Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прагматические аспекты коммуникации. Компоненты КА, связанные с участниками общения



Возможна классификация аспектов общения, базирующаяся на другом основании – каких-либо характеристиках участников коммуникации. С этой точки зрения к аспектам общения относят прагматические, гендерные, аспекты стратегий и тактик и аспекты компетенции.

Рассмотрим прагматические аспекты – это аспекты общения, связанные с влиянием субъектов общения друг на друга и выраженные в языке. Известны четыре вида таких аспектов:

1. Аспекты общения, связанные с адресантом.

2. Аспекты общения, связанные с адресатом.

3. Аспекты общения, связанные с отношениями говорящих.

4. Аспекты общения, связанные с ситуацией общения.

К аспектам общения, связанным с адресантом, относят открытую или скрытую цель высказывания, речевые стратегии и тактики, тип речевого поведения, установки говорящего; оценку говорящим фонда знаний, интересов, психологии, характера, способностей адресата; отношение говорящего к сообщению.

Аспекты общения, связанные с адресатом, включают интерпретацию речи, правила выведения скрытых смыслов, влияние высказывания на адресата, тип речевой реакции на полученный стимул (уход от прямого ответа, нападение).

Аспекты общения, связанные с отношениями говорящих, включают в себя жанр речевого общения и социально-этикетную сторону речи.

К аспектам общения, связанным с ситуацией речи, относят время, место и условия общения. От этих аспектов зависит интерпретация указательных слов типа тут, теперь, этот; влияние на тему общения места коммуникации: одна и та же тема будет по-разному выражаться, если мы в гостях, в больнице, у адвоката и т.д.

К компонентам коммуникативного акта, связанным со всеми четырьмя аспектами вместе, относят также социальный статус и коммуникативную роль. Социальный статус – это одобряемый обществом образец поведения, обусловленный положением говорящего на социальной иерархической лестнице (чаще всего его должностью: например начальник – подчинённый; хотя некоторые исследователи относят к социальному статусу и главенствующую роль в семье и системе образования: родители – дети, преподаватель – студент, учитель – ученик). Статус характеризует место человека на вертикальной оси: высокое или низкое положение занимает личность в обществе.

Коммуникативная роль – это система коммуникативного поведения, обусловленная какими-либо характеристиками адресанта, ситуацией общения или установками говорящего. К постоянным или долговременным характеристикам человека относят пол, возраст, положение в семье, профессию (таковы роли мужа, отца, сына, слесаря, студента и т. п.). Кроме этого, роль может быть навязана ситуацией, в которой оказывается личность (роли пассажира, покупателя, пациента и т. п.). Ролевое поведение подчиняется определенным социальным нормам, в большинстве случаев неписанным, но достаточно строгим и общеобязательным. Существование этих норм проявляет себя в том случае, когда они нарушаются. Мы интуитивно чувствуем эти нарушения и иногда бурно на них реагируем. Нас коробит, когда, например, молоденькая лаборантка строго заявляет убеленному сединами профессору, не сдавшему по рассеянности вовремя ведомость: «Я должна сделать вам выговор!» А реплика сына-подростка «Отстань, козел!» в ответ на замечание отца может стать причиной суровых репрессий.

Статусно-ролевое общение основано на ожиданиях того, что языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные ее положению в обществе и определяемые характером взаимоотношений с собеседником. От ребенка ждут послушания, от старца - мудрых суждений, от преподавателя - знаний в области преподавания, от студента - желания эти знания получить. Каждая роль состоит из специфического набора прав и обязанностей. Представления о типичном исполнении той или иной роли складываются в стереотипы ролевого поведения. Они формируются на основе опыта, частой повторяемостью ролевых признаков, характеризующих поведение, манеру говорить, двигаться и т. п. Так в сознании членов общества кристаллизуется представление о том, каким должно быть исполнение той или иной роли.

Образец учета ролевых ожиданий можно найти в рассказе замечательного русского писателя А. И. Куприна «С улицы». Герой рассказа, опустившийся полуинтеллигент-попрошайка, ловко использует признаки ролевого поведения для того, чтобы войти в доверие к людям разного социального положения.

Рассчитываешь всегда на психологию. Являюсь я, например, к инженеру — сейчас бью на техника по строительной части: высокие сапоги, из кармана торчит деревянный складной аршин; с купцом я — бывший приказчик; с покровителем искусства — актер; с издателем - литератор; среди офицеров мне как бывшему офицеру, устраивают складчину. Энциклопедия!..

