Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие Древнего Востока



Понятие «Древний Восток» в историко-правовой науке используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в период с IV тыс. до н.э. до III в. н.э. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. Древний Восток был представлен рядом крупнейших цивилизаций: египетской, ассиро-вавилонской, индо-буддийской, конфуцианско-китайской. Их отличительная особенность – отсутствие господствующей роли частной собственности и консервативный характер развития.

Основная социальная форма древневосточных государств – сельская община. Крепость общинных связей тормозила процессы классообразования, однако не смогла сдержать социальные и имущественные расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда и образования сословия знати из лиц, не участвующих в производстве непосредственно и осуществляющих управленческие функции.

Владельцем земли являлась сельская община, которая выплачивала государству налог – ренту.

По мере формирования надобщинных управленческих структур стали выделяться царско-храмовые хозяйства. Участки царско-храмовых земель принадлежали только несущим службу на правителя или храм людям. Здесь рано начал использоваться труд рабов.

Состав древневосточных обществ весьма неоднороден и варьируется в рамках трех основных социально-классовых образований:

· лица, не имеющие средств производства, зависимые работники;

· свободные общинники и крестьяне;

· господствующий слой – придворная, военная и культовая аристократия.

При этом отсутствовала четкость социально-классовых разграничений.

Главная черта древневосточных обществ – традиционность.

Специфика общественного строя древневосточных стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии.

Исторические корни этой формы уходят в глубь древней общинной организации: именно община в значительной степени определила как деспотический характер высшей политической власти, так и присущие ей организационные и контрольно-ревизионные функции. Древневосточное общество представляло собою пестрый конгломерат общин, который мог функционировать лишь при условии управления им из единого центра. При этом натуральный характер хозяйства общин неизбежно приводил к тому, что центральная власть приобретала именно деспотический характер, поскольку только сильный, централизованный деспотизм, обладающий высшей непререкаемой властью, мог обеспечить жизнедеятельность столь специфического социального организма.

В этих условиях верховный правитель рассматривался массовым сознанием в качестве единственного источника всех управленческих импульсов, которые были способны привести в движение общественно-политическую жизнь. В свою очередь, эти импульсы верховный правитель не мог вырабатывать самостоятельно – они генерировались в нем под воздействием божественных сфер. Отсюда проистекали представления о верховном правителе как некоем единстве, которое, с одной стороны, является символом консолидации общества, а с другой стороны, призвано играть роль связующего звена между людьми и высшими небесными силами. Поэтому отношение к верховной власти в древневосточном обществе всегда было окрашено в религиозно-мистические тона, а сама эта верховная власть была непременно наделена ореолом сверхчеловеческого величия.

Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись: 1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена; 2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота; 3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод.

В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ. Если под ведомствами управления, о которых здесь идет речь, понимать основные функции (направления деятельности) государства, то последняя из названных функций особенно примечательна. Экономическая функция государства, выражающаяся в организации в государственном масштабе массовых общественных работ по строительству, обслуживанию и охране грандиозных ирригационных сооружений объективно выдвигалась на передний план, ибо от нее в буквальном смысле слова зависела жизнь всех социальных группировок общества, как эксплуататорских, так и эксплуатируемых. В этом случае финансовое и военное ведомства столь же закономерно низводились на положение обслуживающих отраслей управления: они поставляли людские, продовольственные и финансовые ресурсы на службу интересам ведомства общественных работ.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией. Основные источники права – обычаи, которые в течение длительного времени сохранялись в устной традиции. Нормы права, установленные государством, опирались на образцы поведения, сложившиеся в прошлом. Даже приобретя письменный вид, они сохраняли казуальный характер, представляя собой запись норм обычного права в контексте их судебного применения.

Большое влияние на развитие права в Древнем Востоке оказало длительное существование патриархальной семьи, отсутствие деления права на отрасли, разграничение преступлений и правонарушений.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...