Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3.8. Русь на пути к возрождению



План

1.Причины возвышения Москвы.

2.Борьба за первенство Москвы и Твери.

3.Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

1.Причины возвышения Москвы.

Важной предпосылкой объединения русских земель являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.

Крестьянами заново осваиваются запустевшие земли, от лесов расчищаются места под новые пашни. Источни­ки свидетельствуют о появлении новых деревень. Кроме подсечной и переложной постепенно распространяется трехпольная система земледелия (ярь — озимь — пар), благодаря которой возросли урожаи. Увеличивалось по­головье домашнего скота и соответственно количество вносимых в пашню органических удобрений.

Постепенно восстанавливались и развивались старин­ные города, росли новые — Радонеж, Боровск, Серпухов, Кашира и др. В городах развивались ремесла. В кожевен­ном производстве, например, наряду с сапожниками по­являются в качестве отдельных профессиональных групп ременники, сумники и т. д. Возобновилось литейное де­ло, и уже при обороне Москвы от Тохтамыша (1382) применялись пушки, изготовленные русскими мастерами. Но в целом горожане по-прежнему составляли ничтож­ный процент населения страны, и подавляющая его часть продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Этим объясняется и слабое развитие внутреннего торго­вого рынка. Что же касается внешней торговли, то она велась по Волге с Золотой Ордой, по Дону через Азов­ское море — с Крымом и далее по Черному морю с Ви­зантией. Через Новгород шла торговля с Ганзейским союзом. Таким образом, для XIV — первой половины XV в. характерно почти полное отсутствие устойчивых, обусловленных всем ходом хозяйственного развития эко­номических связей между частями страны.

В России на процесс централизации страны оказывали влияние другие мощные факторы, первосте­пенным среди которых являлась необходимость сверже­ния ордынского ига. Осуществить эту задачу было воз­можно, лишь объединив силы раздробленных частей страны. Имела значение и заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц: с 1310 по 1390 г. произошло 19 междоусобных войн, в 10 из кото­рых дело доходило до взятия городов. Важной предпо­сылкой объединения были также общее, православное вероисповедание населения Руси и единая церковная ор­ганизация во главе с митрополитом всея Руси, общность языка и норм права, восходивших к Русской Правде.

В XIV — первой половине XV в. основная масса сель­ского населения (с XV в. за ним закрепилось название «крестьяне») была свободна от каких-либо форм личной зависимости. Эти крестьяне назывались «черными крестьянами». Они проживали общинами (волостями), в рамках которых регулировались все стороны их хозяй­ственной и социальной жизни. Черные крестьяне платили налоги непосредственно князю, а их села не являлись собственностью отдельных феодалов.

В XIV — первой половине XV в. наблюдается рост вотчинного (безусловного) землевладения. Крупнейшими вотчинниками являлись князья: Ивану I Калите прина­длежало 50 сел, а его праправнуку Василию II Темному — уже более 125. Растет и количество вотчин бояр в основ­ном за счет княжеских пожалований им земель с крестья­нами. С середины XIV в. в крупного феодала-землевла­дельца начинает превращаться церковь, расширяется монастырское землевладение. Наряду с вотчинным увели­чивается условное землевладение (поместье). Князья передавали не­большие участки земли на условиях выполнения опреде­ленных повинностей двум категориям своих слуг: рабо­тавшим в княжеском хозяйстве и военным. Такие мелкие землевладельцы назывались «дворские слуги» (дворский — управляющий княжеским хозяйством в отдель­ной волости). Из их землевладения впоследствии разви­лась поместная система.

В этот период крестьяне имели неограниченное право ухода от своего феодала даже в другое княжество. По­скольку это приводило к потере рабочих рук, запустению земель, падению доходов землевладельца, в середине XV в. появляются первые княжеские грамоты, ограничи­вающие право выхода крестьян от своих владельцев. Од­нако последовательной реализации этих мер можно было достичь только после политического объединения стра­ны, создания сильной центральной власти.

