Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!

Часть 3. Этап СГУ (1972- 1997) 2 страница

Сменной одежды нет, денег нет, с хозяйкой мы не рассчитались… Приходится добираться до Нового Афона, "разменивать" в сберкассе аккредитив и на перекладных (денег на самолет не хватает) "ехать в сторону Симферополя". Через три дня я добрался до дома. К счастью, автомашина с оборудованием была уже здесь, но многие ребята остались на обсервации (подозрение на дизентерию) в больницах Сочи, Новороссийска, Керчи и Симферополя. Пантюхин не без юмора рассказал, как они постепенно "теряли" людей и удирали от больничных врачей. Так закончилась наша Ново-Афонская эпопея. Что же она дала?

Наши работы установили, что "дальние" области питания (массивы Хипста и Гумишха) не имеют отношения к Ново-Афонской пещере. Ее питают "ближние" водосборы рек Цквара, Мсра, Псырцха, прорезанные очень красивыми, но трудно проходимыми каньонами ("каньонинга" как вида спорта тогда еще не было). Ново-Афонская пещера действительно отделена от южной части Иверской горы сбросом, в северном крыле которого находится вскрытая тоннелем пещера Сюрприз. Именно из нее и поступает в паводок вода, ее пропускная способность определяет высоту подъема уровня воды в пещере[14]. Но самыми интересными оказались годичные наблюдения за режимом Псырцхинских источников ниже пещеры. Они дают воду смешанного состава: карстовую, холодную, гидрокарбонатную кальциевую и термальную, хлоридную натриевую. Состав смеси на протяжении года резко меняется. Это позволило выдвинуть гипотезу о гидротермокарстовом происхождении Ново-Афонской пещеры. Ее не разделяли ни грузинские (З.К. Тинтилозов), ни даже крымские (Ю.И. Шутов) карстоведы, не отказавшиеся, однако, от соавторства в подготовленной мною статье…

Ну, а сама пещера? Грузинские коллеги закончили ее оборудование. Чтобы обеспечить безопасное посещение пещеры, им пришлось пройти наклонный тоннель, соединяющий одно из озер в пещере с Армянским ущельем на поверхности. Этим окончательно был нарушен ее водный и воздушный режим[15]...

Материалы по исследованию Ново-Афонской пещеры использованы мною при написании коллективных монографий "Гидрогеология карста Альпийской складчатой области юга СССР" (1991) и "Карст Бзыбского массива" (2001).

Г.

АЛЕК-1. Летом я провел большую экспедицию на Алек. Занимались в основном геологией, однако я, как всегда, сходил до дна в Географическую с микроклиматическими замерами и отбором проб воды.

Здесь настало время сказать несколько слов о роли Сочинского района в развитии нашей спелеологии. Ее "крымский" этап дал глубины до 250 метров (более глубокие полости были открыты много позже). На нем можно было работать на "дахновских" или подобных им лестницах, без специальной одежды. Шахты Алека часто были обводнены почти от входа и в них были обязательны гидрокостюмы (причем одевающиеся не поверх комбинезона, а под него). В глубине шахт было много узостей, попытки преодолеть которые не раздеваясь приводили к быстрому перегреву; люди, оставленные на уступах для страховки, в это же время быстро переохлаждались. Все это требовало смены техники, тактики и стратегии исследований.

Выход нашей спелеологии "за рубеж" дал знакомство с новейшими достижениями в этих направлениях. Стали активно обсуждаться и применяться системы спуска и подъема без лестниц (по веревке со страховкой, по веревке и тросу, по тросу и веревке, по одной веревке и пр.). Чтобы избежать сидений на уступах стала использоваться шлямбурная техника и ряд особых устройств. Русские "умельцы" начали проектировать и создавать свое снаряжение, иногда грубое и тяжелое, но почти всегда – надежное. Все эти новинки испытывались чаще всего на Алеке, где обменивались опытом разные группы. И если Крым был "ступенью" к Алеку, который позволил освоить глубины 300-500 м, то Алек стал "ступенью" к выходу на полости глубиной в 1000 и более метров.

