Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
значимость» (Faktizitet und Geltung, 1992).
Согласно его теории, две краеугольные основы социальной жизни - это труд (тема Маркса) и межчеловеческая коммуникация. Труд управляется инструментальной рациональностью, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность. В основе коммуникации - коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто путем открытых, честных дискуссий между равными партнерами («идеальная ситуация дискурса»). Принятие моральных норм или политических позиций должно также опираться на диалог и согласие всех, кого могут касаться последствия таких решений («дискурсивная этика»). Аналогично автономия права (закона) проявляется только тогда, когда законодательные процедуры и применение законов гарантируют объективное выражение мнения. Институциональные условия для процедуры достижения согласия обеспечивает демократия, а находящиеся за пределами институциональной зоны условия - развитая «публичная сфера», форум компетентной, точной и непредвзятой
Схватки аргументов.
Общество имеет два аспекта - «систему», которая складывается из институтов, и «жизненный мир», который складывается из спонтанных практик и значений, признан-
них членами группы. Восходящий к просветительским концепциям проект создания современного общества произошел из двух направлений, двух источников: а) через рынок, бюрократию, право «система» подлежала рационализации, инструментализации и установлению господства денег и власти; б) эти факторы вторглись также в «жизненный мир», способствуя его «колонизации» и разрушая естественные основы общности и идентичности. Поздний капитализм отличается также кризисом легитимизации, как политической, так и культурной, в то время как власть сосредоточилась только на прагматичном направлении в сфере макроэкономики. Неизбежные кризисы в этой области быстро расшатывают авторитет власти, снижают лояльность и ангажированность граждан, а также наносят урон их коллективной идентичности.
Новейшая фаза социального развития - это «постнациональная констелляция» и заложение основ «космополитической демократии»; формирование глобального общественного мнения и глобального гражданского общества. Главная дилемма - это создание коллективной идентичности в наднациональном масштабе. Здесь находится «другой шанс Европы», которая была колыбелью национальных государств, а ныне стоит на пути формирования континентальной федерации государств.
Литература
Habermas J. Teoria i praktyka: wybor pism. Warszawa: Paristwowy Instytut Wydawniczy, 1983. Habermas J. Obywatelstwo a tozsamosc narodowa. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN, 1993- Habermas J. Teoria dzialania komunikacyjnego. T. 1. Warszawa: PWN, 1999- Habermas J. Postmodernizm a filozofia: wybor tekstow. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN, 1999 Habermas J. Filozoficzny dyskurs nowoczesnosci. Krakow: Universitas, 2000. Kaniowski A., Szahaj A. Wokol teorii krytycznej Jurgena Habermasa. Warszawa: Prace Kolegium Otryckiego, 1987.
Krasnodebski Z. Hobermas // Encyklopedia Socjologii. T. 1. Warszawa: Oficyna Naukowa, 1998. S. 270-275.
Структурные источники культуры доверия
Создание санкционированного общего культурного «климата» доверия или недоверия имеет огромное значение для развития общества. Мы должны задуматься над причинами этого явления.
Первая категория существенных факторов - это историческое наследие, то есть вытекающая из прежних дел данного общества общая тенденция выражения доверия или недоверия различным объектам. Прежняя судьба может склонить общество к оптимизму, к выражению надежды и доверия или, наоборот, представить каталог поражений и неудач, настраивающий на пессимизм, подозрительность и недоверчивость.
