Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Следует говорить о различии трёх родов литературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявляются по-своему, и это приходится учитывать в трактовке тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки. Однако родовое своеобразие идейного содержания не изменяет его природы, в нём всегда есть объективная и субъективная стороны. Вот почему вызывают возражение те теоретические концепции, которые сводят эпос только к объективному воспроизведению внешнего мира, игнорируя выражение в нем авторской точки зрения, а лирику - только к раскрытию авторского переживания, упуская из виду, что лирика тоже возникает в процессе типизации характера, точнее - определенного переживания, которое не всегда принадлежит самому поэту. (Такая односторонняя интерпретация проблемы рода изложена в учебнике Г.Л.Абрамовича.)
Различия в родовом содержании определяют различия в форме эпических, лирических и драматических произведений. В эпосе и драме в центре произведения - более или менее развёрнутая система персонажей. Подробности их жизни воспроизводятся в эпосе с помощью повествования и описания. Объем текста не ограничен. Драматическое действие складывается из сценических эпизодов, текст которых состоит из высказываний действующих лиц пьесы, их монологов и диалогов. Объём пьесы ограничен длительностью спектакля. В лирике системы, персонажей нет, здесь раскрывается внутренний мир лирического героя. События его жизни непосредственно не воссоздаются, о них можно узнать только косвенно - по тому, о чем думает, что переживает герой. Его переживание раскрывается в форме лирических медитаций (размышлений), а также лирического повествования или описания тех явлений, которые составляют предмет его переживаний.
Твёрдых границ между родами литературы нет. Особенно характерны в этом плане лиро-эпические произведения, например поэмы. Произведения всех трёх родов могут быть написаны и стихами, и прозой. Историческое возникновение литературных родов показано в работе А.Н.Веселовского «Историческая поэтика».
Попытаемся конкретизировать понятие «род литературы».
Эпический способ предполагает изображение внешних по отношению к автору явлений жизни. Писатель как бы наблюдает жизнь со стороны и изображает то, что видит. Эпический способ представлен в романах, повестях, рассказах и других жанрах. Он позволяет широко и всеобъемлюще изображать жизнь во времени и пространстве. В романах «Война и мир» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Тихий Дон» М.Шолохова воссозданы целые исторические эпохи русской жизни, важные события и судьбы многих людей.
Лирический способ предполагает выражение мыслей и чувств автора, вызванных явлениями реальной жизни. Можно сказать, что при эпическом способе писатель изображает виденное, а при лирическом выражает свои чувства от увиденного. Наиболее популярные лирические жанры стихотворение, песня, элегия, сонет и др. Высшим достоинством лирика является лаконизм и смысловая емкость.
Драматический способ предполагает изображение жизни путем самовыявления самих персонажей. Автор как бы устраняется из изображенного им художественного мира и предоставляет возможность героям действовать самостоятельно. Драма в театральном исполнении создаст иллюзию реальной жизни, поэтому отличается доступностью и большой силой воздействия на зрителя.
Как видим, каждый из названных способов имеет свои достоинства и преимущества, поэтому в течение веков не утратил своего значения. В художественной практике имеет место смешение этих способов. Так, в романах встречаются лирические монологи героев, сближающие их с лирикой, диалоги, напоминающие структуру пьес. Существуют даже некоторые промежуточные жанры.
РАЗДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ВИДЫ (ЖАНРЫ)
Традиционно выделяются три литературных рода, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезентативной, экспрессивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику: эпос, лирика, драма.
Эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности, событийной насыщенности (сюжетности) и динамике. Познавательная направленность эпоса сосредоточена на объекте, на изображении внешнего предметного мира.
Лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций, медитации, рефлексии. Непосредственное переживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Изображение какого-либо события, предмета, картин природы может служить целям самовыражения. Даже когда дается какое-либо «описание», в подтексте можно почувствовать субъективное ощущение, точку зрения поэта.
Различают лирику мысли (философская лирика), лирику созерцания (пейзажная лирика, элегия, идиллия) и лирику коллизии (противоречий), которой свойствен пафос, патетика.
Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из трёх родов литературы (наряду с лирикой и эпосом), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.Драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса.
Впервые осуществил разделение литературы на роды и виды греческий философ Аристотель (IV век до н.э.), выделивший эпос, лирику и драму, а также основные их виды. Само собой разумеется, Аристотель опирался на современную ему художественную практику, когда еще не было большого жанрового разнообразия. Следует отметить, что в научной и учебной литературе такие понятия, как вид и жанр часто смешиваются. Очевидно, это объясняется тем, что французское слово genre означает род и вид. Мы считаем целесообразной и правомерной такую градацию: род вид подвид (жанр). Например: род - эпос, вид - роман, подвид (жанр) - исторический роман.
Литературные жанры – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Проблему жанра можно сформулировать как проблему классификации произведений, выделения в них общих жанровых признаков.
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 5946 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!