Работая на Алеке, я был в курсе всех этих новаций. Но они требовали времени на тренировки. И мне пришлось выбирать: наука или спорт… Последней каплей был спуск в шахту Заблудших, которая тогда была около 500 м глубиной. Группа Илюхина навесила снаряжение, оборудовала подземный лагерь и ждала меня для проведения комплекса работ. Уже на первой сотне метров спуска я понял, что их возможности намного превосходят мои… Там, где я обычно навешивал лестницу, висела одна веревка; узкие щели ребята проходили "на выдохе", но в комбинезоне, а мне, сутулому, приходилось раздеваться до плавок…

Я добрался до лагеря в таком виде, что для занятий наукой не осталось сил… С трудом выйдя на поверхность, я четко определил свой предел (-500 м). Зато до этой глубины я работал очень активно: мало кто из спелеологов может "похвастаться", что Нудный ход шахты Географическая пройден им в разные годы и сезоны 14 раз… И не просто "пройден", а с замерами температур воздуха и воды, отбором проб на химанализ, транспортировкой образцов…

Осенью состоялось всесоюзное совещание по карсту и спелеологии в Ленинграде. Его организаторами были в основном ленинградцы. Поэтому я отдыхал и спокойно общался с коллегами. Осенью прошло совещание по карсту гипса, соли и редких типов карста в Перми. После него была традиционная встреча его участников. Она состоялась на только что полученной квартире карстоведа-нефтяника В.Н. Быкова. Плов готовили спелеологи из Ташкента и Самарканда. Я танцевал с Галей Панариной. Она была очень грустна. Я думал, что это ее старая проблема: запил муж… Поэтому попытался утешить: "все пройдет". Она подняла свои огромные глаза: "Что может пройти… Ведь я люблю тебя …". Я чуть не упал… Проводил ее до трамвая и мы, ни говоря ни слова, расстались. Несколько месяцев спустя я прислал ей с Кавказа письмо со стихами:

Что сказать тебе, мой нежданный друг,
Что слова подбирать осторожно?
Ты сама пойми, ты сама прочти
Шелест веток каштанов тревожный.

Чем развеять грусть, разогнать тоску,
От лица оторвать твои руки?
Нет таких речей, нет таких лекарств,
Кроме горького средства – разлуки...

А у нас в горах целый день дожди
Неумолчно стучат по палаткам.
Ты судьбу не кляни и письма не жди,
И на почту не бегай украдкой...

В 1965-1997 гг. я в основном работал на Кавказе. Но Крым – моя "первая любовь" и я всегда следил за его исследованиями, посещал новые пещеры, консультировал спелеологов. Среди новых пещер, пройденных в это время, а затем исследованных с моим участием, были пещеры Джур-Джур (1966 г., 770 м); Узунджа (1965 г., 1500 м), шахты Гремучая, 1980 г., -100 м), Эмине-Баир-Хосар (1979 г., -135 м).

Очень интересны были исследования феодосийцев в шахте Солдатская (1968, -500 м) и севастопольцев в обычно полностью затопленной пещере Черная у Скельского источника (1979 г., 1150 м); а также проведение в шахте Эмине-Баир-Хосар спелеосекцией Крымского мединститута (рук. В.А. Сколотенко) совместно с Институтом медико- биологических проблем АН СССР (рук. проф. Н.А. Агаджанян) длительного эксперимента по психофизиологической адаптации человека под землей (1979 г.). Я консультировал эти работы и на Чатырдаг мы поднялись вместе с Любой…

Одним из нерешенных вопросов был минеральный состав глинистых отложений из пещер Крыма. У меня накопилось более двух сотен образцов, но их анализы стоили так дорого… Как всегда, помог случай. Из Ленинградского горного института мне пришло удивительное письмо. В разгар дружбы с Египтом в Ленинград была прислана на учебу студентка Эйша Рабей Абу-Эль-Эиз из "клана" президента, Гамаль Абдель Насера. Но когда она кончила ВУЗ, в Египте произошел государственный переворот. Эйша вернулась в Каир на нашем самолете, но у трапа ее ждала бригада полицейских: она стала "персона нон грата"… Самолет – территория СССР. Летчики пожалели ее и привезли обратно в Ленинград.

