Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Комментарий гражданского кодекса Республики Казахстан 32 страница



Нельзя вместе с тем четко и полностью отделить в конкретном произведении форму от содержания, поэтому в какой-то, пусть малой степени содержание произведения также охраняется. Особенно это касается произведений научной литературы нетехнического характера. Однако, автору всегда нужно иметь в виду, что полной охраны содержания в этом случае все же нет и видоизмененная кем-либо форма может повторить известное из другого произведения содержание.

Круг произведений - объектов авторского права довольно полно, но в то же время не исчерпывающим образом изложен в ст. 972 ГК. Надо сказать, что большинство из перечисленных в нем произведений было известно ранее и упоминались в ст. 471 ГК КазССР. Совершенно новыми, прежде авторским правом не охранявшимися объектами являются произведения градостроительства и садово-паркового хозяйства, произведения прикладного искусства, программы для ЭВМ.

Включению программ для ЭВМ в число объектов авторского права предшествовала длительная дискуссия в литературе ряда стран мира о сути этих объектов и их месте среди результатов интеллектуальной творческой деятельности. Практика в разных странах шла по разным путям, в некоторых странах программы защищались в патентном законодательстве, в других - по смешанной системе с элементами экспертизы и регистрации. В результате обсуждения и анализа практики применения законодательства специалисты по правовой охране и организации обладателей программ сошлись на том, что авторское право защищает эти объекты наиболее оперативным и дешевым способом.

Комментируемая глава защищает все элементы их внешнего выражения - к исходные тексты таких программ и язык их написания, сочетание программ, составляющих операционную систему, объектный код. Неизбежны, конечно, проявления слабой стороны такого способа защиты - с его помощью невозможна защита алгоритмов, на основе которых написана программа.

Кроме расширения перечня объектов, законодатель располагает их более упорядоченно, по определенной системе. В ст. 971, 972 ГК, по сути дела, дана классификация объектов по признаку способа выражения и степени обусловленности прав. В ранг законодательного возведено деление произведений на производные (переводы, аннотации, рефераты и др.) и составные (энциклопедии, антологии, базы данных). Более того, это самостоятельные виды объектов авторско-правовой охраны, самостоятельные произведения, не зависящие от того, являются ли произведения, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права. Имеется в виду, что составное произведение может состоять из материалов и иной информации, не являющейся объектом авторского права.

Являются совершенно новыми объектами авторского права и поэтому, надо полагать, выведены из общего списка объектов и регулируются отдельными самостоятельными статьями официальные документы, символы и знаки (ст. 975 ГК).

Вопрос о статусе проектов официальных документов назрел в последние годы в связи с развитием законодательной работы в новых суверенных странах, бывших республиках СССР. Усилиями ученых-юристов ряда стран появились оригинальные законодательные решения некоторых проблем, а также альтернативные предложения и целые нормативные акты. В ряде случаев предложенные решения беззастенчиво использовались их коллегами в законотворческом процессе других стран. Ст. 975 достаточно ясно претендует на предупреждение проблем в этой области, принципиально закрепляя право авторства на проект за его разработчиком. Применяется презумпция согласия разработчика на использование проекта компетентным органом при направлении последнему проекта автором или опубликовании его в открытой печати, а также на изменение содержания документа. Третья часть данной нормы содержит указание на момент времени, а также событие, начиная с которого уровень официальности отношений возрастает и можно не упоминать имени разработчика. Надо полагать, что данный момент одобрения проекта компетентным органом (парламентом, правительством, министерством или ведомством) знаменует собой предел осуществления авторского права и возможность применения к документу ст. 974 ГК о произведениях, не являющихся объектами авторского права.

