Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А.Островский. Драматургия Островского



Театральная деятельность. Первая комедия («Свои люди - сочтемся»). Характер изображения купеческого Замоскворечья («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Сближение с некрасовским «Современником» («Доходное место», «Воспитанница»). Конфликт честного интеллигента (Жадов) с чиновниками (Вышневецкий, Юсов, Белогубов) в комедии «Доходное место». Проблема семьи в комедии «Гроза» (1859). Публикация ее в «Современнике» (1860). Проблема русского характера в «Грозе» (Катерина). Жанровая природа «Грозы» (Что это - социально - бытовая драма или трагедия?) Характер конфликта (столкновение двух исторических эпох). Особенности экспозиции в «Грозе». Калиновский мир в «Грозе». Кабаниха и Катерина. Черты сходства и различия. Отношение к нравственным нормам «темного царства» Кулигина, Бориса, Варвары и Кудряша. Принципиальное отличие их протеста от протеста Катерины. Характер финала (гибель Катерины и крушение Кабанихи). Художественное своеобразие драмы. Лиризм. Особенность речевых характеристик. Оценка драмы Н.А. Добролюбовым, И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым. Дальнейшая драматургическая деятельность А.Н. Островского. Серия исторических хроник («Козьма Захарыч Минин - Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьевна»). Пьесы А.Н. Островского «Горячее сердце», «Бешенные деньги», «Лес», «Снегурочка». Серия «печальных комедий» («Волки и овцы», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Невольницы», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Углубление психологизма, развитие мастерства драматурга. Значение творчества А.Н. Островского. Пьесы Островского на современной сцене. Их актуальность.

Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889)

Личность. Семья. Образование (домашнее, Саратовская гимназия, Петербургский университет). Энциклопедизм образования (литературный критик, публицист, философ, экономист, писатель). Сближение с Н.А. Некрасовым (сотрудничество в «Современнике»). Защита диссертации («Эстетическое отношение искусства к действительности», 1855), историко - литературные работы: «Очерки гоголевского периода», «Пушкин. Его жизнь и сочинения». Очерк «Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность». Экономические исследования («Капитал и труд», «Основания для политической экономики» (1859 - 1861). Сотрудничество с А.И. Герценом. Нелегальная поездка в Лондон. Создание подпольной революционной организации «Земля и воля» (1861). Статьи и прокламации («Барским крестьянам», «Полемические красоты», «Национальная бестактность», «Не начало ли перемены?»). Установление негласного политического надзора над Чернышевским. Арест (1862). Петропавловская крепость. Роман «Что делать?», «Автобиография». Неоконченные романы «Астафьев», «Повесть в повести». Гражданская казнь (1864). Ссылка в Сибирь. Каторга и ссылка (1864 - 1883). Астрахань (1883). Переезд в Саратов (1889) и смерть.

Роман «Что делать?» в контексте творческой деятельности Н.Г. Чернышевского. Мировоззрение Н.Г.Чернышевского и проблема жанра «Что делать?» (социально - идеологический роман, роман - утопия). Принципы организации поэтики (аллегории, символы). Нравственный и этический идеал Чернышевского («особенный» человек и «новые люди» в романе). Женская проблема в романе. Функция снов Веры Павловны (будущее в романе). Полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками и в настоящее время.

Н.А. Некрасов (1821 – 1877 (1878)

Личность. Детство. Роль матери в становлении личности поэта. Образование (Ярославская гимназия, Петербургский университет – вольнослушатель). Первые поэтические опыты. Сборник «Мечты и звуки» (1840). Литературная деятельность в «Отечественных записках» и «Литературной газете» (1841–1846). Знакомство с В.Г.Белинским (1841). Попытка создания прозаического произведения (незавершенный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»; альманах «Физиология Петербурга»). Стихотворения «В дороге», «Колыбельная песня», «Огородник», «Тройка», «Родина». «Петербургский сборник» (1846). Журнал «Современник» (1847-1866) и характер творчества Н.А. Некрасова этого времени. Выход двух сборников стихов. Поэмы «Саша», «Коробейники», «Мороз Красный нос», работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо?». Журнал «Отечественные записки». Поэмы «Дедушка», «Русские женщины» (1870-1875). Издание третьего сборника стихов (1875). Работа над сборником стихотворений «Последние песни» (1876-1877). Лирика Н.А. Некрасова. Основные мотивы. Своеобразие лирического героя («Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»), идея гражданственности в лирике Некрасова и тема жертвенности. Нравственный идеал поэта (образ «народного заступника»). Крестьянская тема в лирике поэта. Народность поэзии Некрасова. Художественное своеобразие крестьянской лирики. Интимная лирика Некрасова и ее своеобразие. Ф. М. Достоевский о поэзии Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо?». Смысл названия. Энциклопедизм поэмы. Проблема счастья. Крестьянство в поэме (крестьяне-правдоискатели, борцы, труженики, «люди холопского звания»). Изображение крестьян в контексте многообразия российской жизни (помещики, духовенство, купечество), нравственная и этическая проблематика поэмы. Образы «народных заступников» в поэме (Гриша Добросклонов). Художественные особенности поэмы. Элементы фольклора, стилизация устного народного творчества, своеобразие языка и стиха. Композиция (путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования). Связь с традицией, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы. Повествователь и авторское отступление в поэме. Новаторство поэмы. Традиции некрасовской поэзии в дальнейшем развитии русской поэзии .