В Горном институте не знали, что с ней делать и предложили продолжить обучение в аспирантуре… Вот меня и спрашивали, нет ли у нас образцов глин из пещер Крыма для детального изучения… Я немедленно передал образцы в Горный институт и работа началась… После ряда консультаций Эйша в 1978 г. успешно защитила диссертацию о рентгенометрии крымских пещерных глин. А мы узнали, что их состав меняется от верхних звеньев гидрогеологичских систем к нижним: в пещерах и шахтах-понорах преобладают иллит и монтмориллонит, во вскрытых пещерах – иллит-монтмориллонит или иллит и каолинит, в пещерах-источниках – только иллит-монтмориллонит, каолинит и кварц…

Одним из интереснейших людей, работавших со мной в спелеологии, был археолог Отто Николаевич Бадер. Он родился в 1903 г. в с. Александровском Гадячского уезда Полтавской области. В 1919-1922 гг. работал помощником библиотекаря и лесничего, рабочим. В эти годы он увлекся археологией, занимался самообразованием, создал Бельское общество краеведения. В 1922-1926 гг. Отто Николаевич учился на археологическом отделении МГУ, в 1924-1931 гг. заведовал подотделом археологии Московского областного музея краеведения, доведя численность его коллекций до 100 тысяч экспонатов. В 1926-1942 г. занимал должности сотрудника и ученого секретаря Института антропологии МГУ.

О.Н. Бадер вел обширные полевые исследования по первобытной истории народов в средней полосе России (Москва, Рязань, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород), на юге страны (Крым, Кавказ), в Западной Сибири. Он руководил археологическими экспедициями по трассе канала "Москва-Волга", Азово-Черноморской и пр.

В 1941 г. добровольцем вступил в народное ополчение, однако был выслан на Урал (его семья из русских немцев Латвии). По заданию Нижне- Тагильского музея провел ряд полевых обследований и раскопок. Исследовал богатую неолитическую стоянку на р. Полуденке, жертвенное место начала эпохи железа на вершине Голого Камня, древнейшее поселение человека на Урале – палеолитическую стоянку на р. Чусовой и пр.

С 1946 по 1955 г. работал в Пермском университете доцентом кафедры истории СССР. Руководил Камской, Воткинской, Нижне- Камской археологическими экспедициями, собрал материалы к докторской диссертации "Археология Урала". С 1955 г. он работал в Москве в Институте истории материальной культуры, а позднее – в Институте археологии АН СССР. Автор более 400 работ, в том числе 12 монографий. Интерес к пещерам у О.Н. Бадера проявился во время работ в Крыму (Волчий грот) и закрепился на Урале (наскальная живопись Каповой пещеры).

Отто Николаевич был человеком высокой культуры. Мне навсегда запомнились дни, проведенные с ним в Югославии. Во время 4-ого Международного спелеоконгресса "штатный" гид русской делегации заболел и Отто Николаевич экспромтом знакомил нас с самыми разными по возрасту археологическими памятниками страны.

Уже на закате жизни он немедленно откликнулся на мой телефонный звонок и прилетел в Крым, чтобы проверить сообщение местного краеведа А. Столбунова о находке пещерной живописи в гротах Ак-Кая над Белогорском… Мы съездили с Бадером на Ак-Каю, а затем несколько дней он провел у нас дома. Это были интереснейшие дни, насыщенные "археологическими" и жизненными воспоминаниями. Скончался Отто Николаевич в 1979 г. в возрасте 76 лет.

Г.

ВОРОНЦОВКА. Летняя экспедиция у меня была в район Воронцовской пещеры. Особенно запомнился сложный маршрут с моими студентами по каньону Восточной Хосты. В разгаре лета на дне каньона нам преградил дорогу "захороненный" там лавинный конус высотой до 60 м. "Пройти его без альпинистского снаряжения невозможно", – уверенно заявил "консультант по скалолазанию", мой сын Юра, 9-классник, который очень гордился своей ролью. Я согласился с его заключением и мы уехали на ознакомительную экскурсию в Сванетию. Оттуда Юра привез фотографии Ужбы и портрет Миши Хергиани, приобретенный в его доме-музее.

Мне эта экспедиция запомнился двумя эпизодами, не имеющими отношения к геологии. До Местии мы добрались на попутных машинах и остановились на турбазе. Хотелось пить, а ледниковая вода, которая была в изобилии, не утоляла жажду. Я спросил, кто сходит на расположенный в нескольких километрах нарзан. Желающих не оказалось. Я собрал в транспортный рюкзак валяющиеся бутылки, помыл их в реке и не спеша двинулся вверх по долине. В стороне у реки сидит группа. Вдруг от нее отделяется грузин и подходит ко мне. Вежливое приветствие и просьба: "У нас свадьба. Ти старый, ти умный, скажы молодоженам что- нибудь!". Делать нечего. Подхожу к группе, мне вручают рог с вином и требуют речи… Беру рог и говорю все, что следует. Но "следует" второй рог… Напрягаюсь и придумываю соответствующий тост. Мне протягивают третий рог… Боюсь, что нарушил все законы грузинского застолья, но после него я позорно бежал…