3. Ст. 974 ГК закрепляет ранее известный из Основ гражданского законодательства перечень документов, не являющихся объектами авторского права. Как следует из предыдущего обзора объектов авторского права и из текста данной статьи, речь идет прежде всего об официальных документах. Объекты, примерный перечень которых дан в скобках текста первого абзаца, должны обладать всеми атрибутами официального документа и снабжены сведениями о дате и органе, их принявшем. Сам акт принятия документа должен соответствовать компетенции данного органа. До тех пор, пока эти условия не выполнены, можно вести речь не о документах, а об их проектах, на которые может существовать и охраняться авторское право. В законодательстве не содержится понятия, какие переводы считать официальными. По нашему мнению, официальным является перевод, осуществленный органом, принявшим данный документ, либо правильность которого удостоверена государственным нотариусом.

В отношении флагов, гербов, орденов, денежных знаков неприменение авторских прав вполне понятно - по своей сути эти предметы не терпят наличия какого-либо, кроме государственного, влияния и должны принадлежать всему народу и использоваться в порядке, специально установленном в законодательном акте об их учреждении либо введении. Требует пояснения выражение "иные государственные символы и знаки". Здесь речь идет о штандартах высших должностных лиц (например, штандарт Президента Республики Казахстан), официальных пробирных клеймах, знаках контрольных и надзорных органов (государственного стандарта и сертификации, различных инспекций, таможни, государственной авиакомпании и пр.).

Непредставление авторско-правовой охраны произведениям народного творчества также вполне объяснимо. Во-первых, невозможно определить субъекта такого творчества; во-вторых, нельзя ограничивать, а наоборот, необходимо всячески поощрять благотворное влияние народного творчества на нынешних авторов произведений.

Сообщение о событиях и фактах, имеющие информационный характер не отвечают главному требованию творческого характера объекта авторского права. Действительно, в прогнозе погоды, информации об официальном визите, курсах валют и пр. элемента творчества нет. Однако, недельный или за иной период обзор таких событий и фактов может быть объектом авторского права, если кроме констатации имеет место анализ, авторская оценка или подборка мнений других лиц по поводу случившихся событий.

4. Комментируемая глава не содержит большого количества статей, посвященных субъектам авторского права. Понятие и перечень всех субъектов подробно отражены в ст. 2, 10 - 15 и ряде других Закона об авторском праве и смежных правах. Не повторяя положений указанного закона, глава 50 ГК содержит моменты, из которых все же можно получить представление о субъектном составе комментируемых отношений.

Главной фигурой и основным субъектом авторского права является автор. Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В данной главе, а также в другом законодательстве под автором (соавтором) могут пониматься лица, обозначаемые как разработчик, переводчик, составитель, режиссер постановщик, художник - постановщик, композитор. Автором произведения может быть только физическое лицо Это положение не закрепляется явно в какой-либо статье данной главы. В ст. 963 ГК, относящейся к общим положением интеллектуальной собственности и распространяющей свое действие на главу по авторским правам, это правило выражено через правомочие авторства и сводится к тому, что право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности (право авторства) может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. В этом одно из принципиальных отличий современного авторского права от ранее действовавшего.

Из проекта комментируемого раздела Парламент Республики Казахстан в ходе его обсуждения исключил статью под названием "Авторское право на интервью". Тем не менее, мы полагаем, не исчезли правовые проблемы, часто возникающие в жизни по поводу искаженного изложения журналистом сведений, полученных от какого-либо лица в ходе интервью. Возможны и другие ситуации, когда лицо опрометчиво высказало какое-либо мнение, а теперь не желает его огласки, утверждая о неадекватности восприятия сказанного журналистом.

Предлагалась взаимоотношения, складывающиеся между лицом, давшим интервью и лицом, взявшим его (интервьюером) признавать соавторством. Смысл этого был в попытке установления взаимной ответственности участников интервью, ведь на практике претензии сторон возникают уже после его проведения, и главным образом со стороны лица, давшего интервью. Однако, необходимо учитывать и интересы интервьюера, проделанную им творческую работу. Чтобы сбалансировать интересы сторон, были предложены интересные, на наш взгляд, законодательные решения. Предполагалось применение презумпции согласия лица, добровольно давшего интервью, на его обнародование и установление невозможности запрета интервьюеру обнародовать произведение при отсутствии достаточных на то оснований. Под достаточными основаниями, по нашему мнению, можно понимать незаконность или неэтичность действий интервьюера, искажение или преднамеренно тенденциозное сокращение диалога, имевшие место под видом монтажа, редактирования или иной подготовки интервью к обнародованию. Жаль, что предложенная статья исключена из проекта, но никто не запрещает в случае спора по поводу интервью рассуждать так, как мы предлагаем, исходя из принципиального положения, что интервью есть плод соавторства интервьюера и лица, давшего интервью, следовательно распоряжение таким объектом возможно только по взаимному согласию сторон.

