Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Книга стихов «Сестра моя – жизнь»
1. Ранняя поэзия Б. Пастернака в ситуации постсимволизма:
– художественные и духовные задачи символизма и поэзия Б. Пастернака;
– идея «реалистического символизма» (Вяч. Иванов) и поэтическая феноменология Пастернака: ненасильственное созерцание мира, художественное восприятие реальности, отображение сущности вещей и т.д. Новое (целостное, софийное) восприятие мира как общая тенденция модернизма;
– теория символизма и художественная практика, поэтический «вкус» Б. Пастернака;
– отношение к быту в символизме и в творчестве Б. Пастернака, «проклятие отвлеченности» символизма и отказ Пастернака от «переносного и аллегорического».
2. Проблема «лирического Я» и «другого» в книге стихов Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь»:
– художественная оптика поэта, внутренняя точка зрения на сестру-жизнь;
– размывание оппозиций «внешнее – внутреннее», «активное –пассивное», «большое – малое» и др.
3. Основные образы-мотивы книги стихов «Сестра моя – жизнь»:
– природа и мироздание в стихах Б. Пастернака: образ сада, мотив дождя, ливня, воды;
– тема творчества и тема любви; особенности художественного восприятия мира, образ «искусства-губки»; лермонтовская линия;
– тема времени, временные ориентиры и циклы в книге стихов «Сестра моя – жизнь»;
– светопись, «световой ливень» (М. Цветаева) и музыка в стихах Б. Пастернака;
– роль деталей, «мелочей» в художественном мире Б. Пастернака; соотношение быта и аллегории.
4. Особенности стиля книги стихов «Сестра моя – жизнь»:
– основные интонации ранней поэзии Б. Пастернака (восхищенное удивление, восторг и т.д.);
– метафоризм поэзии;
– поэтическое новаторство, футуристическая компонента в стихах Б. Пастернака.
Тексты
Пастернак Б.Л. Сестра моя – жизнь (по изданию Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2-х тт. Т. 1. Л., 1990; или любое другое издание).
На занятии обязательно иметь тексты:
«Про эти стихи»,
«Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»,
«Плачущий сад»,
«Определение творчества»,
«Любимая – жуть! Когда любит поэт…»
Дополнительная литература
1. Бройтман С.Н. Ранний Пастернак и постсимволизм (к вопросу о критериях дефиниции «постсимволизма» // Постсимволизм как явление культуры. Вып. 4. М., 2003.
2. Гинзбург Л. О раннем Пастернаке // Мир Пастернака. М., 1989. С. 41-45.
3. Иванов Вяч.Вс. Из наблюдений над стилем и образностью раннего Пастернака // http://kogni.narod.ru/pasternak1.htm
4. Иванов Вяч.Вс. К истории поэтики Пастернака футуристического периода // Сб. статей, посвященный Т.В. Цивьян. М., 2007.
5. Клинг О. Борис Пастернак и символизм // Вопросы литературы, № 2, 2002.
6. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 713.
7. Цветаева М.И. Световой ливень // Сочинения в 2 тт. М., 1988. Т. 2. С. 327-343.
8. Цветаева М.И. Эпос и лирика современной России (Владимир Маяковский и Борис Пастернак) // Сочинения в 2-х тт. М., 1984.
9. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. С. 249-252 (глава «Пастернак Б.Л.»).
10. Якобсон А. Лекции о Пастернаке. М., 2006 (часть «Ранний Пастернак») // http://www.antho.net/library/yacobson/texts/pasternak.html
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 764 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!