Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нравственные нормы



Существует некоторые обычаи, которые оказываются наиболее важными и выполнение их затрагивают жизненные интересы группы, считаются существенными для общества и нарушение их крайне нежелательно, такие обычаи называются нравственными нормами, или нормами.

Так, некоторые группы считают, что употреблять мясо коровы или свиньи нельзя. Нравственными нормы передаются другим поколения не как система практических выгод, а как системы «священных» абсолютов.

3. Институциональные нормы. Это касается обычаев и норм, которые регулируют моменты деятельности общества и это воплощается в его социальных институтах.

Иинституциональные нормы отличаются тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Например, деятельность банков других экономических институтов.

4. Законы. Нравственные нормы базируются на моральных запретах и разрешениях, люди подчиняются им автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания.

Закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами. Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. (Например, закон о запрете частной собственности не поддерживался частью общества…).

Следовательно мы можем сделать вывод, что культура оказывает огромное воздействие на все сферы общественной жизни через ряд каналов:

1) социализацию и формирование отдельной личности;

2) через создание и введение ценностей;

3) через образцы деятельности и поведения;

4) через создание моделей институтов и социальных систем.

Таким образом определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Следовательно культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Исходя из этого, выделяются основные функции культуры:

1. человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция); (социализации);

2. гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания общества, социальные группы, личности;

3. информационная – функция трансляции знаний, опыта, обеспечивает связь времен, происходит формирование личности;

4. коммуникативная – функция социального общения, на основе общепринятых ценностей;

5. ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную координаты ценностей в которых существует и на которые ориентируется человек, формирует важнейшие духовные ориентиры;

6. нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

7. функция отбора (фильтрации) культурных форм, в различных обществах признаются различные ценности, то культура отбирает те культурные формы, которые в лучшей форме позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, отвечают запросам народа.

Как мы уже определили, культура – сложное социальное образование, имеющее внутреннюю структуру и состоящую из базисных элементов. И далее мы перечислим основные базисные элементы культуры. В качестве основания культуры выступают ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость. Патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для большинства людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулирует поведение индивидов. Индивиды могут выбрать, принимать эти или другие ценности и следовать им. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации – индивиду.

Элементом культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности. Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или социальными, в свою структуру включают определенные сведения, информацию о данном явлении, т.е. знания.

Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить ранг знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, то есть соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из главных элементов культуры. Следует учесть, что между существующей в обществе информацией, знаниями и убеждениями людей, воплощаемыми в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. (Все знают, что курить вредно, но… А еще более по социальным проблемам…).

Правила – это элементы (в том числе и социальные нормы) регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Они включают социальные нормы представляющие собой стандарты поведения, а также нормы социального наказания или поощрения.

Элементом культуры является язык – как объективная форма хранения и передачи человеческого опыта. Язык возникает на определенной стадии развития человека, для удовлетворения многих потребностей. Основная его функция хранение и передача информации.

Система ценностей, верований, убеждений предписывает человеку определенный образ жизни. Образ жизни отражает не только культурное наследие, но и текущую жизнь человека, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождения, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Например, мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.

Элементом культуры являются привычки которые возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны. Одни из них относятся к светским., другие – к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом – повседневные манеры воспитанного человека.

В отличии от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуются выполнить. Он также основан на привычка, но относиться не к индивидуальным, а к коллективным привычках. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового Года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию – все то, что унаследовано от предшественников. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, подъем национального или корабельного флага.

Ритуал также является элементом культуры– это сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов. Исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благоговение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).

Таким образом, культура сложное социальное явление создаваемое людьми и передаваемое следующим поколениям.

Культура как социальное образование имеет внутреннюю структуру и состоит из социальных норм и базисных элементов.

II

Обычно предметы материальной и духовной деятельности человека выражаются в вещной, символической или знаковой форме, и далее мы рассмотрим более подробно вопрос о формах (или типологизации) культуры.

Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. т.е. на кого она ориентирована. Исходя из этого выделяют несколько культурных форм: элитарную, народную, массовую, субкультуру, контркультуру.

Элитарная или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных для неподготовленного человека. Она включает изящное искусство, классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу. К ним относят музыку Шнитке, фильмы Феллини и Тарковского, картины Пикассо и т.д. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве, и служат предметом оживленных дискуссий среди критиков, литературоведов, художников, музыкантов.

Элитарная культура создается, как правило, привилегированной частью общества либо по ее заказу. В них создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. Так, например, А.Шопенгауэр и Ф.Ницше отмечали, что создавали свою философию для «сверхлюдей», аристократов.

В отличии от элитарной народная культура – это совокупность мифов, сказаний, эпоса, песен, которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Продукция народной культуры создается в процессе народного творчества, называемого фольклором. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающих и круг ее потребителей., первоначально, - малоимущие люди. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона. По этой причине круг ее потребителей вполне конкретен.

