Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Особое настроение Гауранги



Особое настроение Гауранги

Настроение и игры Господа Чайтаньи Махапрабху уникальны. Специально явленные для освобождения падших душ в Кали-югу, они крайне революционны даже по стандартам Господа Кришны. Если сравнить со всей историей сознания Кришны, то за последние четыре столетия были достигнуты неслыханные результаты, и все это благодаря Господу Чайтанье. Любая благочестивая деятельность, любая организация и любые усилия могут быть по-настоящему успешны в этот век только в случае, если они полностью проникнуты настроением Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и используют Его методы.

Его настроение уникально и отличается от того, что было в древности, когда людям приходилось шаг за шагом развивать духовное сознание. Они работали со своими чувствами, умом, разумом, и лишь после этого начинали духовную жизнь, которая также зачастую не включала в себя высшую, совершенную любовь, данную Шри Чайтаньей Махапрабху. Ранее знание философии рассматривалось как начало духовной жизни. В связи с тем, что лишь немногие люди имеют склонность или способности к восприятию философии, мало кто стремится ее изучать. Подавляющее большинство людей попадает в ловушку, пользуясь религией лишь для улучшения материальных условий в этой или в следующей жизни.

В прежние времена, до Шри Чайтаньи Махапрабху, для самоосознания в бхакти-йоге предписывались следующие способы. Человек должен был уйти в леса или в горы, или в иные отдаленные места, чтобы найти ашрамы, где жили садху. Слушая лекции, ученик сначала постигал философские вопросы. Уяснив философию, ученики приступали к практикам, чтобы получить дополнительные знания, научиться отречению и работе для удовлетворения Кришны в контексте варнашрама-дхармы, т.е. практиковали карма-йогу. Некоторые из них принимали обет безбрачия, становясь брахмачари или санньяси, и сосредотачивались на получении знаний, аскезах и поклонении Богу.

Такой процесс бхакти является наилучшим, самым простым и быстрым среди других процессов самоосознания, однако в течение столетий им привлекалось слишком мало людей, и их практика была очень долгой. Фактически, для достижения совершенства им требовались многие жизни. Кроме того, Кришна не был удовлетворен тем, что духовное счастье доступно лишь немногим. Он хотел, чтобы как можно больше людей достигли высочайших результатов жизни.

Господь Чайтанья Махапрабху показал, что любовь к Богу и ко всем Его частям — это суть духовной жизни, и если вы достигнете этого, то знание трансцендентной природы и отречение от материальной жизни придут легко, сами собой. Он поднимал самых падших, даря им Свою глубокую любовь и сострадание, однако Его духовные стандарты для них были очень высоки. Тем не менее, последователи могли легко выполнять Его наставления, поскольку с самого начала получили высший вкус трансцендентного счастья. Даже легкого соприкосновения с этим вкусом хватало для того, чтобы зажечь в них интерес к философии и духовному осознанию, как к сопутствующим вещам. Их понимание писаний и философии основывалось на глубоких реализациях, а не на поверхностном знании теории. Духовная жизнь не казалась им чем-то сухим, трудным или аскетичным.

Шрила Прабхупада писал: «Мы распространяем движение сознания Кришны, просто следуя по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху. Может быть, мы не слишком искушены в афоризмах „Веданта-сутры“ и не понимаем их значение, однако мы следуем по стопам ачарьев, и поскольку мы строго и покорно следуем по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху, следует понимать, что мы знаем все о „Веданта-сутре“.» Ч.-ч., Ади 7.148, комментарий.

Господь Чайтанья привлекал всех Своим чарующим смирением, милостью и глубокой преданностью. Общаясь с ним, люди наполнялись ощущением счастья и любви. Через несколько дней после знакомства Он давал им наставления — поклоняться Кришне, изучать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» и жить в соответствии с этим учением. Еще более важным было то, что люди вдохновлялись распространять это знание и преданность всем, с кем они сталкивались. Благодаря этому они постоянно прогрессировали в духовной жизни и достигали высшего совершенства жизни. Господь Чайтанья заботился о том, чтобы все проповедовали у себя дома, проводя регулярные программы для своей семьи, соседей и друзей. Он обещал, что в такой дом придет жить Он сам.