Однако история только фон для современности. Решающую роль в генерировании доверия или недоверия играет нынешний структурный контекст. К этой, второй, категории структурных факторов можно отнести следующие. Во-первых, чрезвычайно важной оказывается нормативная стабильность или, напротив, нормативный хаос (аномия). Если система социальных правил, указывающих на достойные цели и соответствующие им средства человеческих дей-
ствий, хорошо разработана и представляет собой цельное, прозрачное и легитимное явление, возникает ощущение порядка, возможности предвидеть, управлять процессами и чувство экзистенциональной безопасности. Уже этого самого по себе достаточно, чтобы появилось общее доверие инструментального эффективного типа - ожидание того, что система будет функционировать нормально, без сбоев, и что это будет касаться как системы в целом, так и отдельных институтов, ролей или личностей. Если к тому же суть правил, предлагаемых законодательством, моралью, обычаями, гарантирует справедливость, социальную безопасность, защиту граждан, права человека и т.п., формируется также общее доверие аксиологического или опекунского типа. И напротив, хаотичные, разобщенные, слабо подтвержденные правила (нормативная аномия) способствуют случайным и непредвиденным поступкам, создают ощущение анархии, неуверенности и угрозы. Общее инструментальное недоверие, восприятие абсолютной неэффективности системы вызывает в таких условиях естественную реакцию. Если к тому же суть правил воспринимается как несправедливая, аморальная или необъективная, возникает также недоверие аксиологического или опекунского типа, убеждение в преобладании зла и невозможности на кого бы то ни было положиться. Во-вторых, важное значение имеет прозрачность общественной организации или, напротив, неясность, скрытость политических и экономических структур. То, что мы знаем и понимаем, пробуждает доверие. Если процесс развития, смысл существования, основы действий, компетенция и достигаемые институтом результаты хорошо видны, легкообозримы и понимаемы, доступны контролю, мы чувствуем себя в безопасности и наделяем такие институты доверием. Замечено, к примеру, какое большое значение для формирования общего доверия имеет простота системы налогообложения. И напротив, если структура и функционирование институтов оказываются неясными, скрытыми, запутанными, малопонятными, естественной реакцией будет общее недоверие.
Третий фактор - это прочность социального порядка и, напротив, расплывчатость, временный, преходящий характер организаций и институтов. Если социальная организация, структура институтов, а также цивилизационная и техническая среда повседневной жизни оказываются прочными и неизменными или, в крайнем случае, подлежат постепенным, последовательным, заранее предвиденным изменениям, тогда ощущение экзистенциональной безопасности выражается в общем доверии. Зато когда происходит быстрое и радикальное изменение общества, совершается это стремительно и внезапно, без четкого направления и понятного смысла, экзистенциональная безопасность оказывается под вопросом, и появляется общее недоверие. История великих революций демонстрирует этот механизм разрушения доверия. Очень четко этот эффект проявился в посткоммунистических странах первой половины 1990-х годов, и лишь к середине 1990-х годов новая система начала понемногу «осваиваться» и обрела в ощущениях граждан некоторую нормальность.
Четвертый фактор это подчинение, властей законам или, наоборот, произвол, недостаточная ответственность государственных органов. Ограничение
компетенции, процедурные рамки, надзор и контроль над чиновниками, множественность инстанций и возможность апелляции - все это способствует созданию общего доверия. Этот эффект оказывается еще более сильным, если содержание решений, принимаемых властью, рассматривается как правильное, справедливое, направленное на благо граждан. И наоборот, власть волюнтаристическая, допускающая произвол, неограниченная, неконтролируемая, власть, действия которой нельзя предвидеть, пробуждает страх и, как результат, общее недоверие. Тем более, если содержание принимаемых такой властью решений рассматривается обществом как субъективистское, эгоистическое, не содействующее общественному благу.
Пятый фактор - это последовательная реализация прав и строгое исполнение прав граждан или, наоборот, бессилие, бесправность граждан и насилие со стороны власти. Когда существуют независимые институты, к которым можно апеллировать в деле защиты прав, оказавшихся под угрозой (суды, трибуналы, арбитраж), а также инстанции, которые неукоснительно и строго заставляют исполнять обязательства (прокуратура, полиция), члены общества чувствуют себя в безопасности от произвола, превышения прав, обмана, преступности и проявляют общее доверие. Этот эффект еще более усиливается, если соответствующие институты действуют быстро, правильно, справедливо, руководствуясь общественными интересами. Если невозможность успешной реализации своих прав или превышение прав другими, а также уклонение от обязанностей не сопровождается санкциями, то возникает чувство неуверенности, опасности, и мы реагируем на это общим недоверием. Еще хуже, когда соответствующие органы выглядят в глазах общественности действующими необъективно, коррумпированными, подкупленными.
