Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проектирование и проведение игр с использованием иностранного языка



Важным средством обучения иностранному зыку являются игры-упражнения, которые направлены на формирование языковых навыков и речевых умений. Игра, как упражнение, является основным способом достижения всех задач обучения — от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельную беседу. Она должна подчиняться следующим требованиям:

1. Иметь определенную структуру, аналогичную структуре упражнения: учебная задача, учебно-речевые действия, правила, речевой продукт и результат произведенного действия.

2. Прогнозировать речевой продукт в соответствии с потребностями реализации основных функций общения и планируемый результат, который должен включать игровой результат.

3. Игра должна являться речевой по сути. Это означает, что в её основу должна быть положена ситуация, которой обеспечивается доминирование речевых действий в деятельностном акте.

4. Развивать конкретные умения и навыки в рамках речевой деятельности путем задания конкретного речевого действия (или нескольких действий) и определения условий его выполнения.

5. Соответствовать этапу и условиям обучения, отражать содержание общения детей данного возраста.

6. Носить по возможности коллективный характер при наличии выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность каждого её участника.

7. Учитывая психологические особенности дошкольников, обеспечивать внутреннюю активность обучаемого (памяти, мышления воображение, восприятия).

Комплекс игр-упражнений для обучения дошкольников иностранному языку включает рекогносцировочные, дифференцировочные, альтернативные, конструктивные, ситуативные и эвристические игры-упражнения.

Рекогносцировочные игры-упражнения (от лат. Recognosco — осматриваю, обследую). Выполнение игр-упражнений этого типа направлено на формирование механизмов аудирования и говорения. Задача данного типа упражнений в обучении аудированию состоит в формировании механизмов восприятия и внутреннего проговаривания и соответствующих слуховых фонематических навыков: создания фонематического образа звуков, слогов, слов, осознание значения и назначения слов. В целях достижения поставленных задач могут использоваться песенки, считалки, рифмовки, игры-драматизации "Теремок", "Репка", речевые и фонетические зарядки, игровые ситуации типа "Как говорят русские и английские звери?", "В лесу", "Письмо от Незнайки" и пр. в исполнении учителя или кукольных персонажей и с оценкой детьми их игровых учебно-речевых действий. Например, игра "Тренер и спортсмены": тренер (учитель) дает команды "спортсменам" (куклам): Jump!, Run!, Ply!, Swim!... / Springe! Laufe! Spiele! Schwimme! Если спортсмены правильно выполняют команды, дети им аплодируют.

Формирование речевых навыков происходит в результате воспроизведения за учителем или куклами текстов песен, считалок, рифмовок, зарядок; исполнения ролей "попугая", "помощника" (в ситуации, когда у учителя "болит" горло), игры "Телефон" (передача сообщения по цепочке), "Кому что/как нравится?" (из предложенного учителем перечня слов ребенок выбирает одно или два), "Is that right?" „Ist das richtig?! (кукла или воспитатель отвечают на вопросы типа: What is this? Was ist das?, либо просто угадывают предмет, ощупывая его, а дети говорят правильно это или нет: Yes/No Ja/Nein); совместного развития сюжета или сценария игры; введения детей в игровые учебно-речевые ситуации с помощью небольших историй занимательного или проблемного характера. Многие из предлагаемых упражнений не являются играми как таковыми, а выступают всего лишь как игровые приемы. Это обстоятельство обязывает педагога искать дополнительные стимулы привлечения детей к выполнению данных действий, как-то: новизна, необычность предлагаемых ситуаций, похвала, привлечение детей к контролю за речью друг друга и т. д.

Дифференцировочные игры-упражнения обеспечивают тренировку в различении языковых явлений. Данный тип упражнений в аудировании формирует механизм сегментации речевой цепи, предполагающий развитие интонационного слуха и навыков вычленения и узнавания отдельных грамматико-семантических групп. Среди игр и игровых приемов, направленных на развитие этих навыков можно выделить: различного рода загадки (артикуляционные, звуковые, цифровые, предметные) в исполнении педагога или кукольного персонажа: дети комментируют отгадки словами "да" или "нет". Игры "Холодно-горячо", "Тихо-громко", "Хорошо-плохо": в этой игре ребенок должен отыскать спрятанную игрушку с помощью подсказок педагога на иностранном языке. "Дойти до цели": ребенок с завязанными глазами должен дойти до определенной цели с помощью подсказок педагога на иностранном языке. Альтернативные игры-упражнения, выполняемые педагогом или куклой и сопровождаемые оценкой детей: "да" – "нет", аплодисментами.

