Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Женитьба Исаака (Быт. 24)



Через три года после смерти Сарры Авраам решил женить Исаака. Он хотел, чтобы сын его женился не на испорченной хананеянке, а на девушке из ближайшего родства. С этой целью он отправил своего верного раба Елеазара на свою родину, дав ему задание найти там жену для Исаака. История встречи Елеазара и невесты для Исаака представляет яркую картину нравов патриархального века.

Прибыв в указанную страну, именно в город Харран, раб Авраама случайно встречает «девицу, прекрасную видом, деву, которую не познал муж». Он обратил на нее внимание, попросил у нее воды напиться, и когда та оказалась настолько услужливой, что не только напоила его самого, но потрудилась начерпать воды и его верблюдам, то после этого он уже не мог упустить ее из вида: красота и душевная доброта приковали его к ней. Он тут же подарил ей золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, в десять сиклей золота. Расспросив, чья она дочь и есть ли у них место для ночлега, и услышав от удивленной доброй девушки, что у них «много соломы и корму, и есть место для ночлега», он отправился в дом отца ее, которым оказался Вафуил, племянник Авраама, от его родного брата Нахора. Елеазар сразу же рассказал о цели визита. Родители девицы и ее брат Лаван, видя серьезность поручения раба, а равно и богатство его господина, согласились на брак; спросили согласие самой Ревекки (так звали девицу), и когда та выразила свое полное согласие, брак был заключен.

Родители и родственники девицы получили подарки и хотели было еще подержать у себя в доме Ревекку «дней хотя десять». Но Елеазар настоял на немедленном отправлении в путь. Родственники распростились с Ревеккой и «благословили ее и сказали: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» После этого Ревекка отправилась с рабом и с несколькими служанками в путь.

Узнав от раба все обстоятельства, при которых он выбрал для него привезенную девицу, Исаак «ввел ее в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей».

14. Последние годы жизни и смерть Авраама (Быт. 25:1-11)

Из последующей жизни Авраама известно только, что он взял себе еще жену Хеттуру, от которой имел шесть сыновей. Но Хеттура была скорее его наложницей, так как все свое имущество Авраам завещал своему сыну Исааку, «а сынам наложниц дал подарки и отослал их еще при жизни своей на восток, в землю восточную». И затем библейская летопись сообщает, что Авраам «скончался, и умер в старости доброй, престарелый, насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему». Он умер ста семидесяти пяти лет и погребен был своими сыновьями Исааком и Измаилом в пещере Махпела, в той самой, где лежали останки его жены Сарры.

Так окончил свою жизнь этот великий и славный избранник Божий. Среди избранных сосудов Божиих много великих и праведных мужей, но выше их всех по своей вере и праведности стоит отец верующих и друг Божий — патриарх Авраам. Вся его жизнь показывает, что его вера не была простым внешним исповеданием, но деятельным началом всего его бытия. Никогда у него не возникало сомнения касательно обетования Божия, хотя бы исполнение его казалось для человеческого разума совершенно невозможным. «Верою, - говорит апостол, - Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака (своего единственного сына, от которого должны были произойти все обещанные ему потомки), … ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:17). Ни к кому еще не прилагалось в такой силе выражение, что он «веровал в Господа», т.е. всецело уповал на Него. И вот такая вера была вменена ему в праведность, потому что она составляет главный источник, из которого может возникать праведность. «Авраам слушался голоса Господня, соблюдал Его повеления, уставы и законы» (Быт. 26:5). Отсюда он навсегда останется высшим образцом верующего человека, и в его примере могут черпать вдохновение святых чувств веры и надежды люди всех народов и веков. Недаром память Авраама свято чтится народами трех великих религий мира — иудейства, христианства и ислама.

Несмотря, однако, на величие его веры и упования, о нем можно сказать то же, что и о других ветхозаветных праведниках: «Все сии умерли в вере, не получив обетований; а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13).