Субъективные факторы культуры доверия
Описанная конфигурация структурных условий может сформировать культуру доверия или недоверия только тогда, когда она становится предметом восприятия и соответствующей реакции членов общества. В человеческом сообществе никакие структуры не действуют сами по себе, непосредственно, - их всегда приводят в движение действия людей; эти структуры остаются только своего рода арсеналом средств, к каким могут прибегать люди. Одни и те же структурные условия могут быть восприняты по-разному и вызывать различные реакции в зависимости от качеств тех людей, которые воспринимают эти условия и реагируют на них. В нашей теоретической модели в качестве третьей важной категории, детерминирующей процесс формирования доверия или недоверия, наряду с историческими и структурными факторами должны появиться субъективные факторы. Их можно упорядочить, разделив на две группы. С одной стороны, несомненно, существует синдром персональных особенностей и черт, способствующий созданию общего доверия, и синдром противоположный, склоняющий к недомерит. С другой стороны, это решают те общественные резервы, тот соци-
альный капитал, которыми располагает человек или, наоборот, которых ему не хватает.
К первой категории - личных качеств - мы можем отнести высокие претензии, активность, оптимизм, ориентацию на будущее, успешность действий. Они формируют ту общую ориентацию общественной активности и продвинутости, в которой общее доверие становится естественной составляющей. Наоборот, заниженные духовные потребности и претензии, пассивность, пессимизм, привязанность к прошлому, стремление сохранить статус-кво создают альтернативную ориентацию, которая увязывается с общим недоверием. К другой категории субъективных факторов - резервов, или капитала в широком его понимании, - относятся образование, доходы, контакты и знакомства («связи»), семейная поддержка, состояние здоровья, религиозность, духовность. Кажется, обладание такими резервами обеспечивает и предохраняет от возможных жизненных опасностей, в том числе и от плохо рассчитанного недоверия, которое может нанести человеку ущерб. Зато недостаток резервов такого рода означает, что риск, связанный с оказанием другим доверия, непомерно возрастает. Неоправданное, напрасно оказанное доверие может в данном случае привести к жизненной катастрофе, отсюда - сильнейшая склонность к общему недоверию как самозащитная реакция.
Описанную выше теоретическую модель можно представить в виде схемы
(рис. 6).
Функции и дисфункции доверия и недоверия
Каково значение доверия и недоверия для функционирования общества и для действий граждан? Было бы явным упрощением последовать интуиции обыденного сознания, которая придает доверию исключительно позитивный, желанный смысл, а недоверию - однозначно уничижительный смысл. Различные формы доверия и недоверия, которые мы попытались выявить выше, создают сложный баланс функциональности и дисфункциональности как для всего общества, так и для отдельных его членов.
Самым важным здесь является то, обоснованы или не обоснованы доверие и недоверие. Здравый смысл подсказывает простое решение: разумно доверять надежным людям и не доверять тем, кто не достоин доверия. Доверие по сути своей включает момент выгоды (является функциональным) как для того, кто оказывает доверие, так и для того, кто этим доверием пользуется. Если я кому-нибудь доверяю, то мои действия по отношению к этому человеку становятся более открытыми, смелыми, спонтанными, включают в себя инновацию. Свободный от опасений, подозрений и осторожности, я не сдерживаю себя в инициативах, направленных на взаимодействие, не считаю нужным контролировать каждый свой шаг, постоянно следить за своим партнером, непрерывно заботиться о своей безопасности и все время проверять, какие он имеет намерения. Как говорят экономисты, «внешние расходы» взаимодействия значительно уменьшаются. Такую выгоду получает не только тот, кто оказывает доверие, но и тот, кому оно оказывается. Оказание доверия означает временное прекращение обычных, нормальных ограничений действия. Лица, организации, институты, которые получают «кредит доверия», освобождаются от необходимости проводить постоянный мониторинг и контроль, обретают более широкое поле для нонконформистских, инновационных, оригинальных действий, иначе говоря, получают большую свободу действий. Например, ученый, которому оказывается доверие, может рассчитывать на финансирование исследований, выходящих за пределы установленной парадигмы; известный политик может проводить непопулярные налоговые реформы; знаменитый журналист может выступить против господствующих стереотипов и предрассудков; выдающийся врач может применить новаторские методы лечения. В масштабе всего общества накапливающиеся примеры такого рода приводят к растущей мобилизации, активности, инновационности.
Однако позитивные функции может иметь также недоверие, но при условии, что оно эпистомологически обосновано. Недоверие по отношению к тем, кто его недостоин, само собой разумеется, рационально. В частности, оно позволяет избежать невыгодных действий, отвести от себя угрозу, подготовиться к тому, что возможно нанесение ущерба. Принципиальные оборонительные стратегии могут строиться на решении избегать контактов, на повышении бдительности, на том, чтоб «не сводить с партнера глаз», на стремлении установить контроль над его инициативами и поступками, на формальном обеспечении трансакции (это может быть требование поручительств, составление контрактов в письменной форме, привлечение свидетелей или нотариусов).