йаре декха, таре каха 'кришна' упадеша
амара агйайа гуру хана тара' эи деша

«Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях.»

«Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной.»

КОММЕНТАРИЙ: Такую возможность имеет каждый. Того, кто просто выполняет наставления Шри Чайтаньи Махапрабху под руководством Его представителя и повторяет мантру Харе Кришна, по мере возможности уча этому других, никогда не коснется скверна мирского образа жизни. При этом не важно, живет такой человек в святом месте, например, во Вриндаване, Навадвипе, Джаганнатха-Пури, или в каком-нибудь европейском городе, где преобладает материализм. Если преданный следует наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, то он находится в обществе Господа. Где бы ни жил такой преданный, он превращает это место во Вриндаван и Навадвипу. Это означает, что материализм не может затронуть его. Таков секрет успеха тех, кто развивает в себе сознание Кришны. Ч.-ч., Мадхья 7.128, 129, комментарий.

Любовь — изначальное качество души, она присуща всем живым существам. Она не зависит от понимания философии или от интеллекта, но она включает в себя все. Так Шри Чайтанья Махапрабху трогает сердца, проникает через все оболочки ума и пробирается в самую душу, наполняя ее счастьем Своей любви. Он всем давал наставление повторять маха-мантру Харе Кришна, которая очень быстро приносит людям счастье. Он также умолял всех проявлять смирение, служить вайшнавам как представителям Кришны и развивать эту любовь, стремясь к совершенству. Когда люди чувствовали нектарный вкус сознания Кришны, они могли предаться Богу с энтузиазмом и радостью, а не просто из чувства долга. Эта любовь может объединить все социальные группы в поклонении, любви и служении Господу Кришне, а также передать отблеск духовного мира прямо в материальный мир.

Шри Чайтанья обещал, что Его метод духовной практики даст удивительные результаты, подобных которым не было за всю историю человечества. Он обещал, что наступит Золотой век, когда множество людей во всем мире испытают любовь к Богу и смогут применять принципы сознания Кришны в повседневной жизни. Все люди мира будут жить в процветании и счастье. Также он дал указание каждому стать гуру и освободить весь мир.

Можно выделить некоторые отличительные черты настроения Господа Чайтаньи Махапрабху.

Он привлекает все души, не проводя различий. Чтобы получить милость и предаться Богу, не нужна специальная квалификация. Даже те, у кого нет вкуса и склонности к духовной жизни, кто крайне материалистичен, грешен, некультурен, беден, несчастен, необразован и глуп, может получить милость Господа Чайтаньи.

Он привлекает людей Своим пением, танцами, прасадом, повторением святых имен, и, в первую очередь, глубоким состраданием и любовью. Определенно, этот метод стал настоящей революцией. В прошлом люди приходили к духовной жизни через философские беседы, аскезы, епитимьи и отречение. Для поклонения Богу требовалась высокая квалификация. Необходимо было соблюдать правила, которым не могли следовать обычные люди. Таким образом, их духовный прогресс шел в первую очередь через систему варнашрамы. Они стремились в совершенстве исполнять свои профессиональные обязанности, и, как правило, ощутимый духовный прогресс проявлялся только через несколько жизней. Однако Господь Чайтанья смог использовать все, что приносит самое большое наслаждение, чтобы люди могли легко постичь Бога.

Общаясь с доброжелательными и полными энтузиазма преданными, новые члены общины могли развивать любовь к Кришне, благодаря чему участие в программах общины преданных становилось для них более привлекательным. Постепенно они участвуют все активнее, и с еще большим энтузиазмом прогрессируют в сознании Кришны. Они стараются понять философию, начинают следовать правилам и выполнять практики сознания Кришны, учатся применять эти ценности и принципы в повседневной жизни.

