Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Как указывалось выше, основным преимуществом компьютерной ЭЭГ является возможность детального вычислительного анализа.
Частотный или спектральный анализ ЭЭГ по методу быстрого преобразования Фурье является базисом большинства современных вычислительных исследований ЭЭГ. Сутью такого анализа является разложение сигнала на амплитудно-частотную и фазовочас- тотную составляющие, получение их характеристик и производных от них.
График амплитудно-частотной характеристики дает наглядное и количественное представление, на каких частотах сосредоточена основная мощность ЭЭГ сигнала (рис. 6.9).
На основе частотных характеристик вычисляются производные спектральные показатели по стандартным или специальным частотным диапазонам ЭЭГ. Наиболее известны из них:
Аср — средняя амплитуда спектра в заданном частотном диапазоне;
Amax — максимальная амплитуда спектра в заданном частотном диапазоне;
Fp — средневзвешенная частота в заданном частотном диапазоне;
Fmax — частота максимальной амплитуды спектра в заданном частотном диапазоне.
Рис. 6.9. Вывод на экран результатов амплитудно-частотного анализа с представлением по стандартным типам ритмов ЭЭГ (2ср)
Анализ по эпохам. Позволяет производить выборочный анализ фрагментов ЭЭГ, соответствующих задаваемым временным интервалам (эпохам).
Картирование. Является средством наглядной визуализации распределения значений различных ЭЭГ показателей на поверхности мозга. В результате картирования получается наглядная картинка, которая позволяет моментально увидеть локализацию «на скальпе» областей максимума или минимума биопотенциалов, а также областей активации и депрессии ЭЭГ процесса. Различным величинам биопотенциалов соответствуют либо разные цвета, либо переходные оттенки одного цвета; прилагаемая цветовая шкала позволяет расшифровывать полученные результаты (рис. 6.10).
В зависимости от исходного картируемого показателя различают следующие основные виды карт:
· карты ЭЭГ амплитуд в заданный момент времени;
· карты амплитуд спектра на заданной частоте;
· карты значений спектрального показателя в заданном частотном диапазоне;
· карты значений спектрального показателя в заданной эпохе;
· карты асимметрии между левым и правым полушарием (для каждого из четырех вышеперечисленных типов).
Рис. 6.10. В левой части экрана — вид головы сверху. Это картирование мощности (средней амплитуды) ЭЭГ сигнала по стандартным типам ритма (правая половина экрана), а также мгновенной и полной мощности и асимметрии (левая половина экрана) по выбранной частоте; на правой половине экрана — спектры ЭЭГ по 16 отведения. Метка соответствует выбранной частоте 11 Гц (альфа-ритм)
Различают также три основных формы картирования, применимые к каждому из перечисленных выше типов карт:
· точечное картирование, когда на экране экспонируется одна карта для текущего значения показателя (момента времени, частоты, частотного диапазона или эпохи) и имеется возможность ручного перемещения по всему диапазону значений показателя (см. рис. 6.10);
· мультиплицирование, когда движение по всему диапазону значений признака происходит автоматически и карта являет собой «ожившую картинку»;
· серийное картирование, когда на экране экспонируется серия карт для всего диапазона значений признака.
Документирование исследования. Состоит в выдаче на печать числовых, выбранных графических результатов и компьютерного ЭЭГ заключения. Последнее формируется встроенной в программу экспертной системой и корректируется и дополняется врачом-специалистом на основании клинических данных.
Наряду с описанными выше формами анализа ЭЭГ современные программы предусматривают возможности проведения анализа вызванных потенциалов, периодометрического анализа и определение локализации ЭЭГ источников.
Функциональные пробы. Основное требование, предъявляемое к функциональным пробам, — стандартность их проведения и воспроизводимость, позволяющая сопоставлять данные, получаемые у разных обследуемых, и наблюдать за изменениями ЭЭГ одного больного в динамике.
Фактически ЭЭГ регистрирует реакции на любые внешние воздействия, лежащие выше порога ощущения, однако для их выявления требуются специальные сложные методики, поэтому в клинической практике применяют в основном такие воздействия, которые могут быть выявлены на ЭЭГ простым визуальным наблюдением. Главными из них являются световая и звуковая стимуляция.
Для выявления реагирования мозга на внешние воздействия, в частности при исследовании степени сохранности сознания больного, применяют одиночные стимулы в виде короткой вспышки света, звукового щелчка или тона. У больных, находящихся в коматозном состоянии, допустимо применение ноцицептивных стимулов нажатием ногтем на основание ногтевого ложа указательного пальца больного и др.
Одной из распространенных проб является открывание и закрывание глаз. При этом на ЭЭГ появляются характерные артефакты электроокулограммы, которые не следует путать с волнами собственно ЭЭГ. Наряду с этим возникают изменения ЭЭГ, позволяющие выявить степень контактности обследуемого, уровень его сознания и ориентировочно оценить реактивность ЭЭГ.
Для нанесения световых и звуковых раздражений используют фото- и фоностимуляторы, которые иногда объединяют в одном устройстве — фотофоностимуляторе.
Для фотостимуляции обычно используют короткие (порядка 150 мкс) вспышки света, близкого по спектру к белому, достаточно высокой интенсивности (0,1—0,6 Дж). Некоторые системы фотостимуляторов позволяют изменять интенсивность вспышек света, что, естественно, является дополнительным удобством.
Помимо одиночных вспышек света, фотостимуляторы позволяют предъявить по желанию серии одинаковых вспышек желаемой частоты и продолжительности.
Серии вспышек света заданной частоты применяют для исследования реакции усвоение ритма — способности электроэнцефалографических колебаний воспроизводить ритм внешних раздражений. В норме реакция усвоения ритма хорошо выражена при частоте мельканий, близкой к собственным ритмам ЭЭГ. Распространяясь диффузно и симметрично, ритмические волны усвоения имеют наибольшую амплитуду в затылочных отделах.
Фоностимуляторы позволяют давать тон требуемой высоты (обычно от 20 Гц до 16 кГц) и интенсивности, измеряемой в децибелах (дБ). Некоторые системы стимуляторов позволяют давать ритмические серии звуковых щелчков различной громкости.
Другая группа функциональных проб связана с воздействием на внутреннее состояние организма путем изменения его метаболизма, фармакологических или некоторых механических воздействий, изменяющих гемоциркуляцию.
Главнейшей и наиболее распространенной из этих проб является проба с гипервентиляцией. Гипервентиляция проводится обычно в конце исследования. Суть ее сводится к тому, что обследуемому предлагают глубоко, ритмично дышать в течение 3 мин. Обращают внимание на то, чтобы глубина вдоха и полнота выдоха были максимальными. Частота дыхания должна быть не слишком высокой (обычно в пределах 16—20 в 1 мин). Регистрацию ЭЭГ начинают по меньшей мере за 1 мин до начала гипервентиляции и ведут в течение всей гипервентиляции и еще не менее 3 мин после ее окончания.
Указанные пробы представляют собой основные функциональные нагрузки, предъявляемые стандартно в процессе исследования ЭЭГ.
В заключение необходимо подчеркнуть, что метод ЭЭГ анализа при любом способе регистрации данных является не основным, а вспомогательным методом анализа. Как бы ни был высок уровень программного обеспечения и машинной обработки данных ЭЭГ, решающее слово принадлежит человеку, дающему заключение и соотносящего результаты расшифровки ЭЭГ анализа с данными клинического обследования и анамнестическими сведениями.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1979 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!