Увеличивающиеся «внешние расходы» трансакции в таком случае себя оправдывают. Со стороны партнера, которому мы в принципе отказываем в доверии, наши оборонительные стратегии могут получить исправительный, поучительный эффект, повышающий его надежность и сделать его более ответственным в будущем. Бракодельство, обман, вероломство просто могут перестать «оплачиваться».
Таким образом, как доверие, так и недоверие функциональны при условии, что они обоснованы эпистомологически. Зато дисфункциональными они становятся тогда, когда не имеют достаточных эпистомологических оснований. Нерациональная халатность и наивность приносят вред тем, кто доверяет недостойным людям. Халатность проявляется, когда, не получив Необходимой информации о партнере и действуя слепо, человек подписывает контракт и дает аванс незнакомой фирме. Наивностью является игнорирование им невыгодной ему информации (например, при покупке на улице за бесценок украшений у подозрительного продавца). Столь незаслуженно оказанный кредит доверия будет наверняка цинично использован против того, кто такое доверие оказал (фирма исчезнет, а бриллиант окажется стеклом). Гораздо реже встречаются случаи, когда незаслуженно оказанное доверие само по себе вызывает чувство обязательности по отношению к тому, кто так благородно и порядочно поступил, и оказывает влияние, которое можно назвать исправительным, способствующим ресоциализации. Чаще распространенная халатность и наивность придают больше смелости обманщикам и только искушают их, углубляя таким образом патологию такого типа.
Однако столь же дисфункциональным оказывается необоснованное недоверие. Отказывая в доверии тем, кто его заслуживает, мы приносим вред и себе, и им. Нерациональные, параноидальные страхи и опасения, игнорирующие всякие доводы противоположного характера, парализуют наши действия, исключают шансы потенциально выгодных взаимодействий, ограничивают спонтанные, свободные, открытые контакты с другими. Это ведет к изоляции, к формированию дистанции, к пассивности. С другой стороны, достойный доверия партнер, обнаружив наше недоверие, чувствует обиду, ощущает несправедливость нашего поведения, и его сожаление может перерасти в антипатию или во враждебность по отношению к нам. Такую реакцию со стороны партнера мы начинаем рассматривать как дополнительный довод его «ненадежности», что еще больше укрепляет нас в нашем недоверии. Инициативы превращаются в порочный круг нашего углубляющегося взаимного отчуждения. В масштабе социума примеры такого рода, накапливаясь и увеличиваясь, могут привести к растущей разобщенности, к разрушению социальных связей и к кризису общностей. Необоснованное недоверие оказывается дисфункциональным не только для партнеров, но и для всего общества.
До сих пор мы говорили о доверии и недоверии, трактуя их как основанную на расчете оценку, как отражение, адекватное или искаженное, особенностей, свойств тех объектов, к которым оно обращено. Несколько иначе проблема функциональности представляется в тех случаях, когда доверие и
недоверие трактуются как культурные ориентации и по отношению к отдельным выбранным объектам, и в плане обобщенной «культуры» доверия и недоверия. Доверие или недоверие в таких случаях не имеет эпистологического обоснования, в лучшем случае оно сформировано на генеалогической основе. О «культуре доверия», как и о «культуре недоверия», нельзя сказать, обоснованы они или безосновательны. Они являются своего рода свершившимся фактом, появляющимся в обществе в результате уникального стечения исторических причин, структурных и субъективных обстоятельств. Однако, раз появившись, они вызывают дальнейшие, дополнительные последствия - функциональные и дисфункциональные. В том случае, когда они проистекают из достаточно богатого и однозначного опыта прошлого, как культурно закодированное доверие (когда этот прошлый опыт был позитивным), так и культурно закодированное недоверие (когда этот опыт был негативным), конечно, понятны и справедливы. Но насколько они функциональны и являются ли функциональными - это уже зависит не от исторического прошлого, а от конкретной, нынешней общественной ситуации. Функциональность обоснованного прошлым опытом общего доверия или недоверия имеет, конечно, смысл, только если прошлый опыт будет неизменно увеличиваться в будущем и не подвергнется сомнению. Тем временем в общественной жизни случаются радикальные, фундаментальные, революционные изменения. В такие времена прежний опыт становится анахроническим. Однако культура, в правилах которой был закодирован прежний опыт, характеризуется высоким уровнем инерционности, она всегда отстает от изменений в других сферах - экономической, политической, геополитической. В результате культурные правила (стереотипы, предрассудки), навязывающие недоверие по отношению к определенным народам, этническим, расовым группам, элитам, правящим группам и т.п., в новой ситуации становятся необоснованными. Их существование по инерции, вопреки новому опыту противоположного значения, делает невозможным использование шанса, созданного социальными изменениями, консервирует враждебность, дистанцию, изоляцию, отчуждение. Следовательно, это инерционное существование оказывается общественно дисфункциональным.