Ст. 478 ГК КазССР прямо признавала возможность существования авторского права юридических лиц, а ст. 479 и 480 закрепляли авторские права организаций на периодические и другие издания, а также на кинофильмы и телефильмы, радио- и телевизионные передачи. Конечно, это было неправильно, так как творчество есть удел только человека и за наименованием организации как автора стояли конкретные работники этой организации. Однако было бы неправильно игнорировать труд так называемых "продюсеров" - студий, издательств и пр. юридических лиц, организаторская работа которых может оказаться решающей для успеха произведения.

Юридические лица по современному законодательству могут иметь только имущественные права на использование произведений. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об авторском праве и смежных правах исключительное право на издание в целом в виде энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит издателю. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Исключительные права на соответствующие произведения принадлежат так же производителю фонограмм (ст. 38 указанного Закона), организации эфирного и кабельного вещания (ст. 40 указанного Закона).

Отдельного рассмотрения в виду его нетрадиционного решения требует вопрос о возрасте авторов. Он регулируется не нормами данного раздела, а статьями общей части ГК. Право авторства не ограничено возрастом, т.к. возможность гражданина иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности является составной частью гражданской правоспособности. По разному (в зависимости от возраста) решается только вопрос о возможности распоряжения результатами такой деятельности. В отношении несовершеннолетних до 14 лет такими результатами распоряжаются их родители, усыновители или опекуны (ст. 23 ГК РК), а вот граждане от 14 до 18 лет распоряжаются созданными ими произведениями в полной мере. Однако это право может быть ограничено органом опеки и попечительства (ст. 22 ГК РК).

Возможность перехода исключительных (ст. 965 ГК) и в том числе авторских прав предопределило появление в авторско-правовых отношениях категории "другого лица". Это приобретатель таких прав по договору, наследник умершего автора или правопреемник юридического лица при его реорганизации, а также лицо, осуществляющее охрану неприкосновенности по указанию автора. Статус этих лиц, кроме упомянутого нами последним, достаточно полно урегулирован нормами соответствующих статей ГК, в частности, наследственного права. Особенности статуса специально назначенного лица более подробно, чем в данной главе, рассмотрены в ст. 30 Закона об авторском праве и смежных правах. В частности, установлено, что личные неимущественные права по наследству не переходят, а наследники вправе осуществлять охрану личных неимущественных прав, причем возможность эта временем не ограничивается. Еще при жизни автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану личных неимущественных прав. При отсутствии такого указания автора охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками или уполномоченным органом Республики Казахстан, который осуществляет такую охрану, если наследников не имеется или их авторское право прекратилось.

Новыми, неизвестными прежнему законодательству субъектами авторских правоотношений являются упомянутые в ст. 984 ГК организации, на которые возлагается управление авторскими и смежными правами. Договор об этом может быть заключен как при жизни автора непосредственно им самим или иным правообладателем, так и после его смерти наследниками. Подробное регулирование статуса таких организаций содержится в ст. 43 - 47 Закона об авторском праве и смежных правах. Закон требует, чтобы эти организации не занимались коммерческой деятельностью, а также осуществлением использования произведений, полученных для управления на коллективной основе. Основным их назначением является заключение на основе полученных от авторов полномочий лицензионных договоров с пользователями авторских прав с определением причитающегося за использование произведения вознаграждения, его сбор и распределение между правообладателями. За эту работу организация вправе оставить себе для покрытия повседневных расходов определенную часть валового сбора авторских вознаграждений. Комментируемая глава разрешает создание таких организаций, подробное регулирование их повседневной деятельности в упомянутых статьях Закона об авторском праве и смежных правах Республики Казахстан. Во исполнение Закона уже создано Казахстанское авторское общество, призванное содействовать успешной реализации и защите авторских прав. Его деятельность проходит под контролем и на основе отчетности по важнейшим моментам деятельности пред уполномоченным государственным органом - Комитетом по авторским м правам.