На рубеже XIII—XIV вв. на Руси сложилась следую­щая политическая система. Страна распалась на несколь­ко десятков самостоятельных княжеств, наиболее круп­ными из которых являлись: Суздальское, Нижегород­ское, Рязанское, Ярославское, Тверское и Московское. В Новгородской, а позднее и в Псковской землях су­ществовали своеобразные республики.

Номинальным главой Северо-Восточной Руси считал­ся великий владимирский князь (с XIV в. главы наиболее сильных княжеств именовали себя «великими князьями» вне зависимости от обладания владимирским престо­лом). Великими владимирскими князьями, как правило,становились правители крупных и сильных княжеств (одновременно оставаясь главами собственных земель), которые получали ярлык (грамоту) от золотоордынского хана на право владения великокняжеским престолом. За обладание этим ярлыком князья вели ожесточенную борьбу, поскольку он давал определенные преимущества территория великокняжеского домена вокруг Владимира включала богатые и плодородные земли, приносившие ощутимый доход; занятие владимирского стола усилива­ло престиж князя и позволяло ему расширить и укрепить границы собственного княжества.

В борьбе за владимирский престол фактически решал­ся вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объ­единения русских земель. В конце XIII — начале XIV в. ярлыком на великое княжение владели чаще тверские князья. Однако с начала XIV в. Москва начинает высту­пать соперником Твери.

3. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Причины возвышения Москвы лежат, прежде всего в ее географическом положении. Она выросла в центре старого района пашенного земледелия, где могло про­кормиться сравнительно плотное население. В результате Московское княжество обладало ощутимыми людскими и экономическими ресурсами. Москва оказалась важным узлом торговых путей: через Москву-реку и Оку княже­ство имело выход к Волге, Дону и далее в Азовское и Черное моря. Через притоки Волги и систему волоков оно было связано с Новгородом и Балтикой. Выгодность географического положения Московского княжества со­стояла и в том, что оно оказалось в центре русских земель и было относительно защищено от внешней опасности лесами, с востока и юга — Суздальско-Нижегородским и Рязанским княжествами, с северо-запада — Тверским княжеством и Новгородом Великим. Однако всеми эти­ми преимуществами в равной степени обладала и Тверь, поэтому результат борьбы между Москвой и Тверью за­висел в конечном счете от конкретных политических коллизий, соотношения сил, политики их князей.

Первым московским князем по завещанию умершего в 1263 г. великого князя владимирского Александра Ярославича Невского стал младший из его четырех сыновей Даниил (1263—1303). Поскольку на тот момент Даниилу едва исполнилось два года, реальным правителем Мос­ковского княжества стал его дядя тверской князь Ярос­лав. Впервые имя Даниила как самостоятельного москов­ского князя появляется в источниках в 1282 г. Вероятно, в 1301 г. Даниил Александрович отвоевал у рязанского князя Коломну. В 1302 г. он получил по завещанию не имевшего наследников переяславского князя его удел. В 1303 г., уже при сыне Даниила Юрии (1303—1324),к Москве был присоединен Можайск, входивший в Смо­ленское княжество. В итоге все течение Москвы-реки оказалось под контролем Московского княжества, а его территория увеличилась почти вдвое.

Юрий Данилович повел борьбу за ярлык на великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Твер­ским, с 1304г. обладавшим этим титулом. В 1318г. Юрий добился осуждения и убийства Михаила в Орде. Однако, в конечном счете ярлык достался не ему, а сыну Михаила — Дмитрию Грозные Очи. В 1323 г., когда мос­ковский и тверской князья находились в Орде, Дмитрий убил виновника гибели своего отца — Юрия, но затем и сам был казнен (1325). Ярлык же снова получила Тверь — великим князем стал брат казненного Дмитрия Алек­сандр. На московский престол взошел брат Юрия Иван Данилович (1325—1340)Калита(калитой назывался ко­шелек, привязывавшийся к поясу).