Надо стрелять быстро, чтобы не надоесть, не задержать, да и фараоновых мышей опасаешься, потому и стараешься совместить все сразу: и кротость, и убедительность, и цветы красноречия. Бьешь на актера, например: «Милостивый государь, минуту внимания! Драматический актер - в роли нищего! Контраст поистине ужасный! Злая ирония судьбы! Не одолжите ли несколько сантимов на обед?» Студенту говорю так: «Коллега! Помогите бывшему рабочему, административно лишенному столицы. Три дня во рту маковой росинки не было!» Если идет веселая компания в подпитии, вали на оригинальность: «Господа, вы срываете розы жизни, мне же достаются тернии. Вы сыты, я- голоден. Вы пьете лафит и сотерн, а моя душа жаждет казенной водки. Помогите на сооружение полдиковинки бывшему профессору белой и черной магии, а ныне кавалеру зеленого змия!»

Обратите внимание, как умело оперирует герой рассказа формами ролевого поведения, как меняются и языковое содержание и стиль его высказываний в зависимости от адресата речи.

Стереотипы речевого поведения носителями языка осознаются не всегда. Часто мы бессознательно в своих реакциях на речь окружающих нас людей осуществляем типологию их коммуникативного поведения. Это проявляется в устойчивых выражениях типа: «Оставь прокурорский тон», «Кричит как базарная баба», «Начальственный окрик», «Детский лепет», «Учительские интонации», «Поза провинившегося школьника», «Командирский голос» и т. п.

Ролевые признаки речевого поведения проявляются только в коммуникативном взаимодействии языковых личностей. Можно выделить два типа ситуаций ролевого общения; симметричные И асимметричные. Первые характеризуются равенством социального статуса собеседников. Вторые демонстрируют разное положение участников коммуникации на общественной лестнице.

Разные коммуникативные ситуации шутливо иллюстрируются знаменитым рассказом А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Как вы помните, в нем изображена встреча двух школьных товарищей: толстого, который только что пообедал в ресторане, и тонкого, сошедшего с поезда, навьюченного чемоданами.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Общение начинается в симметричной ролевой ситуации. Но вот новость: тонкий узнает, что товарищ его стал тайным советником (чин, равный генеральскому). И что же - меняется характер общения: ситуация обретает асимметричные черты.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой: казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства, и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

- Ну, полно! - поморщился толстый. -Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут чинопочитание?

- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...

В повседневном речевом общении языковая личность переключается с одних стереотипов ролевого поведения на другие. Такое переключение имеет большое значение, ибо успех коммуникации в значительной степени зависит от того, насколько говорящий и слушатель владеют формами языка, соответствующим данной ситуации.

Близким к понятию коммуникативной роли является понятие имиджа. Имидж – это длительная инициативная коммуникативная роль говорящего, создаваемая целенаправленно и формирующая у окружающих представление о человеке.

К группе рассмотренных нами понятий относится также понятие «модельной личности» – типичного представителя социальной группы. Например, в России ХIХ века такими модельными личностями были русский интеллигент, английский аристократ, немецкий офицер, гусар. В.И. (Владимир Иванович) Карасик, профессор-филолог из Волгограда, говорит, что приоритетными типами в современной России являются БРАТАН, НОВЫЙ РУССКИЙ и ТЕЛЕВЕДУЩИЙ. …

К группе рассмотренных нами понятий близко также понятие «коммуникативной позиции», или эго-состояния: РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, ДИТЯ (ПО Эрику Берну). Идея жизненного сценария активно разрабатывается в современной психологии. Клод Штайнер написал книгу «Сценарии жизни людей».

Клод Штайнер (Claude Steiner, 6.01.1935, Париж) - признанный мастер практической психологии. После оккупации Гитлером Франции, родители Клода Штайнера - мать еврейка и отец христианин - вынуждены были в 1939 году бежать в Испанию с маленькими Кетрин и Клодом на руках. После рождения третьего ребенка, Мигеля, родители Клода Штайнера в конечном счете в конце второй мировой войны эмигрировали в Мексику. Все свое детство и отрочество Клод Штайнер провел в католических школах.

В 1952 Клод Штайнер приезжает в США изучать инженерное дело, затем физику в колледже Санта-Моники в Калифорнии и некоторое время зарабатывает себе на жизнь как автомобильный механик.

Дальше он продолжил изучать физику в Калифорнийском университете в Беркли, но решил, что не хочет тратить свою жизнь на создание бомб и начинает исследования в психологии и развитии детей. Он работает сначала консультантом, а затем директором Еврейского Общественного центра летних лагерей в Беркли.

В 1957 году Клод Штайнер впервые встречает Эрика Берна, психиатра, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди» и становится его учеником, единомышленником и создателем школы транзактного анализа в психотерапии.

В 1965, при убеждении Берна, Клод Штайнер получает степень доктора в клинической психологии в Мичиганском университете. Он воплощает свое желание и становится первым «директором по научно-исследовательской работе» в этом университете.