Кое-как добрался до каптажа нарзана. "Ура, никого нет", – подумал я и спустился вниз. У трубы сидел какой-то человек. Обернувшись, он приветствовал меня – это Резо Джанашвили, хорошо знакомый мне биоспелеолог из института Вахушти в Тбилиси … Он достал из заднего кармана джинсов фляжку и что-то налил из нее (нет, не думайте, что нарзан…). Ребята говорили, что я пришел на турбазу пошатываясь и, гордо подняв над головой рюкзак, сказал: "Вот ваш нарзан"…

Второе событие – возвращение из Местии. Мы с трудом взяли билеты на 12-местный самолетик, в который без билетов посадили еще человек пять и пару козлов. Взлетели с трудом. Вышел пилот и пригласил в кабину мою аспирантку, миловидную Веру Шипунову. Минут через 10 он открыл дверь и сказал: "Смотрите, кто нас везет!". Самолет мотало по ущелью, а за штурвалом сидела бледная Вера…".

Г.

Кавказ. По каррам Фишта в тумане. 1977 г.

ФИШТ-1. Летнее поле у меня было на Ахунском и Воронцовском массивах, в долине р. Псахо, а затем на Фиште. В Воронцовке к нам присоединились возвратившиеся из Альплагеря Андрей и Ольга. До Бабук-Аула нас довезла машина Клименко, а дальше мы пошли пешком. Я спешил, так как на приюте под Фиштом нас ждал С.П. Лозовой, мой аспирант из Краснодарского университета. Девочки не выдержали взятый мною темп и просили Ольгу "заступиться". Но я был неумолим: на другой день наш ждал длинный (22 км), нудный подъем и обход Фишта с юга. План мы выполнили и встреча состоялась.

Карст Фишта – тема диссертации Лозового. Он великолепно знает и любит эти места. В этом мы убедились, когда на следующий день в тумане поднялись на Малый Фишт, к только что открытой шахте Парящая птица, и, главное, когда побывали на леднике Большого Фишта. Там нас застала гроза и мы спускались по мокрым скалам…

Затем были хорошие геологические маршруты к олистолитам верхнеюрских известняков в среднеюрских сланцах, выход на ледник между Большим и Малым Фиштом, на озеро Псенодаг, рассказы Лозового об истории района и о своих зимних работах. К сожалению, Лозовой так и не защитил диссертацию… Он опубликовал великолепную книжку о Фиште, но не довел ее до кандидатской. А на этом массиве сейчас открыты десятки глубоких шахт и длинных пещер. Уходили мы с Фишта по тропе, о которой в туристской песне поется:

От Хамышков до Даховской
Мы шли дорогой аховской,
И ноги до колен у нас в грязи…

В 1977 г. школу закончил наш сын Юра. В младших классах он разбрасывался и учился неровно. 8-й класс закончил с несколькими четверками. В 9 и 10-м классах "взялся за ум" и подтянулся почти по всем предметам. Лето он проводил в экспедициях Домбровского, а также в моей. Раздумий с выбором профессии у него не было – только геология. Он поехал в Одессу и неожиданно легко сдал на пятерки два вступительных экзамена: математику и физику… В отличие от Андрея, справки об участии в экспедициях ему не понадобились…

Г.

Зимой наш отряд под руководством Бори Вахрушева провел небольшую экспедицию в долину р. Мацеста. Задачей был отбор проб и посещение небольших пещер региона. Побывали мы и в пещере с сероводородным источником, где в начале ХХ в. едва не погиб Мартель.

ТУРКМЕНИЯ. Ранняя весна 1978 г. ознаменовалась работами в Туркмении. Я обычно отказывался от работ в других регионах страны, считая, что Крыма, Кавказа и Карпат более чем достаточно для жизни одного человека. Но если просит правительство братской республики…

Бахарденская пещера близ Ашхабада известна более 100 лет и упоминается во многих научных и популярных работах. Я побывал в ней в 1977 г. после Всесоюзного совещания по охране природы и убедился, что она описана на уровне знаний 1940-х гг… В 1978 г. моя группа приехала в Бахарден по вызову Туркменского совета по туризму и экскурсиям. В ее состав входили опытные геологи: моя жена, палеонтолог и литолог Любовь Прохоровна Горбач и сотрудник Геологического управления Туркмении И.В. Лыкова. "Спелеологическую" часть кроме меня обеспечивали несколько спортсменов из Ашхабада во главе с Г. Насыровым.

