Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в современной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из древнейших категорий: достаточно вспомнить «Поэтику» Аристотеля, где уже названы и кратко охарактеризованы ведущие жанры эпоса, драмы и лирики. Со времен Аристотеля закрепилась традиция рассматривать жанры в соотношении с родами литературы: эпические жанры - сказка, басня, эпическая поэма, былина, сага, рассказ, повесть, роман, очерк; драматические жанры - трагедия, комедия, драма, а также водевиль, мелодрама, сценка и др.; лирические жанры - элегия, эпитафия, ода и др. (в последнее время в связи с размыванием жанровых границ в лирике XIX-XX вв. исследователи все чаще говорят о двух жанрах - малом и большом, имея в виду стихотворение и поэму).
Уже из простого перечисления жанров видно, что исторически наметились две тенденции в выделении жанров. Одна ориентируется на композиционные особенности формы (так, в эпосе учитывается объем и масштаб повествования, насыщенность сюжета эпизодами), другая - на характер идейно-эмоционального содержания произведения (в драме и лирике).
В учебнике Абрамовича удачно охарактеризованы ведущие жанры (автор называет их «видами») трех родов литературы, показана их историческая эволюция (разд. 3, гл. 2).
Не менее сложна проблема стиля. В прошлом критики и теоретики искусства обычно рассматривали стиль в связи с жанром. В XVIII-XIX вв. категория стиля приобрела большую самостоятельность. В настоящее время проблема стиля неодинаково решается теоретиками литературы. В учебниках представлены две концепции. Тимофеев и Абрамович (гл. 3) считают, что стиль - это проявление идейно-художественного своеобразия писателя в целостной структуре произведения, они соотносят стиль с методом и с творческой индивидуальностью автора.
В учебнике под ред. Г.Н.Поспелова стиль литературного произведения рассматривается по аналогии со стилем в других видах искусства (архитектуре, живописи, музыке), где он выступает как закономерное, эстетически ощутимое свойство формы, обусловленное ее соответствием содержанию. Речь идет не об индивидуальном своеобразии (которое по традиции Гёте можно назвать «манерой»), а о закономерных свойствах художественного выражения, присущих нередко ряду писателей, близких друг другу по идейному содержанию своего творчества.
Для студента важно не только знать о существовании таких двух различных концепций (с ними он неизбежно встретится в литературоведческих трудах), но главное, отчётливо представлять взаимоотношение стилеобразующих факторов и носителей стиля. Первые - это основные моменты содержания в их воздействии на форму, вторые - это основные компоненты и детали формы в их направленности на воплощение содержания. Стиль - высшее эстетическое достоинство произведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Наука о литературе и её составные части.
2. Познавательное значение литературы. Литература и наука.
3. Воспитательная функция литературы.
4. Эстетическое значение литературы. Природа эстетического чувства.
5. Понятие о прекрасном. Существующие точки зрения на природу прекрасного.
6. Предмет литературы и его особенности.
7. Литература и другие виды искусства (скульптура, живопись, музыка, театр).
8. В чём различия родов литературы по содержанию?
9. Как проявляется закон творческой типизации в лирике?
10. Содержание и форма литературы.
11. Художественный образ и его особенности.
12. Виды образов.
13. Образ-персонаж. Разновидности. Средства создания.
14. В чём особенности основных жанров эпоса?
15. Что такое лиро-эпические жанры?
16. В чём отличие жанра драмы от трагедии и комедии?
17. Как исторически развивалась система жанров в лирике?
ЛИТЕРАТУРА
Абрамович Г. Л. Введение «литературоведение. Изд.6. М., 1975.
Введение в литературоведение/Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.-С. 11-20,
209-219,228-239,245-251.
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 5.--М., 1976. Гл. первая.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Словарь литературоведческих терминов. - М.,
1974.
Галич О. Teopiя літератури. -К., 2001. С. 83-115.
ГетьманецьМ.Ф. Сучасний словник літературознавчих термінів. – Харків, 2003.
Літературознавчий словник-довідник / За ред.: Р.Т.Гром’яка, Ю.І.Коваліва, В.І.Теремка. – К.: ВЦ «Академія», 2006. – 752 с.
МОДУЛЬ ВТОРОЙ
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 8049 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!