В 1326 г. Ивану Калите удалось уговорить митрополи­та всея Руси Петра переехать из Владимира в Москву. С этого момента Москва приобрела значение религиоз­ного центра Руси, что усилило, в частности, ее позиции в борьбе с Тверью.

Вместе с новым великим князем Александром Михай­ловичем Тверским ордынский правитель хан Узбек по­слал на Русь в качестве баскака своего родственника Чол-хана (Щелкана), который должен был собирать дань и следить за лояльностью великого князя. Бесчинства ор­дынского отряда в Твери вызвали восстание, которое поддержал и Александр Михайлович. Горожане перебили ордынцев, погиб и Чол-хан. Хан Узбек предпринял кара­тельную экспедицию против Тверского княжества, к ко­торой присоединился Иван Калита. Тверь подверглась жестокому разгрому и на время выбыла из политической борьбы. В награду за участие в подавлении восстания Иван Калита и князь Александр Васильевич Суздальский в1328 г. получили ярлык на великое княжение, и после смерти суздальского князя (в 1332 г.) ярлык почти посто­янно оставался в руках московских князей. Несмотря на свое поражение, тверское восстание заставило Орду окончательно отказаться от системы баскачества и пере­дать сбор дани русским князьям. Главным сборщиком дани стал Иван Данилович Калита, что дало ему возмож­ность значительно обогатиться, утаивая часть ордынско­го «выхода». При Иване Калите Московское княжество преврати­лось в самое сильное на Руси. Ивану I удалось упрочить свое влияние в Новгороде. Он приобрел в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче, Белоозере. В нарушение существовавшего права Иван Ка­лита покупал в других княжествах села, которые станови­лись опорными пунктами Москвы.Укрепляя Московское княжество, Иван Калита оста­вался верным вассалом Орды. Но объективным следстви­ем его политики стало то, что его внук Дмитрий смог уже вступить в открытую борьбу с Ордой.

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Си­меон Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359),которые уже не имели соперников при получении ярлы­ков на великое княжение владимирское. При них в состав Московского княжества вошли дмитровские, костром­ские, стародубские земли, район нынешней Калуги. Мос­ковские князья контролировали территорию, во много раз превышающую их собственную «отчину».

Иван II Красный умер в возрасте 33 лет, оставив на­следником 9-летнего сына Дмитрия (1359—1389). Мало­летством Дмитрия попытался воспользоваться Суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович, ко­торому удалось завладеть в 1359 г. титулом великого князя владимирского. Завязалась длительная борьба между Дмитрием Константиновичем и мощной группировкой московского боярства, не пожелавшего смириться с по­ложением бояр удельных, а не великокняжеских. На сто­роне Москвы выступал и митрополит Алексий. Ярлык несколько раз переходил из рук в руки, но в конечном счете в 1366 г. Дмитрий Константинович отказался от притязаний на владимирский престол.

При Дмитрии Ивановиче соперничество Москвы и Твери вступило в завершающий этап. Когда в 1375 г. ярлык на великое княжение вновь по­лучила Тверь, против Михаила выступила фактически вся Северо-Восточная Русь: московский князь организо­вал военный поход на Тверское княжество, к которому присоединились ярославские, ростовские, суздальские и другие полки. Дмитрия поддержал и Новгород Великий. После почти месячной осады Тверь капитулировала. События конца 50-х — начала 70-х гг. XIV в. сделали первенство Московского княжества в объединении рус­ских земель неоспоримым.Москва постепенно становится столицей сильнейшего русского княжества, а затем национальной столицей Российского государства.

4. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

В 1380 г. ордынский эмир и темник Мамай, претендовавший на власть хана, решил произвести опустошительный, набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде. Мамай не являлся чингизидом (потомком Чингисхана) и поэтому не имел прав на престол, однако могущество его достигло такой степени, что он мог сажать ханов на престол по своему выбору и править от их имени. Успешный поход вознес бы его на небывалую высоту и позволил покончить с соперниками. Мамай договорился о союзе с великим князем литовским Ягайлой и великим князем рязанским Олегом. Узнав о походе Мамая, Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил со всех подчиненных ему и союзных княжеств. Тем самым русское войско впервые приобретало общенациональный характер. Его организация значительно улучшилась. Еще в 1375 г. Дмитрий Иванович повелел учредить так называемые “разрядные книги”, куда вносились сведения о прохождении воеводами военной и иной службы, о количестве и местах формирования полков.

Русская рать (100—120 тыс. чел.) собиралась в Коломне. Оттуда войско направилось к Дону. Дмитрий спешил: разведка донесла, что войско Мамая (150—200 тыс. чел.) ждет у Воронежа литовские дружины Ягайлы. Узнав о подходе русских, Мамай двинулся навстречу. Когда русские подошли по рязанской земле к Дону, воеводы заспорили: переправляться или нет, так как дальше начиналась территория Золотой Орды. В этот момент прискакал гонец от Сергия Радонежского с грамотой, призывавшей Дмитрия к твердости и мужеству. Дмитрий приказал перейти Дон.

В ночь на 8 сентября 1380 г. русские форсировали Дон и построились на Куликовом поле (совр. Тульская обл.) в устье реки Непрядвы, притоке Дона.Два полка (“правой” и “левой руки”) стали на флангах, один в центре (“большой полк”), один — впереди (“передовой полк”) и один — в засаде (“засадный полк”) на восточной окраине поля, за “зеленой дубравой” и рекой Смолкой. Засадным полком командовал двоюродный брат Дмитрия — храбрый и честный воин серпуховской князь Владимир Андреевич. При нем находился опытный воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, шурин князя Дмитрия Ивановича. Отступать русским было некуда: за ними находился обрыв высотой 20 м и река Непрядва. Мосты через Дон Дмитрий разрушил. Предстояло победить или умереть.

Мамай в центре своего войска поставил наемную генуэзскую тяжеловооруженную пехоту, набранную им в итальянских колониях в Крыму. Она имела тяжелые копья и наступала сомкнутым строем греческой фаланги. Ее задачей было прорвать русский центр. На флангах Мамай сосредоточил конницу, которой ордынцы обычно сразу “охватывали” врага.

Битва началась внезапно, на рассвете. Ордынская конница обрушилась на “передовой полк” и уничтожила его, потом врубилась в “большой полк” и пробилась к черному княжескому знамени. Однако “большой полк” устоял. Тогда ордынцы навалились на полк “левой руки”. Он дрогнул и попятился к Непрядве. Но тут в тыл ордынцам ударил из “зеленой дубравы” “засадный полк”. У ордынцев возникло замешательство, которым воспользовался “большой полк” — он перешел в контрнаступление. Ордынская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай бросил шатер и едва спасся. Русские гнали врага до реки Красивая Меча, преследуя его почти 50 км. Мамай вскоре был убит своим соперником ханом Тохтамышем.

В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и много воинов. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение в голову. Впоследствии на Куликовом поле нашли его разрубленный шлем. В битве отличились русские богатыри — брянский боярин Пересвет, ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского и Ослябя (ослябя по-калужски — “жердь”). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо - Симонова монастыря. (У современного метро “Автозаводская”). При Советской власти в монастыре устроили завод “Динамо” и на могилах Пересвета и Осляби стоял станок. Ныне надгробные плиты восстановлены.

Битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени “Задонщина” сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Ку-ликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве.

За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище “Донской”. После смерти князя его супруга княгиня Евдокия заложила в Москве Донской монастырь.

Вопросы для самоконтроля:

1.Объясните, почему Москва стала центром объединения русских земель?

2.Как политика московских князей способствовала консолидации русских земель?

3.Какую роль в укреплении Москвы играл религиозный фактор?

5. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княжество, прежде чем оно стало центром Российского государства?





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 7305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...