Сама пещера предельно проста: это "каменный мешок", вскрытый на склоне Копетдага несколькими провалами. В один из них опущены обычные лестничные пролеты, а между ними проложена бетонированная дорожка. Она приводит на площадку, где стоит раздевалка с огромными буквами "М" и "Ж" на дверях. Еще несколько десятков метров по бетону – и вы на берегу теплого озера, где можно искупаться…

Дальше начинаются вопросы. В каких породах (известняках или гипсах) заложена пещера? Почему здесь часты обвалы сводов? Каковы размеры и температура озера? Откуда поступают и куда разгружаются подземные воды массива? И так далее…

Для их решения мы образовали два отряда. Подземный отряд (Дублянский и спелеологи Ашхабада) должны сделать топосъемку пещеры и провести в ней геологические, гидрогеологические и микроклиматические наблюдения. Наземный отряд (Горбач и Лыкова) – собрать данные для построения продольного и поперечного структурно- литологических разрезов через массив, в котором заложена пещера. Вечером мы сверили наши данные.

Пещера располагается в Передовой антиклинальной цепи Копетдага (хребет Коу), сложенной верхнеюрскими известняками, надвинутыми на палеогеновые отложения. Она заложена в толще оксфорд-кимериджских доломитизированных и глинистых известняков, круто падающих на северо-восток под углами 60-65°. Они рассечены трещинами с простиранием СЗ 300-310° и разными углами падения (от 30° до 60°). Трещины напластования и тектонические трещины обусловили характерные треугольные поперечные сечения полости и вывалы глыб известняков. Пещера состоит из одного зала длиной 250 м, глубиной 69 м (от верхнего входа), шириной 12-50 м, площадью 6,3 тыс. м2, высотой 4-26 м. Объем пещеры – 75,0 тыс. м3. Подземное озеро в юго-восточной части зала имеет длину 75 м, ширину 8-23 м, площадь 1050 м2. Пещера проработана на пересечении досреднеплиоценовой продольной линии надвигов и сбросов с позднеплиоценовой-раннечетвертичной системой разрывных нарушений. Это определяет вероятное среднечетвертичное время ее заложения. Выходов гипса мы в пещере не обнаружили. Не менее удивительными были результаты наземного отряда: они также не обнаружили в разрезе прослоев гипса… Зато в сае в 650 м к северу от пещеры был найден небольшой термальный источник.

Зеравшанский хребет. На маршруте. Слева направо: М.М. Маматкулов, В.Н.Дублянский, Л.П.Горбач. 1978 г.

На следующий день мы прошли совместный маршрут по хребту Коу. Вечером Любовь Прохоровна упрекнула меня в "верхоглядстве" – я прослеживал разломные зоны там, где они их не видели. Пришлось оправдываться: я "проектировал" их на поверхность по данным, полученным в пещере…

Следующие дни были посвящены поискам ненайденного гипса. Оказалось, что пещере по тонким пластам гипса заложены узкие наклонные коррозионные купола, в которых обитают летучие мыши. На стенах пещеры много серых, желтовато-серых и белых кристаллов гипса. Но главная находка была сделана в пещерном озере, со дна которого, нырнув без акваланга на 10 м, я вытащил великолепный образец корродированного гипса… Он до сих пор стоит на моем письменном столе, удивляя крымских и пермских студентов… Геологический отряд также обнаружил на поверхности разрушенные пласты гипса. Но они прослеживались только как задернованные высыпки…

Очень интересно подземное озеро Коу. Его вода имеет минерализацию 2,6 г/л при хлоридо-сульфатном кальциево-натриевом составе. В ней много кремниевой кислоты (до 150 мг/л), стронция (50,6 мг/л) и сероводорода (10,5 мг/л). Спектральный анализ сухого остатка позднее выявил наличие в ней 25 элементов (Na, K, Cu, Mg, Ca, Sr, Ba, B, Al, C, Si, Ti, Zr, N, P, V, O, S, Cr, Cl, Mn, Br, Fe, Co, Ni). Такое сочетание микроэлементов при температуре воды 35-37°С определяет высокую биологическую активность воды, которая почти не изучена – после почти суточного "купания" в озере у меня, никогда не жаловавшегося на сердце, произошел неприятный сердечный приступ…