5. В комментируемой главе закрепляются важнейшие имущественные и личные неимущественные права, в ряду которых закреплены нормы как эффективно действовавшие в советской правовой действительности, так и новеллы, пришедшие из законодательной практики других стран, а также рекомендованные международными организациями. Глава закрепляет только основные права и создает основу существования иных, не упомянутых в кодексе, прав при условии их непротиворечия закрепленным в кодексе правам. Более подробно система авторских прав регламентируется в соответствующем отраслевом законодательстве.

Глава впервые законодательно закрепляет традиционное для науки советского авторского права деление всех авторских прав на личные неимущественные и имущественные права авторов. В самом же ГК КазССР года такого деления не было. В литературе всегда отмечалась определенная условность такого деления - неимущественные права содержат в себе ряд экономических, имущественных элементов, и наоборот. К примеру, содержащееся в ст. 978 ГК авторское правомочие на распространение оригинала или экземпляров произведения любым способом трудно поддается раскладу на неимущественные и имущественные элементы. Это комплексное правомочие, эффективно действующее при условии сочетания действия элементов обоих видов. Пожалуй, наиболее характерным признаком неимущественных прав, позволяющим отличать их от имущественных правомочий, является закрепленная в ст. 977 настоящей главы невозможность соглашения автора с кем - либо или заявление автора об отказе от осуществления личных неимущественных прав. Такие соглашения недействительны. И, напротив, важнейшим признаком современного теоретического понимания и правового регулирования имущественных прав автора является их отчуждаемость.

Личные неимущественные права включают в себя важнейшее правомочие создателя произведения признаваться автором произведения и требовать такого признания при его использовании.

Это правомочие неотделимо от личности автора и принадлежит только ему. По своей сути оно неотчуждаемо и непередаваемо как по наследству, так и по договору. Только сам автор осуществляет право авторства, после его смерти право авторства прекращается, а наследники имеют только право на защиту авторства наследодателя. Для существования данного права не имеет значения, на каком основании (по своей ли инициативе, либо по служебному заданию работодателя) создано произведение, а также наличие или отсутствие факта его обнародования. Данное право фактически не ограничено во времени. Нарушение авторства может выражаться в полном присвоении кем-либо факта создания произведения, либо указания третьим лицом на его авторства части произведения. Эти случаи принято еще называть плагиатом. По своей сути право авторства является абсолютным правом и ему корреспондирует обязанность всякого лица не указывать себя автором данного произведения. При установлении факта плагиата не имеет никакого значения наличие и степень вины нарушителя. Например, если произведение указывается как принадлежащее другому лицу, а не подлинному автору и эти сведения были взяты из публикации, где сведения об авторе были первоначально искажены, то современные издатели ложных сведений несут ответственность в полной мере независимо от их вины.

Право на авторское имя включает в себя право использовать произведение, воспользовавшись одним из трех правомочий: проставить свое подлинное имя, не проставлять никакого имени или воспользоваться вымышленным именем, называемым псевдонимом. В литературе и искусстве известны многочисленные случаи использования псевдонимов - Максим Горький, Демьян Бедный, Кукрыниксы и др.

Избранный автором способ указания имени должен соблюдаться всеми лицами при полном или частичном использовании произведения путем нанесения его на экземпляры произведения или при цитировании. Причем составной частью этого правомочия является право автора требовать неискажения избранного им имени.

Как и право авторства, право на авторское имя является абсолютным, неотчуждаемым, личным правом. Оно реализуется автором при его жизни, а после смерти наследники или иные правообладатели вправе защищать это правомочие. Реальное значение для автора право на имя приобретает при обнародовании произведения, хотя и необнародованное произведение может быть снабжено авторским именем.