Философия Шри Чайтаньи Махапрабху кажется чрезвычайно простой, однако эта простота обманчива, и за ней скрывается возвышенное учение, которое ведет искреннего практикующего к высшему совершенству. Эта философия не для избранных, поскольку для нее не требуется квалификации в материальном смысле или особого опыта, однако она может привести человека к высшему совершенству жизни. Например, вспомним лилу Господа Чайтаньи в Шри Рангаме, когда неграмотный брахман читал «Бхагавад-гиту», неверно произнося слова.Он просто следовал наставлению своего духовного учителя читать «Бхагавад-гиту» каждый день. Прохожие считали, что этот брахман не совершенствуется, так как он настолько неквалифицирован, что даже не может правильно прочесть «Бхагавад-гиту». Господь Чайтанья, однако, признал его возвышенным вайшнавом, поскольку этот брахман развил в себе правильное умонастроение смирения и преданности Кришне. Брахман плакал от восторга, читая о том, как Верховная Личность Бога, Шри Кришна, милостиво согласился занять положение слуги и вести колесницу своего преданного, Арджуны. Господь Чайтанья обнял и благословил этого брахмана.

Несмотря на то, что обычно духовный рост занимает много времени, по милости Господа Гауранги этот процесс происходит быстрее. Предписанный Им метод состоит в повторении маха-мантры Харе Кришна в смиренном умонастроении. Как мы может развить в себе это смирение? Он давал всем единственное главное наставление — начать проповедовать. «йаре декха, таре каха 'кришна' упадеша» и «боло Кришна, бхаджо Кришна, коро Кришна-шикша».

Энтузиазм помогает сделать проповедь радостной. Преданному легко стерпеть безразличие или грубость, простить, что не приняли приглашение на программу, спокойно выслушать аргументы в ходе обсуждения, мягко вдохновить новичков прогрессировать в сознании Кришны. Ему удивительным образом удается воодушевить их принять сознание Кришны, даже если они не ценят доброту проповедника. Таким образом, в каждом проявляются качества, важные для духовного развития. Проповедник, заинтересованный в привлечении все новых и новых людей, постоянно вдохновляет на проповедь и других. Благодаря этому у него не развивается гордость и сохраняется проповеднический энтузиазм. Он учится отрекаться от плодов своей деятельности, особенно от хороших.

Таким образом, проповедь занимает центральное место в движении Шри Чайтаньи Махапрабху. Все чудеса происходят именно тогда, когда преданные, каждый в отдельности и все вместе, участвуют в проповеди и привлечении новых преданных. Поскольку преданные берут на себя ответственность за духовное развитие других людей и общаются с ними личностно, они полностью раскрываются сами.

Господь Гауранга привлекал людей к Кришне своим смиренным поведением, милостью, сочувствием и готовностью служить им. В нем было столько всепрощения и любви, что это трогало сердца людей, и они сами желали предаться Кришне. Их сердца таяли от милости и любви Господа Гауранги. Когда они чувствовали бхакти в своих сердцах, следом за ней приходили гьяна и вайрагья, как это и указано в «Шримад-Бхагаватам». «Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру.» ШБ 1.2.7

Любовь — величайшая сила, открывающая сердца людей, чтобы посадить в них семена веры и преданности Кришне. Господь Чайтанья вдохновлял людей, чтобы они становились подобными философскому камню, передавая кришна - прему. Развив в себе преданность, пусть небольшую, они могут передать ее другим, и благодаря этому они сами испытывают все большую любовь к Кришне. Господь Гауранга посещал деревни и наполнял сердца всех жителей любовью к Кришне, а затем велел им также идти и давать милость жителям соседних деревень. Таким образом, для проповеди не обязательно, чтобы преданные имели высокий духовный уровень. Они могут начать вдохновлять других и помогать им, развивая тем самым свою преданность и свои знания. В чем-то это похоже на обязанности родителей. Обычно люди заводят детей в молодости, и поначалу им помогают старшие члены семьи, но по мере взросления детей сами родители становятся все более зрелыми личностями.

Несмотря на то, что преданность является одновременно и одним из важнейших средств, и целью сознания Кришны, Господь Гауранга также через своих близких спутников оставил нам обширное литературное наследие, чтобы мы могли понять тонкую науку преданности и любви. Можно посвятить всю жизнь тому, чтобы систематически изучать и воплощать в жизнь то, что изложено в этих писаниях.

Господь Гауранга принимал служение всех людей, поскольку это помогало им «набирать очки» в духовном смысле. Поэтому нам следует создать такие условия, чтобы все преданные могли служить Богу и Его преданным, сколько душе угодно, а также с любовью общаться со всеми членами общины.