Материалы наших исследований были переданы в Министерство геологии и Совет по туризму Туркмении. По ним были выполнены дополнительные работы в пещере, обеспечившие ее безопасное посещение. Ирония судьбы: я открыл и исследовал около 1000 пещер бывшего СССР, но память об этом хранит лишь одна табличка, установленная у входа в Бахарденскую пещеру… Материалы по пещере использованы при написании обзорной статьи о гидротермокарсте.

ПОЛЬША. Весной 1978 г. по приглашению Союза спелеологов я выехал в Польшу. Спелеологов СССР и Польши связывала многолетняя дружба. Мариан Пулина еще 1960-е гг. побывал в Прибайкалье и даже выпустил по этому поводу книгу. Зб. Вуйцик с женой был у нас в Крыму.

Ехал я через Львов и, естественно, зашел повидаться с Юрой Бачинским. Он работал сейчас в Лесотехническом институте. После изгнания из Академии он переехал из Киева во Львов и испробовал себя в инженерной геологии и гидрогеологии. Сейчас он увлечен социоэкологией... Обрадовали его теплые отношения в семье и нежная любовь к внуку.

Затем я сел в поезд Львов-Перемышль, идущий до границы с Польшей, и стал перелистывать свои заметки. Я готовился к поездке и знал, что карст Польши располагается широкой полосой к северу от Карпат, на приподнятых массивах с герцинской структурой и на соседних участках эпигерцинской платформы. Он известен в Судетах, на Силезском плато (свинцово-цинковые рудные тела в карстовой брекчии окружены ореолом сульфидов с температурой образования 95-115?С), в Краковско- Ченстоховской Юре (куэстовая гряда из верхнеюрских известняков с останцами-моготе), в бассейна р. Ниды (здесь развиты неогеновые гипсы, и поляки сокрушаются, что здесь нет пещер, подобных подольским…), в Свентокшиских горах (в девонских известняках здесь вскрыта искусственной галереей пещера Рай, славящаяся своим натечным убранством и находками костей 60 видов позвоночных), Бескиды (с мощными трещинами бортового отпора) и настоящий "карстовый заповедник" – Татры… Соседи поинтересовались, чем я занимаюсь, и я "погружаюсь" в польский язык. К своей радости я почти все понимаю.

Затем пересадка в поезд на Вроцлав и мы уже едем по Польше… Вот и Катовице! Устроился в гостинце и по телефону связался с Пулиной в Сосновце. Утром осмотрел Катовицы (это дымный город угольщиков). В 12.30 приехал на маленьком фольксвагене Пулина. Он очень рад – не ожидал моего приезда… Поселили меня у него в коттедже. Жена его, Мария не очень довольна переездом из Вроцлава и все вздыхает по его театрам…

Ознакомился с Силезским университетом и кафедрой Пулины. Затем подали автобус и мы поехали в Судеты. Вечером приехал из Оломоуца Панош. Он смеется: о "школе Пулины" знают даже на границе – пропустили не проверяя… Утром – открытие "Пулинианы", хотя официально отцом "импрезы" считается заслуженный профессор Ян. Заседания проходят в коттедже близ пещеры.

В Судетах распространен карст разных литологических типов. Здесь в сложных тектонических условиях залегают верхнепротерозойские и нижнепалеозойские известняки и доломиты девона. В них развиты карры, воронки, пещеры. На севере, в более пологих складчатых структурах, развит карбонатный и гипсовый карст в породах перми (цехштейн). В синклинальных бассейнах создаются условия для формирования глубокого карста, в котором образуются пещеры.

Медвежья пещера (2,0 км) заложена в блоке мраморов в докембрийских и палеозойских сланцах. Она вскрыта карьером и сразу была заповедана. В ней детально изучен разрез плейстоцена и голоцена (глина с обломками мрамора и натеков, песчаные и глинистые отложения вюрма, натеки, кости пещерного медведя и пантеры).

В школе работало несколько секций. Были заслушаны интересные доклады П. Босака, Зб. Вуйцика, Р. Градзинського, А. Рубиновского (он поразил всех схемой пещеры длиной 5 м…), А. Ружковского, Е. Глазека. Все они в основном касались проблем палеогеографии. Удивили слайды гидротермальных псевдокарстовых пещер Венесуэлы, где работали летом польские спелеологи.