Право на авторское имя, а точнее право автора отказаться от анонимности произведения или от ранее избранного им псевдонима может повлиять на объем других правомочий, в частности, на срок охраны авторских прав. Ст. 28 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает пятидесятилетний срок охраны произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, исчисляемый после даты его правомерного обнародования. Если в течение этого срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о действии авторского права в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Право на неприкосновенность произведения не является новеллой и известно из ст. 475, 485 ГК КазССР. Изменения произошли в способе изложения данного правомочия. В ст. 977 ГК в отличие от действующего Закона об авторских и смежных правах позитивные права автора на внесение изменений и дополнений в свое произведение названы в первую очередь. Это означает, что никто кроме автора или без согласования с ним не вправе вносить такие изменения и дополнения. Автор может защищать неприкосновенность своего произведения, включая его наименование, от внесения без его согласия любых изменений, а также от снабжения изданий произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и пояснениями.

Следует указать на расхождение текстов данной статьи и статьи 15 Закона об авторском праве и смежных правах. В Законе вводится новое для нашего авторского законодательства правомочие - "право на защиту репутации". Оно включает упомянутое нами право на неприкосновенность произведения, а также право автора противодействовать любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Мы полагаем, что такое включение есть не более, чем не совсем продуманное следование традициям авторского законодательства западных стран. По сути дела повторяются общие нормы ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 143). По нашему мнению, нет различия между деловой репутацией, предусмотренной ст. 143 ГК и репутацией автора, предусмотренной ст. 15 упомянутого Закона.

Последними из правомочий, указанных в ст. 977 ГК, являются тесно связанные между собой право на обнародование и право на отзыв ранее принятого решения об обнародовании произведения. Комментируемая глава не содержит определения обнародования. Оно содержится в ст. 2 Закона об авторском праве и смежных правах и понимается как "осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для сведения путем его опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир каким бы то ни было иным способом". То есть само обнародование производится третьими лицами, но только с согласия автора. Момент обнародования определяет только автор, так как он и только он знает, в какой степени готовности, зрелости находится произведение. Классическими способами обнародования произведения являются перечисленные в Законе об авторском праве и смежных правах и отмеченные выше, однако к ним приравнивается депонирование в уполномоченных государственных информационных центрах (например, КазгосНИИНТИ) рукописей произведений и самих произведений на материальных, в том числе, машинных носителях. Условия депонирования раскрыты в статье 979 ГК. Напротив, издание автореферата диссертации, анонсов музыкальных произведений и кинофильмов, изложения сюжетов фильмов и их аннотации не считаются обнародованием самого произведения.

Обнародование произведения является важным юридическим фактом. В частности, именно с момента обнародования возникает право третьих лиц на свободное использование произведения, закрепленное в ст. 18 - 26 Закона об авторском праве и смежных правах.

Обнародование произведения более, чем другие действия, показывает сильные и слабые стороны произведения. Если до этого момента только сам автор или его близкие судили о достоинствах и недостатках произведения, то после обнародования это делает неопределенный круг лиц, публика. Реакция может оказаться не такой, какой ожидал автор. Поэтому в качестве неотъемлемой части права на обнародование в п.2 статьи 977 ГК закреплено право автора на отзыв путем отказа от ранее принятого решения об обнародовании произведения. В целях повышения ответственности авторов и учета интересов третьих лиц установлены формальности реализации права на отзыв. Их выполнение может быть очень обременительно для автора возмещение убытков, публичное оповещение об отзыве, несение расходов по изъятию тиража из обращения, но случаи реализации авторами данного права все же встречаются на практике.

6. В комментируемой главе закрепляется особенность законодательного понимания исключительного права по ГК Республики Казахстан. Ст. 978 ГК озаглавлена "Имущественные права автора" и в своем пункте 1 закрепляет, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. То есть, права автора на использование произведения суть права имущественного характера, хотя, повторим, в любом имущественном правомочии есть неимущественные элементы. Констатация имущественного характера имеет не столько познавательный, сколько большой практический смысл. Эти правомочия в отличие от личных неимущественных прав можно передать полностью или частично по гражданско-правовому договору, оставить их по наследству.

