Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит главная религиозная идея египтян?



Ведущей отличительной чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне признавали «ненормальностью».

Искусствоведы считают, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Египтяне не признавали смерти и верили в бессмертие души — в этом главная религиозная идея египтян.

Они считали, что смерть не есть уничтожение человеческого существа, а лишь его переход в другой, сверхчувственный мир. И со времен Родового строя у них сохранялся не только культ предков, но и связанный с ним заупокойный культ. Заупокойный культ получил широкое распространение и длительное существование. Другой мир – это мир загробной жизни. И он рисовался им в виде фантастического искажения земной жизни. Понимая загробную жизнь как своеобразное продолжение земного существования, древние египтяне стремились дать умершему возможность пользоваться по ту сторону мира всеми теми предметами, которыми он пользовался на этом свете, при жизни. Они верили, что умерший, получая от своих родственников пищу, питье, различные необходимые ему вещи, сможет жить вечно. И не только жить, но и охранять свое потомство, оставшееся на земле. Отсюда следует, что смерть не означает конца человеческой жизни, а открывает новый этап ее, который может быть и более счастливым, чем земной, и может быть вечным.

Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в ритуале (обряде) погребения тела. В древнейшие времена тела усопших заворачивали в кожу, в циновку или в ткань. Часто хоронили в скорченном положении, напоминающее положение спящего. Рядом с телом раскладывали пищу, оружие и статуэтки животных и людей. В период Древнего царства, когда формировалось рабовладельческое государство, заупокойный культ должен был укреплять сознание неизменности и вечности утверждающегося порядка. Теперь богатых чиновников и жрецов хоронили в больших скамьеобразных гробницах (мастабах). Для вечной жизни тело умершего сохранялось искусственно. Для этого удалялись внутренности, которые содержались в особых сосудах (канонах). Тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами с помощью особой мумификации. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. Умерший аристократ, как правило, изображался на стенах камней внутри гробницы. Изображались также его семья и имущество (принадлежавшие при жизни стада, поля, слуги и рабы). Рисовались сцены охоты, рыбной ловли, ремесленники за работой, картины домашнего быта. Имелись объяснительные надписи и даже цифры. Для благополучия умершего родственники приносили ему жертвы. Так система верований помогала идеологическому укреплению рабовладельческого строя.

В период Среднего царства заупокойный культ несколько изменился, так как появился средний свободный люд. Религиозно-магические надписи стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Для этих кандидатов на загробную жизнь жрецы стали составлять специальные молитвы и заклинания. В последующее время круг людей, получивших право на загробное блаженство, еще более расширился. При этом если в период Среднего царства молитвы и заклинания писались на стенках саркофагов, то в эпоху Нового царства они пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых». Книг таких много. Большинство было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и чиновникам. Папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображавшими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и др.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 618 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...