В современном урбанизированном обществе широкое распространение получила массовая культура. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательная. Эта культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

В массовой культуре получает искаженное выражение одна из сторон культуры – адаптивная. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером могут быть бесконечные «мыльные оперы», песни Мадонны.

Самое концентрированное воплощение массовой культуры китч (от немец. – халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча – создание иллюзии счастья.

Массовая культура, являясь новым видом, который сформировался в условиях общества массового производства и потребления. Все вокруг носят джинсы и футболки, смотрят телевизор, всех заботит глобальное потепление и т.п. Массовая культура представляет собой общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Массовая культура выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум потребителей в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, шаблонов, который формирует не только сознание, но и определяют поведение людей, их образ жизни.

Массовая культура связана с общими идеями потребительства. Она неотделима от такого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заражения. Основными свойствами массовой культуры являются: а) распространенность культурного образца в массах; б) воспроизводимость массами этих культурных образцов; в) их трансляция от поколения к поколению. Среди исследователей преобладает точка зрения, согласно которой продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер.

Если подлинная или массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и конткультура – культура различных социальных групп. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Выделяют молодежную субкультуру, культуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств и т.д.

Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларированных ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющих эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите их интересов и образа жизни.

Дети аристократов или среднего класса сильно отличаются от детей из низших слоев. Они читают разные книжки, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явкой конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется конткультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т.Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х гг. ХХ ст. Иными словами, конткультура – это комплекс, набор норм и ценностей каких-либо социальных групп, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе.

На сегодняшний день конткультура – это:

- тип протестующего мироощущения;

- альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему;

- антитрадиционные формы художественного творчества.

Одним из способов бегства от действительности (или эскипизма), а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура выделяется своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные группы.

В социологии существуют и иные формы деления и анализа культуры и культурных явлений:

1. По субъекту – носителями культуры выделяются: общество в целом, нация, класс, социальные группы, личность. Отношения между этими блоками культуры не всегда складываются гармонично.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессиональными, в ней можно установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную и духовную культуру.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

При рассмотрении проблемы культуры, представляет также интерес соотношение природы и культуры, а по сути природы и человека, а также проблема наличия общих черт свойственных культурам разных народов и времен.

Социологи всего мира бьют тревогу о том, что прогресс в производстве обернулся загрязнением Земли, она превращается в помойку. Актуальные сейчас становится формирование экологической культуры личности и общество в целом.

В первых главах книги бытия написанных в X – VII вв. до н.э. излагается библейский канон, где запечатлен образ Эдема как изначальной гармонии Бога, мира и человека. Результатом утраты эдемского состояния стали конфликты человека с природой и человеком. Все это, в конце концов, породило порабощение человека и эксплуатацию природы. И данное суждение имеет значение не только для богословов, но и общечеловеческое звучание, как призыв к созиданию новых форм бытия, преобразованию предметного мира и отношения к природе. Мысль о единстве человека с природой. Идея пантеизма (Пан-бог Природы) идет к нам из глубины веков, идея о нерасторжимости человека, планеты и космоса, о фундаментальном единстве макро и микрокосмоса. Находит в наши дни подтверждение в последних научных открытиях и это должно убедить человека изменить свое отношение к природе.

Каждое конкретное сообщество (государство, народ) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

Перед социологами встает проблема – определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, т.е. существуют ли культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила. Которые присущи всем культурам независимо от географии, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. американский социолог Дж.Мердок выде6лил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: возрастная градация, нательные украшения, календарь, кооперация труда, танцы, этикет, игры, музыка, число, имя и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и стакиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры и т.д.

Итак, подведем итог, единая человеческая культура складывается из множества различных культур и ее форм, которые вносят свой вклад в общую человеческую историю и без каждой из которых картина общей культуры была бы неполной. Все культуры взаимосвязаны, но в тоже время индивидуальны и не могут подменять друг друга.

III

В контексте социологии закономерен вопрос. А каковы тенденции развития культуры?

Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? От чего угасают и почему возрождаются отдельные духовные компоненты, черты культуры?

В Х1Х веке государственная идея (Шлегель) о поступательном восхождении культур. ХХ век вносит в осмысление культуры ноты напряженного драматизма, ощущение утрат. На рубеже ХХ века получает распространение концепция О.Шпенглера о непрерывности культуры, он отождествлял культуру с живым организмом (и она имеет свою весну, лето, осень и зиму) приходит к выводу, что исчерпание потенциалах души культуры приводит к апатии и упадку общества. Современные ее признаки: развитие индустрии, деградация искусства и т.д.

Следовательно, культуру нужно рассматривать не только в состоянии покоя, но и в движении, динамике. Культурная динамика позволяет выявить изменения в культуре. Поскольку она возникает, развивается, разрушается, трансформируется.

