Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественный строй. Полисный строй прямо предполагал наличие сословных ограничений между отдельными слоями населения



Полисный строй прямо предполагал наличие сословных ограничений между отдельными слоями населения. Афинское общество было рабовладельческим. Поэтому основной сословной границей было различие свободных и рабов. Однако и свободное население Афин не было однородным. В него входили две социальные группы, существенно различающиеся правовым статусом: граждане и метеки.

Правами афинских граждан пользовались лишь те лица, у которых как отец, так и мать граждане Афин. По достижении 18-летнего возраста они зачислялись в списки членов дема – демотов. Граждане обладали политическими правами, т.е. правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность члена Совета 500, а также на судебные должности. Только афинские граждане имели право частной собственности на землю на территории полиса. Только гражданин мог вступить в брак с дочерью гражданина, и лишь такой брак признавался законным. Дети, рожденные от брака гражданина с чужестранкой, считались незаконнорожденными и неполноправными (метеками). Афинское гражданство давало также право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах.

Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, т.е. могли подвергнуться бесчестию (атимия).

Однако права граждан теснокоррелировали с их обязанностями. Обязательной была военная служба; отказ от нее влек за собой лишение нрав. Состоятельные граждане должны были выполнять повинность в пользу государства – литургии: триерархию (обязанность снаряжать за свой счет корабль), устройство празднеств, состязаний.

Вторую социальную группу свободного населения Афин сотавляли метэки – чужестранцы, проживавшие в Афинах более или менее продолжительное время. Они не имели никаких политических прав, не имели права приобретать недвижимость, а если это им и разрешалось, то стоимость дома не могла превышать 2 тыс. драхм, а стоимость земельного участка – 12 тыс. драхм. С метэков взималась особая подать, так называемый - метэкион. Кроме того, метэки несли все повинности, кроме повинности по сооружению кораблей – триер. Они привлекались также к военной службе. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.

Свободному населению Афин противостояли рабы. Число рабов в Афинах значительно превышало количество свободных. По сообщениям Афинея, в Афинах было 400 тыс. рабов на 21 тыс. граждан и 10 тыс. метэков. Правовой статус афинских рабов существенно отличался от статуса древневосточных рабов. Если на Востоке рабство носило патриархальный характер, то в Афинах оно приобрело классические черты: раб стал рассматриваться только в качестве объекта права.

Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Из государственных рабов в Афинах была составлена полицейская стража, охранявшая порядок в народном собрании, в судах, в общественных местах. Из числа государственных рабов вербовались также тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Рабский труд в Афинах широко применялся не только для домашних услуг, но и в сельском хозяйстве, и в ремесле. Рабы трудились в мастерских, изготовлявших продукцию для продажи на рынке, нередко для вывоза за границу. Они работали в рудниках, каменоломнях, в самых различных отраслях хозяйства. Существовали рабы, которые жили отдельно от своих господ и, занимаясь ремеслом, платили своим хозяевам лишь определенный оброк.

Несмотря на это, раб являлся только вещью (говорящим орудием труда), которую можно продать, купить, подарить. Он не владел никаким имуществом, все его приобретения становились собственностью господина. Раб не мог иметь семью, дети от связи его с рабыней также принадлежали господину. Хозяин мог наказывать раба любым способом: истязать, клеймить и пр. Однако было запрещено законом предумышленное убийство раба. За непредумышленное убийство (например, в результате побоев) господин ответственности не нес.

Источником рабства в Афинах были: военный плен, покупка за границей, рождение от рабов. Рабство за долги было отменено Солоном в начале VI в. до н.э.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 1046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...