Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обрвзование



Значительно прогрессирует в данный период образование, вследствие просветительских мер, предпринятых правительством. Господарские академии, образованные в конце XVII в., продолжили свою деятельность, а в середине XVIII в. были реорганизованы. В Молдове это преобразование происходит под попечительством Николая Маврокордата и при поддержке Иерусалимского патриарха Хризанта Хатараса, книжника, получившего образование в главных культурных центрах Европы. В 1776 г. под покровительством господаря Григория Гики в Яссах образована "Академия образования и управления", где помимо греческого и латинского преподавался также румынский язык.

В Валахии образование развивалось примерно в том же направлении, что и в Молдове. Высшим учебным заведением Валахии продолжала оставаться на протяжении XVIII в. греческая школа св. Саввы в Бухаресте. В результате реорганизации здесь преподавались латинский, греческий и французский языки, а также математика, история, астрономия и философия. Эти дисциплины преподавались на греческом языке. Со временем образование секуляризировалось, приобретая все более светский характер. Во второй господарской школе в Бухаресте - св. Георгия Старого, преподавание велось на латинском и славянском языках.

В общих чертах образование в Молдове и Валахии продолжало развиваться в формах, заложенных в XVII в.: господарские школы, учебные заведения при монастырях, к которым добавляется частное образование, получаемое за границей. Молодые люди, окончившие господарские или городские школы, продолжали образование в высших учебных заведениях за рубежом: в Константинополе, Риме, Вене, Львове и др. В селах существовало начальное образование, носившее, в основном, религиозный характер, и преподавателями являлись дьяконы и священники.

В Трансильвании после 1700 г. обучение на румынском языке велось в школах Брашова, Фэгэраша и Блажа. Согласно специальной грамоте от 1766 г. в каждом уезде основывалась начальная школа с преподаванием на румынском языке. Среди румынских ученых, способствовавших распространению просвещения через школы и национальной эмансипации румын Трансильвании, выделяются И. Мику, П. Арон, О. Майор, Г. Которе. В результате деятельности выдающегося педагога Т. Янковича, в Банате было основано 200 школ с преподаванием на румынском языке.

Историческая литература

Средневековая историография достигла своих вершин в произведениях Дмитрия Кантемира. Работы молдавского господаря по уровню изложения и анализу источников выходят за рамки летописной литературы. Д. Кантемир был автором наиболее полной на протяжении двух веков истории турок. Его "История роста и упадка Османской империи" (1714) была переведена на многие европейские языки, что принесло автору заслуженную славу. Ценным в историческом, этнографическом и географическом плане является принадлежащее перу молдавского господаря "Описание Молдовы" (1716). Единство происхождения румынского народа было отражено в произведении "Хроника стародавности романо-молдаво-влахов" (1722). Своим обширным и оригинальным наследием Д. Кантемир становится в ряд наиболее выдающихся ученых своего времени.

Летописная традиция XVII в. была продолжена в XVIII в. Ионом Некулче - одним из приближенных Д. Кантемира, гетманом молдавского войска. Он продолжил "Летопись Земли Молдавской" с 1661 по 1743 г., которая благодаря повествовательному дарованию автора стала одним из самых читаемых произведений своего времени. Некулче одним из первых обращается к народному эпосу, собирая и обрабатывая исторические легенды.

Упадок валашской историографии компенсировался прогрессом трансильванской. Идеи европейского Просвещения лежали в основе трансильванского просветительского течения и Арделянской школы, главными представителями которой были Самуил Нику, Георгий Шинкай, Петру Майор. Самуил Мику и Георгий Шинкай были авторами первого учебника румынской грамматики: "Elementa linguae daco-romane sive valachicae" (1780). С. Мику был автором ряда исторических произведений, среди которых выделяется "История румын в Дакии". Г. Шинкая был автором "Хроники румын и других народов", которая по праву считается одним из самых грамотных исторических сочинений, созданных до этого румынскими авторами, а П. Майор составил в 1812 г. "Историю происхождения румын в Дакии". Г. Шинкая был автором "Хроники румын и других народов", которая по праву считается одним из самых грамотных исторических сочинений, созданных до этого румынскими авторами, а П. Майор составил в 1812 г. "Историю происхождения румын в Дакии". Основные идеи, содержавшиеся в произведениях историков Арделянской школы, выявляют преемственность и единство румынского народа, романское происхождение румын и их языка. Не является случайным тот факт, что именно представители Арделянской школы содействовали составлению в 1791 г. коллективного меморандума "Supplex Libellus Valachorum", в котором содержались требования о наделении румын Трансильвании политическими и гражданскими правами. Этот меморандум был представлен императору Леопольду II, направившему его Клужской Диете, предрешив тем самым его судьбу. Несмотря на то, что он был отвергнут Диетой, меморандум обозначил важную веху в борьбе за национальную эмансипацию трансильванских румын.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...