Точно так же новая ситуация может привести к тому, что прежний позитивный опыт, формирующий традиции доверия по отношению к определенным объектам или лицам, окажется уже неактуальным. Следовательно, культурные правила, требующие доверия по отношению к определенным институтам, группам или социальным ролям, могут стать неадекватными в новой ситуации. Их инерционное существование вопреки новому, явно противоположному опыту подавляет необходимый критицизм, неизбежный скептицизм, а также делает невозможным приведение в движение оборонительных стратегий, реформаторские, революционные или оппозиционные действия. Следовательно, оно тоже является социально дисфункциональным.
Несомненно, появление культуры доверия оказывается выгодной, благоприятной для общества ситуацией. Оно способствует открытым, спонтанным действиям инновационного характера, поднимает уровень мобилизации, ак-
тивности, свободы общества, стимулирует интенсивность взаимодействий, усиливает социальные связи, приводит к формированию шкалы общностей и тем самым к развитию потенциала самореформирующегося общества, его субъективности. Распространенная культура доверия оказывает обратное действие на свою собственную структурную обусловленность, повышая нормативную стабильность, прозрачность социальных организаций, прочность общественного строя (порядка), ответственность властей, соблюдение прав и обязанностей. Таким образом приходит в движение спираль самоподтверждающегося, укрепляющегося и расширяющегося доверия, что имеет позитивное значение.
Противоположная картина складывается в случае распространения культуры недоверия, даже если оно оправдано исторически. Культура недоверия, приводя к демобилизации, пассивности, осторожности, к оппортунизму, к увеличению социальных дистанций, к отчуждению, снижает субъективный потенциал общества, его способность к творческому, инновационному саморазвитию и самосовершенствованию. Более того, она действует противоположно, оказывая усиливающее влияние на патологические структуры, которые и были причиной возникновения культуры недоверия. Таким образом, еще более усиливаются состояние нормативной аномии, непрозрачность, скрытность социальной организации, нестабиль- ность общественного порядка, произвол властей, бессилие граждан, нарушение прав и неисполнение обязанностей. В результате приходит в движение негативная спираль, приводя ко все большему углублению всеобщего недоверия.
Предпосылки для практики
Поскольку культура доверия является желанным состоянием, постольку возникает, естественно, вопрос: можно ли ее сформировать и как это сделать, и, напротив, можно ли исключить, уничтожить синдром недоверия, приносящий ущерб, и что для этого надо сделать? Представленная выше теория доверия позволяет наметить направление возможных практических действий, особенно важных тогда, когда, как это проявляется в нашем обществе, прежние драмы и судьбы оставили глубоко закодированные следы и комплексы недоверия. Единственно, что наверняка никак нельзя изменить, -это история. Историческое наследие, включающее в себя традиции доверия и недоверия, мы должны принять как данность. Объектами, на которые мы можем направить свои усилия, могут быть только составляющие нашей современности. А это именно то, что в нашей модели мы определили как структурные факторы, контекст, в котором развивается общественная жизнь. Каждый из выделенных нами пяти структурных факторов может стать объектом политической программы. Последовательная нормотворческая активность и упорядочение существующего законодательства, раскрытие тайн социальных организаций механизмов функционирования экономики и политики, создание ощущения стабильности и перспективности экономи-
ческих процессов и политических предприятий, всесилие закона и ответственность властей всех уровней, развитие институтов, охраняющих гражданские права и общественный порядок, полная реализация прав и строгое исполнение обязанностей - таковы некоторые слагаемые стратегий, которые позволяет выработать наша модель. Это то, что относится непосредственно к сфере политики.