В качестве причин культурных изменений выступает культурный конфликт, представляющий собой столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур. Культурный конфликт приобретает различные формы. Так, одной из его разновидностей является аномия – разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм (падение влияния религии, политики).

Другая форма культурного конфликта «культурное запаздывание» - состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры.

Третья форма культурного конфликта – господство чужой культуры. Так, многие метрополии предлагали свою культуру в качестве средства интеграции племенных культур. Однако синтез ценностей не происходил в силу несовместимости и возникал конфликт. Если культурный конфликт выступает причиной культурных изменений, то в качестве средств его разрешения выступают открытия, изобретения, культурная диффузия.

Открытие – это получение новых знаний о мире. Наиболее ярким примером являются открытия новых островов.

Изобретение – это комбинация известных культурных элементов или комплексов. Она предполагает новый способ изготовления вещей, т.е. технологию. Изобретения содержат в себе не только технические и научные новации, но и социальные (например, создание новых форм государственного управления).

Этнографы и антропологи выделили 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама в Индии. Бритва в Шумерах, зонтик в Юго-Восточной Азии, тарелка в Китае. Ложка в Древнем Риме. Вилка в Италии, сахар в Индии и т.д.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, стихийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последнее означает, что одно и тоже изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Диффузия означает взаимопроникновение и обогащение культур. Каналам диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война («бистро»). Китайский повар, плавающий с великим путешественником Марко Поло, привез рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку.

Культурное развитие может происходить с помощью различных средств, например, путем заимствования. Любая культура стремиться не только заимствовать нужные ей черты, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее. В этом проявляется ее селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Селективность может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной.

Культурные изменения не носят синхронного характера. Понятие «культурный лаг» характеризует ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Культурный лаг характеризует не только западное общество. У нашей молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры сильно отстает от западного.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от поколения к поколению через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным преемственность и непрерывность культуры. Последовательная смена циклов культуры в рамках одного народа должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались прежде всего базисные элементы культуры. Благодаря культурной трансмиссии каждое поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые достижения к уже накопленному богатству. Там, где к культурному наследию добавляются большое количество новых элементов, чем отбрасывать старые, происходит культурная аккумуляция.

Когда в течение определенного времени общество использует больше унаследованных культурных элементов, чем добавляет, говорят о культурном истощении.

Следует также подчеркнуть, что для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Можно выделить три качественных скачка позитивно сказавшиеся на развитии культуры:

1. Появление письменности, позволяющие сохранить многие произведения культуры.

2. Изобретение книгопечатания. Благодаря которому резко увеличивается объем распространения культурных традиций.

3. Современные достижения науки и техники (телевидение, голография и т.д.).

Для социологического анализа понятия культуры большое значение имеет не только проблема развития культуры, но и связей между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Необходимость исторической преемственности определяется постоянством природной среды, в которой мы живем и постоянством биологическим качеств человека. Преемственность культуры – это не только преемственность форм, но и преемственность содержания, преемственность оценок и ценностей. Важно решая актуальные задачи сегодняшнего дня. не прерывать исторические традиции, не уничтожать историческую память. Историческое беспамятство, забытые уроки – верные симптомы социального кризиса. Поэтому, обращаясь в прошлое, нужно не раскапывать "чумные курганы", в том числе и националистических страстей, а находить то, что относится к сокровищнице общечеловеческих гуманистических ценностей.

Историк В.О.Ключесвкий еще в свое время о новоиспеченных вольнодумцах заметил: "Им, коль они разуверились, мало просто уйти из храма, они непременно должны в этом храме нагадить".

Национально-исторические ценности приобретают ныне особую роль в связи с движением к общечеловеческим ценностям, к рынку. В свое время М.Вебер, анализируя процесс капитализма на Западе, подчеркивал, что он опирался на систему духовных ценностей протестантской религии. Ныне Смелзер в американской культуре выделяет такие традиционные ценности, как личный успех, активный и упорный труд, прогресс, уважение к науке.

И вся трудность, видимо и для нашей страны, состоит в том, как найти оптимальное сочетание между материей общечеловеческой культуры, рыночной стихии и идей национального духа, т.е. как увязать стихийный механизм развития культуры с национально-культурными традициями украинского народа. с его прошлым, настоящим и будущим.

Итак, можно сделать общий вывод, культура является важнейшим социальным элементом влияющим и определяющим сущность личности и в тоже время культура является продуктом человеческой жизнедеятельности.

Культура является отражением социального, национального, демографического многообразия мира, приобретает многообразные формы, каждая из которых не может быть заменена другой и в сумме создавая единую культурную мозаику современной цивилизации.

Развитие и взаимообогащение всех культур обеспечивает ее неуклонное поступательное совершенствование, что позволит человечеству решить все проблемы и вызовы времени.





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 2568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...