Альтернативные игры-упражнения. В аудировании они формируют механизм идентификации понятий и соответствующие ему навыки: различения форм слов, словосочетаний, грамматических структур и сравнения c эталонами; идентификации смысла, значений; перекодирования значений. Кроме того, данный тип упражнений наиболее эффективен при формировании механизма оперативной памяти, включающего навыки группировки (поиска, выбора) слов по ассоциативным признакам и их звуковому облику. Вот некоторые из этих игр-упражнений:

А. "Дрессировщик и звери". Педагог в роли дрессировщика в цирке дает команды детям, исполняющим роли зверей: Jump!, Swim!/Springe! Schwimme! Ребенок, неправильно выполнивший команду, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой останется больше детей.

Б. "Принеси (умой, съешь, выпей, надень, сними), пожалуйста,...!" Аналогична игре "Дрессировщик и звери". Мотивом может служить необходимость выбора "лучшего официанта, воспитателя, солдата, врача" для последующего его включения в команду путешественников "на другую планету" и т. д.

В. "Какое число ты загадал?" Ребенок загадывает число от 1 до 10. Педагог должен отгадать его, используя только 2 попытки. Если число отгадывается с первого раза, ребенок получает, например, одно очко, со второго – два. Если вовсе не отгадывается, ребенок получает 3 очка и право загадывать число еще раз.

Г. "Светофор". Дети из двух команд парами "переходят улицу" по сигналам "светофора", роль которого исполняет педагог, объявляя зажженный свет. При этом "светофор" иногда может "ломаться".

В говорении альтернативные упражнения развивают механизмы выбора и комбинирования и, соответственно, навыки поиска в памяти лексических единиц и речевых образцов и употребления их в речи; оформления словосочетаний и предложений на основе использования знакомых компонентов в новых сочетаниях, увеличивая, таким образом, способность к репродукции по аналогии. Здесь могут быть использованы все ранее описанные альтернативные игры-упражнения, но в исполнении учеников. Кроме того такие игры-упражнения, как:

Д. "Что исчезло со стола?" (варианты – "Зоркий глаз", "Лучший фотограф"). педагог убирает несколько игрушек, лежащих среди прочих на столе. Дети (ребенок), "проснувшись", должны назвать эти игрушки.

Е. "Картинное лето". Дети получают карточки, на которых в нескольких клеточках, расположенных, к примеру, в три ряда, изображено разное количество зверей, игрушек разного размера, цвета, выполняющих различные действия. Педагог, имея у себя фишки с аналогичным изображением, достает их поочередно из коробки или пакетика, называя на иностранном языке то, что изображено на фишке. Например: the blue parrot and the red crocodile/ die kleine Katze und der böse Hund. Ребенок, у которого в карточке есть эта картинка, должен сказать: I have a blue parrot and a red crocodile. Give me the blue parrot and the red crocodile, please./ Ich habe die kleine Katze und den bösen Hund. Выигрывает ребенок, который быстрее закроет все картинки на своей карточке. Для контроля за правильностью закрытия фишками клеточек на фишках могут быть написаны буквы, которые при правильном подборе фишек составляли бы в строчке слово good/gut.

Ж. "Чей зоопарк/магазин лучше?" Дети в роли директора зоопарка/магазина должны назвать как можно больше зверей/товаров, имеющихся у них.

З. "Кто подарит больше подарков Алисе?" Дети должны назвать как можно больше подарков, которые они "подарят" кукле Алисе в день ее рождения.

Конструктивные игры-упражнения. Данный тип игр-упражнений в аудировании формирует механизмы вероятностного прогнозирования и осмысления, включающие давшей структурного и смыслового предвосхищения высказывания, идентификации его смысла, выявления темы, подтемы, деталей, главной мысли, точки зрения автора и т. д. Среди игр, относящихся к этому типу, можно выделить следующие:

1. "Найди клад!" Ребенок должен отыскать "клад", ориентируясь на инструкции учителя или соперника из другой команды.

2. "Угадай, что я люблю". Педагог или ребенок, говоря о том, что они любят, называют только первую букву или слог слова, например: I like i.../Ich habe …Ä… gern. Соперник должен отгадать все слово.