В конце 1960-ых и позднее, после смерти Берна в 1971, Клод Штайнер принимает активное в различных освободительных движениях против войны во Вьетнаме и продолжает развивать теорию и практику Радикальной Психиатрии.

Увлекаясь теорией Берна о сценариях жизни, особенно сценариями «Без любви», Штайнер разработал свою теорию «Экономии поглаживаний» и был награжден за нее премией Эрика Берна в 1980 году.

Клод Штайнер написал 9 книг и известную терапевтическую детскую сказку «Сказка о Пушистиках».

Книги Клода Штайнера переведены на 11 языков мира, а «Сценарии жизни людей» стала мировым бестселлером.

Российский психолог Ирина Летова (Москва) говорит о трёх негативных сценариях, ведущих к разрушению личности: подавление спонтанности, близости и включённости (им соответствуют жизнь без радости, без любви, без ума). Всё это сценарии жизни зависимых людей.

Человек не умеет жить спонтанно, он живёт без радости, потому что получил в детстве, до 1 года, внушение от родителей: работа в жизни – главное. Так появился Железный Дровосек – добрый человек без сердца.

Другой человек испытывает барьеры в сближении с людьми, он живёт без любви. Ядро его сценария составляет позиция (она могла прийти и в прошлой жизни, и в утробе матери, и до 1 года), заключающаяся в том, что человек – только рациональное существо и чувства ему не нужны. Так появляется любящий человек без любви.

Третий человек не может быть включённым в ситуацию, он отрешён и беспомощен. Возможно, он получил внушение о том, что из него никогда не получится умный человек. И появляется Страшила.

А может быть и Лев без смелости. Для всех этих людей их сценарий жизни представляется самым лучшим. Потому что он привычен и позволяет расслабиться. Он им не мешает. Но человек может прийти к автономии – состоянию самодостаточности и свободы, к жизни за пределами сценариев. Это концентрация на себе, которая позволяет быть близким, спонтанным и включённым в ситуации жизни. К 21 году человек в идеале может быть автономным. Критерий автономии – жизнь без напряжения, состояние свободы и счастья.

К рассматриваемым нами аспектам общения, связанным с адресатом и адресантом, можно отнести и энергетические типы человека, описанные в дизайне человека. Автор Дизайна человека – Ра Уру Ху, названный при рождении Роберт Алан Краковер.

Все началось с того, что однажды он внезапно оставил все, что было его жизнью – дом, работу, семью. Это случилось вне его воли, так же, как и последующее путешествие на другую сторону Земли, на остров Ибица в Средиземном море, и начало новой, нецивилизованной жизни. Как в последствии рассказывал Ра, «силы» привели его на Ибицу. Собственно, там, на Ибице, в 1983 году исчез Роберт Алан Краковер, и появился некто Ра (однако пока еще не Уру Ху). После 4-х лет процесса деконструкции (так сам Ра называет этот период своей "дикой" жизни на острове), в январе 1987 года он прошел через экстраординарное мистическое переживание, Откровение (по аналогии с подобными известными событиями в истории, в результате которых человечество получало определенный "пакет" новых знаний). Об Откровении, полученном Ра в течение 20 лет было известно предельно мало. Ра намеренно, чтобы избежать наплыва духовных искателей, ищущих Мастеров и Мессий, насколько мог ограничивал информацию о том, как он получил Знание. Его задачей было передать новую, практически полезную людям информацию, а не создать еще одну религию или мистическую школу. 11 января 2007 года исполнилось 20 лет Откровения. Эта дата была ознаменована выходом в свет документального фильма «Encounter with a Voice» ("Контакт с Голосом"). В нем Ра впервые рассказывает подробности того нечеловеческого опыта, через который ему довелось пройти. НЕЧТО, что Ра называет Голосом, потому что нет больше никакого способа ЭТО описать, вторглось в его сознание 3-го января 1987 года и в течение последующих восьми дней передавало Ра информацию о механике и истории развития Вселенной, механике жизни, живых форм, и самое важное, о человеке как ключевой составляющей этого мира. Вот уже двадцать лет Ра пытается передать всю полученную им от "Голоса" информацию студентам системы Дизайна Человека. Но кажется, что как нет дна у бездны, так нет и границ у этой информации...

Смысл практического применения «Дизайна Человека» - в дифференциации проявления человеческого существа в этом мире. Говоря проще –в возвращении каждому человеку возможности реализации генетической уникальности. Ибо никто из нас не родился думать одинаково, иметь похожие взгляды на жизнь, никто из нас не родился иметь похожие вкусы в одежде, обстановке, еде, никто из нас не родился делать похожую работу!!!