Господь Гауранга дает возможность развиваться всем, даже если кто-то постоянно ошибается или не может очень строго следовать принципам. Из этого следует, что преданным не следует слишком критично относиться к другим, особенно к тем, кто готов исправиться. Преданные должны быть терпеливыми, проявлять много любви и заботы, и помогать им вернуться к стандартам преданного служения.

Господь Чайтанья также очень заботился о материальных нуждах Своих преданных. Например, он беспокоился о том, чтобы Шривас Тхакур мог поддерживать свою большую семью, и советовал ему с этой целью либо работать, либо просить милостыню. Таким образом, забота и любовь к преданным включают в себя помощь делами или советами по любым вопросам, связанным с повседневной жизнью и с духовным развитием в сознании Кришны.

Господь Гауранга вдохновлял на проповедь женщин. Например, Джахнави-мата, супруга Господа Нитьянанды, была опытным проповедником и помогала Ему в Его миссии. Она много путешествовала, организовывала фестивали и занималась санкиртаной в разных местах. Джахнави заслужила репутацию величайшей вайшнави, воплощавшей в себе идеалы преданности в линии Господа Чайтаньи. Она дала инициацию своему сыну Вирабхадре, а также многим другим мужчинам и женщинам — членам вайшнавской общины. У ее лотосных стоп нашли прибежище многие крупные деятели линии Махапрабху. Такие личности, как Нароттам Дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда Прабху признавали ее самой выдающейся из вайшнавов в Бенгалии. Джахнави-мата дала посвящение многим преданным из гаудия-вайшнавской сампрадайи. Ганга-мата Госвамини была бенгальской принцессой и даже правила государством некоторое время после смерти своего отца, короля Нареша Нарайана. Затем она отреклась от царства и стала великой преданной. Известно, что она читала прекрасные лекции по «Шримад-Бхагаватам» и дала посвящение многим преданным. Таким образом, у нас имеются примеры женщин, ставших великими духовными учителями. Господь Гауранга стал великим революционером, дав женщинам возможность проповедовать.

Следовательно, необходимо поощрять женщин к активной проповеди «на передовой». Шрила Прабхупада писал: «Что касается женщин — распространительниц книг, которые уехали из храмов в Нью-Йорке и Бостоне в Новый Вриндаван, необходимо их срочно вернуть и дать возможность заняться прежним служением. В движении Шри Чайтаньи Махапрабху каждый является проповедником, и неважно, мужчина это или женщина. Я не знаю, почему Киртанананда Махарадж убеждает наших женщин-преданных не выходить на санкиртану и не распространять книги. Выходить должны все.» (Письмо Шрилы Прабхупады от 6 октября 1973 г.)

Еще одним революционным шагом Господа Гауранги стало обращение с просьбой проповедовать к ученикам- грихастхам. Когда Он поручил Господу Нитьянанде наводнить Бенгалию потоком кришна - премы, Он попросил, чтобы сначала Господь Нитьянанда женился. Таким образом, грихастхи должны стать активными проповедниками. Благодаря этому они сами смогут быстро прогрессировать, а практика сознания Кришны проникнет во все слои общества и повлияет на все его сферы.

Господь Гауранга также поощрял к развитию в сознании Кришны детей. Одного маленького мальчика по имени Гопал он ласково называл «Гопал-Гуру», поскольку малыш очень разумно объяснил, почему не является оскорблением повторение маха-мантры Харе Кришна даже в туалете. В дальнейшем этот ребенок стал учеником Вакрешвары пандита и одним из видных ачарьев в гаудия - сампрадайе. Возраст не препятствует развитию сознания Кришны, и чем раньше мы будем прививать преданность Кришне, тем легче заложить хороший фундамент в развитии ребенка. Детские впечатления сохранятся на всю жизнь, и ребенок сможет продолжить духовную практику. Также дети могут привлекать к сознанию Кришны своих друзей.

Послание Господа Гауранги — послание любви. Нам необходимо сердцем почувствовать Его огромную милость, и тогда все остальное будет работать безупречно. Не поняв умонастроение Господа Гауранги, мы не сможем активно выполнять Его предсказание.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...