3. "Добрый – злой". Дети должны рассадить по клеткам незнакомых (невиданных) зверей, основываясь на рассказах зверей о себе: I am big and fierce. I like mice and hares/. Ich bin klein und grau. Ich habe Käse gern.

4. Различного рода загадки, в которых нужно отгадать зверя, игрушку, человека и пр. по описанию размера, цвета, того, что он умеет делать, любит и т. д.

Конструктивные упражнения в говорении формируют механизмы конструирования и упреждения, предполагающие оформление лексико-грамматических структур высказывании на основе имеющегося опыта, структурное и смысловое упреждение. К ним относятся следующие:

5. "Кто/что это?" Эта игра может быть представлена в двух вариантах: а) ребенок должен угадать животное или предмет по его незавершенному изображению; б) ребенок угадывает в облаке, кляксе, неясном рисунке животное или предмет и аргументирует СВОЮ гипотезу, например: This is a horse. It has four legs. This is its head and this is its tail./Das ist eine Rose. Sie ist schön.

6. "Одинаковые или разные". Члену каждой команды по очереди демонстрируется изображение либо двух одинаковых предметов, зверей, отличающихся только по цвету, либо с некоторым отличием в деталях, но тоже разных по цвету. Дети должны ответить, одинаковые они или разные. В последнем случае ответ должен быть аргументирован. Например: These two crocodiles are different. The blue crocodile has no tail./Das sind zwei Affen. Der weiße Affe ist klein. Der braune Affe ist groß.

7. Загадки в исполнении детей, например: I am white, I can swim and fly. I can'not Jump. I like fish, I say kria (a duck). /Ich bin weiß oder grau. Ich springe und laufe schnell. Ich esse Grass.(der Hase)

Ситуативные игры-упражнения. Упражнения этого типа направлены на развитие в аудировании механизма формирования глубинного смысла, подразумевающего оценку коммуникативной функции высказывания и сравнение его с собственным смысловым полем и ситуацией общения. К таким, например, относятся игровые упражнения типа:

1) "Теремок". "Звери", уже находящиеся в теремке, уточняют качества вновь пришедшего и решают, впустить его или нет в зависимости от того, "добрый" он или "злой".

2) "Истории капитана Врунгеля". Разделившись на две команды, дети выбирают своего "капитана Врунгеля", а затем, слушая "капитана" другой команды, должны правильно реагировать на каждое его высказывание. Реплицирующие высказывания детей зависят от степени вероятности и правдоподобности рассказов "капитана" и подразделяются на три типа: согласие (Oh, yes, I see/ Das ist richtig!),сомнение (Oh, really?/Ist das richtig?), несогласие (No, you are wrong/Das ist falsch!)

3) "Лабиринт". Игрок одной из команд должен выйти из "лабиринта". На каждом разветвлении лабиринта он может спросить о правильном направлении у двух "роботов", которые непрерывно о чем-то говорят. "Роботы" реагируют только тогда, когда к ним обращаются вежливо. При движении в неправильном направлении ребенок попадает в "ловушку" и выбывает из игры. Эта игра используется как для формирования механизмов аудирования, так и говорения (механизм упреждения).

Эвристические игры-упражнения формируют у обучаемых, с одной стороны, навыки обобщения, оценки ранее полученной информации, понимания коммуникативного намерения говорящего и оценки мотивов его речевого поведения, с другой – навыки оценки ситуации в ее отношении к цели, восприятия сигналов обратной связи и принятия решения "на ходу", привлечения дополнительных знаний о предмете говорения.

I. "Детское кафе". "Клиент" заказывает у "официанта" из команды-соперницы свои любимые блюда. "Официант" принимает заказ в соответствии с наличием блюд в кафе. Каждый правильно сделанный и принятый заказ оценивается очком. Пример:

- I like ice-cream. Give me some ice-cream, please. - I am sorry. I have no ice-crеam. - Oh, it's a pity. OK.. Give me a fancy cake, please.   - Ich möchte Eis. Geben Sie mir bitte zwei Stück. - Entschuldigen Sie, wir haben keine Eis. - Schade. Gut. Geben Sie mir bitte zwei Kuchen.

II. "Отгадай, кто я?" Дети должны отгадать, в кого превратился игрок другой команды (в зверя, в человека определенной профессии и т. д.), задав ему только 5 (7) вопросов, например: Are you а bоу? Are you big? Are you fierce? Can you count?/Bist du ein Junge? Bist du groß? Kannst du springen?





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...