Общее содержание исключительного права, а также правомочия "использование" не раскрывается подробно, так как это уже сделано в ст. 964 ГК, а также еще более подробнее в ст. 16 - 27 Закона об авторском праве и смежных правах. Ст. 978 ГК перечисляет и кратко характеризует действия, которые составляют конкретное содержание использования и возможность совершения которых предоставляется правообладателем третьим лицам. Вместе с тем, хотя это отдельно и не указано, возможность использования произведения принадлежит прежде всего самому автору.

Из текста статьи можно получить ясное представление о сути правомочий, поэтому, не повторяя текста, остановимся лишь на их особенностях.

Перечень прав автора по использованию произведения начинается с права на воспроизведение. Ст. 978 ГК определяет воспроизведение как повторное придание произведению объективной формы, какую оно имело в оригинале (издание произведения, тиражирование звуко- или видеозаписей и т.п.). Ст. 2 Закона об авторском праве и смежных правах уточняет понятие и относит к воспроизведению изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Воспроизведением произведения является также его запись для временного или постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме. С появлением новых технических способов воспроизведения произведений путем копирования для действенной защиты прав авторов возникла необходимость особой оговорки их сути и пределов совершения таких действий. Так, под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или других технических средств, иных, чем издание.

В отношении произведений изобразительного искусства право на ее воспроизведение трансформируется в такое оригинальное правомочие как право доступа. Оно заключается в том, что автор картины вправе требовать от собственника предоставления возможности сделать ее копию. При этом от собственника нельзя требовать доставки произведения автору (Ст. 17 Закона об авторском праве и смежных правах).

Касаясь права автора на распространение следует иметь в виду, что ст. 16 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает как самостоятельное правомочие право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав (право на импорт). По нашему мнению, право на импорт есть частный случай, неразрывная часть права на распространение. В целом право на распространение является важнейшим правомочием рыночного характера, указывающим на главное изменение в имущественных авторских правах - они стали предметом самых разных сделок. Естественно, не имеет значения, для использования на какой территории (внутри страны, за ее границами) передается произведение.

Тесно примыкает к праву на воспроизведение право практической реализации градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта. Особо подчеркивается практическая реализация то есть воплощение в строительной конструкции, материале), а не только в рисунках, чертежах, проектах, содержащих авторскую оригинальность. Любое, даже разовое практическое воплощение таких объектов (строительство только одного дома по чужому оригинальному проекту, пошив только одного комплекта одежды с чужой дизайнерской разработки) есть использование права автора на воспроизведение и должно иметь место с согласия автора.

Очень сходны между собой по своей сути два отдельно указанных правомочия - право на публичный показ и право на публичное исполнение. Они относятся к разным группам объектов. Публично показывают путем демонстрации с помощью различных кадров, пленок, средств техники произведения изобразительного искусства и аудиовизуальные произведения. Исполняются же путем игры, пения, танца, пантомимы музыкальные, драматические, хореографические и подобные им произведения. Причем как публичный показ, так и публичное исполнение не обязательно должны быть "в живую", при непосредственном присутствии публики, а могут быть произведены в записи (фильм, фонограмма и пр.).

Близки по значению к этим правомочиям, но все же отличаются от них и потому указаны в качестве самостоятельных в тексте ст. 978 ГК право на публичное сообщение и право на сообщение в эфир. От публичных показа и исполнения они отличаются масштабом охвата зрительской аудитории, а также выполнением сообщения с помощью специальных технических средств глобальной информационной сети - радио и телепередатчиков, спутников, ретрансляторов, оптико-волоконного и иного кабеля. Публикой может оказаться значительная часть всего человечества (недавние концерты Л. Паворотти, М. Кабалье). Еще одним отличительным признаком этого правомочия является прямая связь между передающей станцией и антенной слушателя, зрителя и отсутствие промежуточной записи на какой - либо носитель.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...