно предсказал предстоявшее поражение и гибель, но за это правдивое предсказание рогатый Седекия ударил его по щеке, а Ахав велел посадить его в темницу с приказом «кормить его скудно хлебом и скудно водою», пока царь не возвратится из похода с победным торжеством. Однако, слова Михея заставили Ахава принять некоторые предосторожности. Он снял с себя царское одеяние, коварно предоставив одному Иосафату носить царские одежды во время сражения. Венадад приказал своей коннице направить всю свою силу против неприятельского царя, и сирийская конница с такой силой ринулась на Иосафата, что он спасся только отчаянным криком: «я не Ахав!» Между тем, несмотря на все предосторожности, Ахав был смертельно ранен стрелой, его вывезли с поля боя колеснице, и он умер. При его падении войско израильское дрогнуло и обратилось в бегство. Тело царя было привезено в Самарию и погребено там, а когда окровавленную колесницу мыли в пруде Самарийском, то кровь Ахава лизали псы, как и предсказал ему пророк Илия.

Иосафат возвратился в Иерусалим, раскаиваясь в своем неразумном союзе с нечестивым царем. Он смиренно выслушал укор от пророка Ииуя за этот союз и делами благочестия хотел загладить свой проступок.

Весть о его поражении разнеслась по всем окрестным народам, и этим не преминули воспользоваться аммонитяне и моавитяне, которые решили отомстить израильтянам за свое прежнее подчинение им. Соединившись с другими соседними племенами, они составили сильный союз против царя иудейского и сделали нашествие на богатую садами местность к западу от Мертвого моря. Благочестивый Иосафат прибег к высшей помощи: объявил пост по всей стране и с пламенной молитвой обратился к Богу. Молитва его была услышана. Между союзниками-неприятелями произошли раздоры, они напали друг на друга, а иудеи воспользовались богатой добычей в оставленном ими лагере.

По смерти Иосафата в Иудейском царстве воцарился его сын Иорам, так что в обоих еврейских царствах были соименные цари, которые продолжали поддерживать союз между собой. При Иораме с особенной силой сказались вредные последствия такого союза. Женившись на дочери Ахава и Иезавели — Гофолии, он поддался влиянию своей кровожадной жены, при вступлении на престол избил всех своих братьев и своим неблагоразумием и гнусной жизнью навлек на свое царство целый ряд бедствий. Против него восстали эдомитяне, которые отняли главный торговый порт на Чермном море — Елаф; филистимляне и аравитяне сделали нашествие на его страну, напали даже на его дворец, захватили его жен и избили его сыновей. Сам он умер от безобразной и мучительной болезни в таком презрении, что не удостоен был даже погребения в усыпальнице царей. Ему наследовал сын его Охозия, продолжавший дружбу с Иорамом израильским.

Одним из нечестивых царей иудейских был Ахаз. Он ревностно почитал Ваала и Молоха и усердно строил в их честь капища в Иерусалиме и в его окрестностях. Во время его царствования сирийцы, филистимляне и израильтяне совершали беспрерывные набеги на Иудейское царство, опустошая его. Создался даже военный союз между Сирией и Израилем, которые решили уничтожить царство Иудейское. Ахаз был в затруднительном положении, но к нему явился пророк Исаия и сообщил, что царство Иудейское не будет уничтожено, так как из дома Давидова от Девы должен родиться Спаситель мира: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). Но Ахаз обратился за помощью не к Богу, а к царю ассирийскому и этим навлек беду не только на своих противников, но и на свое царство. Тиглатпаласар III в молниеносной кампании разрушил Дамаск, а затем вторгся в Израиль. Страна была разорена, а ее жители уведены в плен, только хорошо укрепленная столица Самария не была захвачена ассирийцами. Она пала в семьсот двадцать первом году при последнем Израильском царе Осие. Иудея же потеряла свою независимость и вынуждена была платить дань ассирийцам.

После смерти Ахаза иудейский престол занял его сын Езекия. Во время его правления пала Самария. Это произвело в Иудее потрясающее впечатление. Пророк Исаия, живший в это время, призывал жителей Иудеи покаяться и отказаться от ложных богов, чтобы их не постигла та же участь, какая постигла Израиль. Под влиянием пророка Исаии Езекия развернул большую деятельность по возрождению истинной религии. Он боролся со всеми проявлениями идолопоклонства, разрушал капища, разбивал идолов и срубал деревья, которым народ поклонялся на холмах. Но прежде всего, он возобновил богослужение в Иерусалимском храме. При его отце храм был в запустении, богослужение не совершалось, и ворота храма были закрыты. По приказанию Езекии, храм был открыт и освящен. При Езекии после долгого перерыва, с особой торжественностью была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим пришли не только иудеи, но и израильтяне.