Древние иудейские предания восхваляют необычайные познания и мудрость Авраама и говорят, что он был наставником единобожия у халдеев, и египтян впервые научил астрономии и математике. Имя его до сих пор сохраняется в памяти арабов, которые называют его «эл-халил»— «друг (Божий)».

15. Исав и Иаков. Продажа первородства (Быт. 25:19-34)

Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца. Он был единственным наследником всех обетований Авраама, но и он, подобно отцу своему, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Жена его Ревекка была бездетна в течение двадцати лет, но он не отчаивался и молился Господу. «И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Перед самыми родами случилось необычное биение внутри Ревекки, встревожившее ее, но она успокоена была откровением, что у нее родятся два сына-близнеца, «и два различных народа произойдут из утробы ее», «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему», т.е. вопреки обычному порядку первородный не будет владеть правом первородства, с которым соединялись все великие обетования, данные потомству Авраама. Откровение это глубоко запало в душу Ревекки и послужило руководством для нее в последующей жизни.

Ревекка действительно разрешилась двумя близнецами: «первый вышел красный, весь как кожа косматый, и нарекли ему имя Исав (косматый); потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (т.е. держащийся за пяту)». Когда они выросли, «Исав стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Исаак больше любил смелого, отважного зверолова, между тем как Ревекка особенно любила скромного и нежного Иакова.

Последний, вероятно, узнал от своей матери о бывшем ей откровении касательно будущей судьбы братьев и стал выжидать удобного случая для заявления своих прав на первородство. Случай скоро представился.

Однажды Исав пришел с поля усталый и голодный, и, увидев, что Иаков сварил кушанье из чечевицы, он стал настойчиво просить у него дать ему поесть этого «красного». Голод его был так силен, что когда Иаков предложил продать ему за это кушанье первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание землей обетованной, но по своей дикой и грубой натуре он, видимо, не придавал никакого значения первым, а что касается последних, то, может быть, надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца. Таким образом Исав из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство за «красную» чечевицу, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный).

16. Исаак и Авимелех (Быт. 26:1-33)

Между тем, в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом. Он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение.

Благодаря этому, Исаак мог начать оседлую жизнь и занялся земледелием. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, закапывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака переселиться отсюда в Вирсавию. Там ему явился Господь, подтвердивший Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господне. Увидев правоту Исаака и раскаявшись в несправедливых притеснениях его, царь филистимский Авимелех прибыл к нему с извинениями, и между ними заключен был клятвенный союз, около того же самого колодца, около которого некогда заключали свой союз отцы их (Вирсавия).

17. Женитьба Исава. Хитрость Ревекки и благословение Иакову (Быт. 26:34-35; 27:1-40)

Тихая семейная жизнь Исаака скоро была возмущена непослушанием его любимого сына Исава, который без благословения родителей в сорокалетнем возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке».

Но скоро ему предстояло еще более тяжкое семейное испытание. С приближением преклонных лет у него ослабело зрение, и он нашел своевременным совершить торжественное благословение детей для передачи обетований. По установившемуся обычаю, право первородства он, конечно, намеревался передать Исаву, как старшему сыну, и сказал ему, чтобы он по этому случаю приготовил кушанье из собственной дичи. Исав не сообщил отцу о продаже своего права первородства, а Иаков в свою очередь не смел открыто высказывать своих притязаний на это право.

