Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальные нормы первобытного строя



Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной историко-правовой и теоретико-правовой науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали правовые, моральные, религиозные элементы, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов в первобытном человеческом стаде.

Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты адресовались не отдельным лицам, а целым социальным группам: возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай.

Антропологические данные свидетельствуют о том, что мифология большинства народов содержит обоснование определенных правил, регламентирующих человеческие взаимоотношения: обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за их нарушение последует кара от этих духов, богов.

Другой формой осознания норм было традиционное правило морали, апеллирующее к заветам предков, выраженное в формулах: «так поступали родители (старшие) и им было хорошо (они поступали правильно), значит так поступать хорошо (правильно)», «так все делают; так принято», или «так никто не делает; так не принято». Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе: обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили сакральные силы.

Важной формой выражения правил поведения выступали запреты – табу. Логическое обоснование табу отсутствовало. Два основных табу того времени касались запрета на вступление в половую связь с близкими родственниками и на убийство членов рода. В качестве ответственности применялось изгнание из рода, по существу означавшее смерть, т.к. человек не мог существовать вне рода.

Трансляция норм поведения внушение повиновения обычаям и моральным предписаниям, особенно в области половой жизни и в отношении к старейшим проводилась старшими членами общин (советом старейшин) в процессе социализации. При посвящениях – инициациях, где юноши и девушки становились полноправными членами общины, проверялось знание священных преданий и верований. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила.

Совершенные преступления рассматривались и разбирались коллективом сообща (на общем собрании взрослых членов рода). В зависимости от значимости нарушений нормы, с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) назначалось наказание, осуществление которого производилось либо заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть, изгнание, физическое наказание, увещевание и т.д.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...