Но мирная жизнь Иудеи вскоре была разрушена. Езекия отказался платить дань ассирийскому царю и заключил военный союз с Египтом против Ассирии. В этот союз вступила также Финикия и Вавилон. Союзники возлагали главные надежды на Египет. Пророк Исаия советовал Езекии не вступать в этот союз, но отступать уже было поздно. Вскоре вспыхнуло пламя восстания среди государств-вассалов Ассирии. Ассирийский царь Синахериб мгновенно захватил Вавилон, подавил восстание в Финикии, а затем разгромил египетскую армию, спешившую на помощь союзникам. Грозный каратель подступил к стенам Иерусалима и осадил его. Езекия был в отчаянии, но пророк успокоил его и предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так как город находится под защитой Самого Господа. Предсказание Пророка сбылось: «в ту ночь пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:35). После этого Синахерим прекратил осаду города и вернулся в Ниневию. Иерусалим остался свободным.

Езекия царствовал еще несколько лет и успел поднять Иудею из руин. Благочестивый царь умер в 687 году.

В 612 году столица Ассирийского царства Ниневия пала. На развалинах Ассирии халдейский царь Набонид основал халдейское (или нововавилонское) царство. После смерти Набонида вавилонский престол занял его сын Навуходоносор II.

Египетский фараон, желая ослабить нарастающую мощь Вавилонского царства, начал военные действия против Навуходоносора. Подстрекаемый фараоном, иудейский царь Иоаким отказался платить дань Навуходоносору и встал на сторону Египта. Тогда Навуходоносор захватил Иерусалим и угнал в плен многих евреев вместе с их царем. На престол вступил сын Иоакима, Иехония. Так как он продолжал антивавилонскую политику отца, то в страну снова прибыл Навуходоносор с огромной армией и начал осаду Иерусалима. Иехония, вероятно, желая спасти Иерусалим от разрушения, покинул город и добровольно сдался неприятелю вместе со своей семьей и придворными. Чтобы умилостивить победителя, он преподнес ему все драгоценности и сосуды из благородных металлов, какие были во дворце и храме. На этот раз Навуходоносор угнал в Вавилон семь тысяч выдающихся мужей израильских вместе с царской семьей. Среди них был и пророк Иезекииль. На место Иехонии Навуходоносор назначил царем иудейским его дядю Матфанию, переименовав его в Седекию. Седекия был недальновидным политиком. Очень скоро он попал под влияние проегипетской группировки, и страна снова вступила на опасный путь борьбы против Вавилона. Живший в это время пророк Иеремия часто обращался к правителям и народу и в пламенных речах призывал их не дразнить «вавилонского колосса». Он предупреждал также, что не нужно особенно рассчитывать на помощь Египта, а нужно, прежде всего, покаяться и обратиться за помощью к Небесному Покровителю народа еврейского. Но иудеи были глухи к проповеди избранника Божия, они даже посадили его в тюрьму и жестоко избивали.

Навуходоносор зорко следил за политическими событиями на Ближнем Востоке, и, наконец, решил, что пора действовать. Он вторгся в Иудею, разбил египетские войска, спешившие на помощь Иерусалиму, а затем приступил к осаде Иудейской столицы. Восемь месяцев длилась эта осада. В городе свирепствовали голод и эпидемии. На улицах валялись трупы людей, которых не успевали хоронить. Дело дошло до того, что матери ели трупы своих детей, умерших от истощения или болезни. В 586 году до н.э. халдеи начали штурм, пробили брешь в стене и ворвались в город. Вавилоняне убивали, грабили, поджигали дома. Вскоре Иерусалим превратился в груду развалин. От храма и царского двора остались лишь обгорелые обломки стен и разбитые колонны. Город перестал существовать. Царь Седекия с семьей и группой придворных тайно покинули Иерусалим и побежали в сторону Иордана. Посланный в погоню отряд поймал его близ Иерихона. Навуходоносор велел убить царских сыновей, а самому Седекии выколоть глаза и закованного в цепи отправил в Вавилон. Затем победители начали, согласно месопотамскому обычаю, изгонять жителей из иудейских городов и селений. Десятки тысяч пленных построили в колонны и погнали в далекую страну. С этого времени в истории иудейского народа начался новый период – период Вавилонского плена.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 717 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...