Неизвестно, знала ли об этом и Ревекка, но только она, услышав о намерении Исаака, решила употребить хитрость, чтобы посредством ее доставить благословение на первородство Иакову. По ее совету, он должен был надеть одежду своего брата, пропитанную запахом полей, среди которых приходилось проводить свою жизнь зверолову, и покрыть свое тело косматой шкурой, чтобы для осязания быть похожим на брата. Ревекка приготовила кушанье из домашних молодых животных, которое Исаак едва ли мог отличить от ожидаемого им кушанья из дичи Исава. Иаков колебался, боясь проклятия от отца в случае обнаружения обмана, но Ревекка убедила его, что она на себя примет даже проклятие. Старец-отец удивился скорому возвращению Исава и приготовлению кушанья, подозвал явившегося за благословением к себе для того, чтобы осязанием удостовериться в том, действительно ли это Исав. Старец ощупал шкуры на руках Иакова и в недоумении заметил: «голос, голос Иакова; а руки, руки Исава». Но запах охотничьей одежды окончательно рассеял сомнения престарелого патриарха; он поел кушанья, выпил вина, велел поцеловать себя и затем благословил Иакова благословением первородства: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» Но замечательно, что в этом благословении есть лишь слабый намек на великое обетование Аврааму, именно, что в нем и его семени благословятся все народы земли. Исаак, воображая, что он благословляет Исава, очевидно, считал его не вполне достойным для унаследования всей полноты благословения, и, таким образом, Иаков и Ревекка не вполне достигли того, чего добивались.

Едва удалился мнимый Исав, получивший благословение первородства, как за получением его явился и действительный Исав. Если неблаговиден был поступок Иакова, то не менее подлежат порицанию и действия Исава, так как он не хотел сознаться, что давно уже продал право первородства своему брату Иакову. Когда Исаак узнал об этом обмане, он «вострепетал великим трепетом», но отказался уже отнимать данное благословение. «Я благословил его, он и будет благословен!» сказал встревоженный патриарх. Исав поднял «громкий и весьма горький вопль» и просил Исаака, чтобы он благословил и его: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» Исаак благословил его и сказал: «от тука земли будет тебе обитание твое, и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечем твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей». В этом благословении была предсказана вся дальнейшая судьба потомков Исава — эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова — иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь, который подчинил себе последних (Ирод Великий, эдомитянин по происхождению).

19. Бегство Иакова в Месопотамию и видение таинственной лестницы (Быт. 27:41-46 и 28)

Потеряв право первородства, Исав возненавидел своего брата Иакова и расположился даже убить его, как только умрет отец. Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к своему родному брату Лавану. Чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала ему о кровожадном намерении Исава, а выставила перед ним другую причину ухода Иакова из дома: женитьба на ком-нибудь из ее родства. «Я жизни не рада от дочерей хеттейских (жен Исава), сказала она; если; Иаков возьмет жену из дочерей этой земли: то к чему мне и жить?» Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова к Лавану на поиски жены. Вместе с тем, Исаак уже сознательно повторил благословение Иакова, которое раньше дал по неведению, и притом усугубил его всей полнотой данных Аврааму обетований. «Бог всемогущий, - сказал он, - да благословит тебя, да расплодит тебя, и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» Таким образом, Исаак прозрел от духовной слепоты и дал свое благословение достойнейшему, а Исав все более и более предавался чувственности и взял себе третью жену Махалафу, дочь Измаила. Так духовная неспособность Исава к первородству обнаружилась во всей своей полноте.

После этого Исаак прожил еще сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он, однако, избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и великими подвигами и тяжелыми испытаниями. Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни, нежная привязанность к матери, в потере которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычным было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся далеко от места своей родины (Вирсавии) — все это вместе рисует перед нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче сияет пред Отцом Небесным, той непреоборимой верой в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением смирения, надежды и любви.

После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредотачивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова.

Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день дошел до местечка Луз, остановился там переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где когда-то Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев несколько камней, может быть, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от утомления заснул глубоким сном.

Он видит чудесный сон: лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Этот чудесный символ божественного промышления о земле заключился явлением ему Господа, который повторил ему обетование Авраамово: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Столь дивное видение пробудило Иакова, и он устрашился присутствия Божества на этом святом месте, поставил здесь памятник из камня, на котором спал, сделал на нем возлияние елея и назвал это место Вефилем, т.е. «Домом Божиим», каковым названием и заменилось навсегда прежнее название Луз.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 812 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...