Интересные доклады сделал А. Манжен. Он недавно опубликовал свою хабилитационную работу о реализации в карсте модели черного ящика (за границей степень доктора равна нашей кандидатской, а "хабилитованный доктор" – уже "наш" доктор…). Мы как раз кончили ее перевод и я с помощью Мариана хорошо подискутировал с Алленом. Однако вмешался Босак, который заявил, что "хочет карста, а не водопровода". Обстановка в школе непринужденная: гулявшие всю ночь студенты откровенно спят. Их наставник, А. Томашевский, не возражал: "Пусть человек немного поспит, но между снами получит информацию"…

Затем Мариан провел для нас с Манженом и Босаком интересную экскурсию по заснеженным Судетам. Вышли на границу с Чехией, постояли "сразу в двух государствах" (граница не охраняется…). Договорились с Босаком о переводе на английский язык моих статей о карсте Украинских (категорически не "Советских") Карпат и гидротермокарсте в международных журналах. А дальше Мариан устал переводить и заявил Аллену: "Общайтесь сами…". Попробовали. Мой французский ужасен, но мне все же удалось объяснить Манжену, что я сам языка не учил, но вот моя девочка учила… "О-ля-ля, – восхитился Ален, – "И в карсте без девочки не обойдешься…".

Мы вернулись в Сосновец. Мариан был занят завершением школы и попросил меня провести семинар со своими студентами. "Хорошо", – необдуманно согласился я. "Какая тема?". "Поверхностные карстовые формы", – ответил Мариан. Уже убегая, он обернулся и добавил: "но только на английском…". Что это значило, я не понял, но входил в аудиторию с некоторым трепетом.

Аудитории как таковой не было… Был стол, заваленный книгами на английском языке. Вокруг него сидело десять студентов, в основном девочек. При моем появлении все встали, староста на хорошем русском языке приветствовала меня. Она назвала тему сегодняшнего занятия и закончила: английские журналы реферируют студенты… Две девочки подошли к столам и начали на польском языке пересказывать содержание работ, иллюстрируя рассказ по закладкам в книгах. Началась дискуссия, из которой я понял, что книги смотрели все. Пришлось сходу включаться и мне, делая упор на русские исследования, очевидно, неизвестные англичанам… В перерыве одна из девочек заварила чай, а другая – достала кекс своей выпечки. Мы подкрепились всем этим и продолжили семинар…

На следующий день Мариан сказал, что мое занятие очень понравилось и попросил провести еще несколько. Только они будут "немецким" и "французскими", – закончил он. "Так сколько языков у вас кроме польского в ходу?", – изумился я. "Английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, конечно, русский и другие славянские", – ответил Пулина…

После Судет я побывал у Р. Градзинского в Кракове, посмотрел город, мы потолковали о морфологии пещер. Затем он оставил меня ночевать в здании академии, в старом монастыре. На всякий случай дал ключи от выхода. "А какой случай ты имеешь в виду?, – спросил я. Он посмотрел на меня, и сказал: "Это если будет очень страшно…". Я ничего не понял, но ключи взял.

Здание очень старое. Все время слышны какие-то звуки: стук старых часов, треск панелей паркета, "шепот" из туалета… Здание Академии находится на центральной площади Кракова, недалеко от ратуши. На башне ратуши каждый час появляется скульптура трубача. Он начинает сигнал и обрывает его. По преданию так он предупредил жителей о вторжении татар, но горло ему пробила стрела… Я слышу этот обрывающийся сигнал, рядом часы бьют 12 раз. И вдруг я явственно слышу шаги по коридору… Не скажу, что я спал спокойно, но все же под утро уснул. Градзинский пришел, посмотрел на меня испытующе: "Ничего, нервы крепкие", – только сказал он.

За мной заехали Мариан и Тереза Рудзинска и мы поехали в Татры. Это Национальный парк и от входа можно двигаться только на лошади или пешком. Мы прошли по Косцельской долине, Мариан рассказал мне о геологии, карсте и пещерах района, а затем вручил рюкзак с горным снаряжением, 30-тысячную карту района (с горизонталями через 10 м!) и предложил "погулять самому". Я не стал возражать, так как понял взгляды, которые он бросал на миловидную Терезу[16]

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...