Остается еще более сложная область, которая относится непосредственно к деятельности и возможностям субъектов, членов общества. С одной стороны, речь может идти об увеличении резервов, «капитала», граждан - их образования, доходов, связей внутри общностей, состояния здоровья, семейной поддержки, духовности. Все это относится к своеобразному полюсу безопасности, которая позволяет смело и открыто, с доверием относиться к другим. Особое направление деятельности - это формирование разными способами активности, общественной заинтересованности, оптимизма, высоких претензий, ориентации на будущее. Ну, и наконец, надо противодействовать возможным патологиям со стороны семьи, чтобы обеспечить благотворные условия ранней социализации, а также развивать разного рода программы, нацеленные на повышение нравственности общества, чтобы уменьшить шансы нарушения доверия, с которым могут встретиться люди в дальнейшей их жизни. Только тогда появятся шансы создания «импульса доверия» как постоянного индивидуального признака.
Словом, культура доверия имеет тем большие шансы, чем более богатым, обеспеченным становится общество и чем более воспитанными, порядочными оказываются люди. В то же время в процессе стремления и приближения к такому, в полной мере недосягаемому, всегда утопическому идеалу создание культуры доверия через формирование благоприятного для нее структурного контекста само по себе может оказаться важным действенным фактором.
Важнейшие понятия и термины
Баланс доверия - характерный для данного человека или институтов ряд объектов, к которым проявляется доверие, а также ряд субъектов, которые выражают свое доверие к этому человеку или институтам.
Доверие - выраженное в действии, предпринятом в отношении партнера, ожидание, что его реакции окажутся для нас выгодными, иначе говоря, сделанная в условиях неуверенности ставка на партнера в расчете на его благоприятные для нас ответные действия.
Импульс доверия - индивидуальная диспозиция, развитая в разной мере у разных людей, склоняющая их к выражению доверия априори.
Институциональное доверие - доверие по отношению к крупным организациям и через эти организации к массам анонимных функционеров и представителей таких организаций, исполняющих в них различные социальные роли.
Коммерческое доверие - выраженное в решении произвести покупку убеждение в отсутствии брака или подделки, в качестве и годности товаров, а косвенно в добросовестности и компетентности их производителей. Культура доверия - всеобщее доверие, охватывающее всю группу и трактуемое как
обязательное правило поведения (климат или атмосфера доверия в обществе). Культура недоверия (культура цинизма) - распространенная и обобщенная подозрительность по отношению к людям и институтам, заставляющая постоянно следить за ними и контролировать их действия в страхе перед обманом, превышением своих прав, ложью, недоброжелательностью, заговорами, тайными действиями. Личное доверие - направленное на конкретных, известных нам лиц. Общее доверие - готовность к действиям, основанная на ожидании априори, что большинство лиц и институтов будут действовать в наших интересах. Плавные изменения - трудные для эмпирической фиксации, но чрезвычайно важные факторы социальной жизни в области культуры, групповой ментальности, общественного сознания, коллективной идентичности, межчеловеческих связей, эмоций, общественных настроений и т.п. Позиционное доверие - направленное априори к каждому, кто занимает определенную,
достойную доверия социальную позицию (исполняет определенную роль). Представительские действия (доверительные) - такие действия, которые предпринимаются от имени других людей и направлены на защиту их интересов. Репутация - известная нам история прежних действий данных лиц или институтов, последовательно и в разных ситуациях раскрывающих свои достоинства, являющиеся предметом наших ожиданий, эффективность, рациональность, добросовестность, благородство и т.п. Риск - вероятность негативных последствий действия, предпринятого в условиях неуверенности. Системное доверие - ощущение экзистенциональной безопасности, основанное на убеждении в эффективности, добропорядочности, справедливости общественно-политической системы или строя, в котором мы живем. Технологическое доверие - вера в прочность, надежность, эффективность технических систем, окружающих нас в современном мире, использование которых является необходимым условием нашей жизни, несмотря на то, что тайны их функционирования нам неизвестны; косвенным образом это также доверие к конструкторам и операторам этих систем.
Рекомендуемая литература
44, 62 (см. «Сто книг с моей книжной полки»)
Глава 14
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!