М.Е. Салтыков – Щедрин (1826-1889)

Характеристика личности и творчества. М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя.Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы « литературных негодяев» в произведениях писателя.Проблема совести и нравственного возрождения человека. «Господа Головлевы», «История одного города». Своеобразие художественной формы. Особенности фантастики. Характер психологизма. Обобщающее значение образов. Сказки. Природа фантастики в сказках. Связь с народными сказками и отличие от них. Иносказание, гротеск, аллегория, символика, «опрокинутый» мир сказок. Социально-политическая и нравственная проблематика. Художественное мастерство. Язык. Проблема народа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Актуальность произведений сатирика.

Н.С. Лесков (1831-1895)

Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие произведений писателя. Жанр новеллы в творчестве Лескова. Особенности повествования, сказовая манера, ориентация на устную форму народной речи. Особенности сюжетостроения. «Очарованный странник», «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Образ русского праведника. Русские мастера в творчестве писателя. Н.С. Лесков как бытописатель. Роль писателя в развитии русской прозы XIX века.

Натуральная школа

Натуральная школа и ее роль в становлении русского реализма

Натуральная школа – одна из самых сложных проблем в истории становления русского реализма. Несмотря на единодушное признание важности этого литературного явления и неослабевающее внимание к нему, исследователи до сих пор не пришли к единодушному выводу о его природе, границах, содержании. Это связано с огромным объемом, разнородностью материала (творчество разных писателей). Исследователи В.И.Кулешов, Ю.В.Манн (ст. «Человек и среда» («Заметки о натуральной школе»). Натуральная школа – своеобразный этап становления русского реализма, его развития. Это и сплочение писателей вокруг одного печатного органа: «Отечественных записок», а затем «Современника»; более или менее сознательная ориентация на творчество Гоголя, не исключающая в отдельных случаях полемику с ним; высокий уровень теоретического осмысления процессов, происходящих в литературе: критические статьи Белинского, Некрасова, Плещеева, Майкова. Яркое доказательство единомыслия – альманахи «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Среди писателей, принадлежащих к натуральной школе были чрезвычайно яркие индивидуальности, настолько непохожие друг на друга, что говорить об общности стиля или языка их произведений не представляется возможным: Герцен и Достоевский, Тургенев и Гончаров, Салтыков и Писемский. Исходя из этого, исследователь Ю.Манн указывал, что натуральная школа – строго говоря не школа (школа, с точки зрения Манна, - общность стиля, тематики, то есть высокая степень общности). Интересно, что Виноградов, определяя понятие «натуральная школа», объединял не писателей, а произведения, считая, что «поэтическая индивидуальность сама в себе внешкольна, она не укладывается в рамки той или другой школы». Нам интересно исследовать зарождение и развитие принципов натуральной школы в творчестве отдельных ее представителей. Определяя состав участников, мы исходим из того, что решающими являются не личные контакты художников, не кружковая близость, складывающаяся вокруг Белинского, а верность определенным творческим принципам, которые возникли под влиянием общелитературной ситуации и идейно-художественных потребностей времени.

Хронологические границы школы

Анализ творчества писателей, несомненно связанных с натуральной школой, развивавшихся в ее русле, а затем перераставших ее рамки, доказывает невозможность строгого ограничения времени существования школы. С одной стороны, отдельные принципы натуральной школы начали складываться еще в конце 30-х годов 19 века, а с другой – в начале 50-х не происходит резкого распадения школы. В творчестве отдельных ее представителей художественные принципы натуральной школы продолжают жить вплоть до конца 50-х годов. Такой яркий представитель как Писемский, входит в литературу только в конце 40-х годов (хотя исследователь Кулешов утверждал, что Островский и Писемский – непетербуржцы – находятся за пределами натуральной школы. В действительности, сложный процесс выработки новых подходов к жизненному материалу, новых принципов поэтики невозможно искусственно ограничить одним десятилетием. Не будем претендовать на рассмотрение всего комплекса проблем, связанных с натуральной школой. Однако выявим наиболее существенные признаки натуральной школы:

1. взаимоотношение человека и среды;

2. пафос социального исследования жизни, когда сама социальная структура общества является специальным и самостоятельным объектом изображения;

3. рассмотрение человека, в первую очередь, в системе его социальных связей, как типичного представителя определенного слоя людей –

в этом была новизна и специфика идейно-художественной позиции деятелей натуральной школы. Поэтика натуральной школы складывалась под влиянием задачи как можно более полного изучения и описания действительности, среды. Отсюда требование «натуральности», предельной жизненной достоверности изображения, тяготение к неприкрашенной «прозе» жизни. Вымысел и фантазия уступают первенство наблюдению, сбору материала, его анализу, классификации. В творчестве В.Даля, Дружинина, Панаева, Буткова, В.Соллогуба получили первоначальное развитие «физиологический» очерк и выросшие на их основе рассказ и нравоописательная повесть.

С появлением произведений Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского, Салтыкова, Григоровича, Писемского, Некрасова, Островского наступает новый период в истории натуральной школы. Ведущими жанрами становятся повесть и роман. С ними связаны основные художественные открытия 40-50-х гг., определившие роль натуральной школы в становлении русского реализма.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...