Ра Уру Ху – это человек, демонстрирующий нам эту возможность стать не таким как все, иметь уникальную перспективу понимания жизни и мира, проживать свою жизнь, предельно наполненную в каждой секунде ее бытия. Ра Уру Ху определенно невозможно назвать духовным Мастером, Гуру, Мессией.... Те, кто пытаются это сделать встречаются с острой, сокрушительной иронией. Это просто уникальный человек. Правда, иногда при общении с ним возникает чувство, что из его глаз смотрит Вселенная…(Но если вы скажете это ему, он не будет в восторге, и постарается поскорее скрыться от вашего общества. Ра – простой учитель механики. Так что очевидно, что Ра - НЕ ДЛЯ «нормальных» людей. Нормальные люди в своем подавляющем большинстве озабочены постоянным решением проблем, которые можно свести к трем основным:
как больше заработать,
как продвинуться выше (в иерархии пищевой цепочки),
как найти сексуального партнера получше (или как исправить имеющегося). Однако, Ра также НЕ ДЛЯ так называемых «духовных искателей». Ра разобьет ожидания любого, кто ищет Мастера или Учителя .Ра - для тех, кто ежедневно пытается решить только один вопрос – как прожить это мгновение уникально, будучи собой.Ра - преподаватель формул для последних бунтарей этого мира. Ра Уру Ху – человек, который несет новое мутационное знание. Это знание о том, как стать самим собой, как жить без поиска авторитетного начала, опираясь на свою собственную сущность. Кажется, вряд ли найдется человек, который возразит против того, что он является неотъемлемой частью этой Вселенной… Одна из современных гипотез научной космологии, рассматривающей вопросы мироздания, — теория «М» — находит, что наиболее соответствует накопленным на сегодняшний день человечеством знаниям и наблюдениям модель, где наш мир сравнивается с растущим в утробе матери зародышем.

В космологии Дизайна Человека это не предположение, а постулат. Информация, переданная Ра от «Голоса» утверждает, что наша Вселенная — это нечто, что можно сравнить с «ребенком внутри утробы».
По данным «Голоса», наш мир, наша Вселенная, если бы можно было сравнить этот процесс с человеческой беременностью, находится примерно на 5 месяце «внутриутробного развития». И мы, человеческие существа, — что-то вроде клеток этого растущего организма. «Голос» сказал, что человеческие существа в качестве единственных носителей сознания во Вселенной, являются невероятно важными «клетками» чего-то, что можно было бы сравнить с шишковидной железой в человеческом теле. Мы — не случайные, мы — не беспричинные. У нас так же, как и у клеток живых организмов, есть свое предназначение, своя роль, своя «партия» в космической симфонии. Мы так же, как и клетки нашего собственного тела, особым образом спроектированы для выполнения определенных функций, необходимых Глобальному Целому. Каждый человек имеет особенный «дизайн» себя как особой единицы Вселенной, представляющей интеграцию формы и сознания. Существует типология всех возможных «дизайнов», которая показывает, что существует четыре основных группы. В системе Дизайн Человека они обозначены терминами ТИПОВ ГЕНЕРАТОРА, МАНИФЕСТОРА, ПРОЕКТОРА, РЕФЛЕКТОРА. Генетические Типы невероятно отличны друг от друга.

В начале своего обучения Дизайну Ра часто говорил, что Тип отличается от Типа больше, чем мужчина отличается от женщины. Мы все знаем, насколько отличны между собой в телесной структуре, в работе мозга, в психическом аспекте и т.д. мужчины и женщины. Но еще более отличны друг от друга генетические Типы. Можно сказать, что когда Тип встречается с Типом, то это встреча существ с разных планет.

Без знания Дизайна, человеку, который по Типу является Генератором или Манифестором, никогда не понять человека-Проектора.
Манифестор, не понимая своего отличия от остальных Типов, никогда не найдет мира среди Генераторов, а Рефлектор проживет свою жизнь неприметной мышью, ненужной и незначимой, полностью утеряв интерес и удивление по поводу окружающего мира.

Тип – это генетически определенный механизм. Его нельзя изменить. Он существует внутри нас и так или иначе руководит нашей жизнью.
Когда мы знаем о себе, КАКИЕ МЫ, когда мы знаем о ДРУГОМ, какой он, отношения действительно становятся гуманнее и легче. Когда мы знаем о Типе другого человека, уходят калечащие тенденции судить другого, исправлять его и переделывать «под себя». И нет более целительного и прекрасного применения этого знания по отношению к нашим детям. Зная, к какому Типу они принадлежат, мы имеем шанс правильно к ним относится, правильно взрастить их.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 3677 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...