Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Наряду с правилами, формирующими действия людей, культура содержит также идеи, формирующие их мышление. Социальная сущность человека заключается не только в том, что большинство действий не являются частными, а реализуют образцы, предлагаемые культурой, но и в том, что идеи, формулируемые людьми, не являются их личным вымыслом, а почерпнуты из данной культуры. Культура предоставляет людям готовые концепции верований, убеждений, взглядов. И культура предоставляет людям прежде всего фундаментальный инструментарий - то орудие, без которого было бы невозможно само мышление и формулирование каких бы то ни было убеждений. Таким орудием является язык. Эту главу мы посвящаем анализу данного сегмента культуры, который в свою очередь делится на элементы, внешние по отношению к каждому отдельному человеку и диктующие ему определенные идеи. Этот сегмент культуры мы называем идейной культурой. Другой, более традиционный термин, которым пользуются для его определения, - общественное сознание.
Язык - инструмент идеи
Когда мы думаем, мы пользуемся сокращенными обозначениями, представлениями, указывающими на определенные сложные состояния или явления. Прежде всего, мы пользуемся разного рода знаками. Когда мы слышим гром, мы предполагаем, что приближается гроза; когда мы видим собаку, которая рычит и показывает клыки, мы боимся, что она нападет на нас; когда мы видим, что кухонная плита стала красной, мы знаем, что она горячая, а когда краснеет человек, мы предполагаем, что он чего-либо устыдился. Связь между знаком и тем, что он означает, является естественной в том смысле, что она проистекает из каких-либо объективных закономерностей - методологических, зоологических, физических, биологических. При условии, что все знакомы с этими закономерностями, знак для всех будет имен, одно и то же значение.
Гораздо более сложным мысленным сокращением является символ. Связь между символом и тем, что он означает, не является естественной, не вытекает из какой-либо объективной закономерности или необходимости, а носит абсолютно условный, конвенциональный характер. Символ - это не что иное, как предмет, с которым мы имеем дело: рисунок стола - это не то же самое, что стол, а написанное слово «стол», «table», «mesa», «tavola» уж совсем, конечно, не похоже на стол. Но, когда мы читаем слово «стол», в нашем воображении возникает некая плита на четырех ножках. Более того, если мы скажем «стол» кому-нибудь, кто является человеком нашей группы, то и в его воображении возникнет точно такой предмет мебели. Каким образом это возможно? Связь символа с явлением или предметом, который он, этот символ, обозначает, является результатом определенной конвенции (условной договоренности, заключенного соглашения): мы так договорились, так решили, что сочетание именно данных четырех букв - «стол» - соединим в своем воображении с предметом мебели определенного рода. Кто так решил? Может быть, отдельный человек. Маленький ребенок может, к примеру, глядя на стол, называть его по-своему: «тол». Это его частная, индивидуальная конвенция. Родители в таком случае не поймут или с трудом поймут, о чем он говорит, ибо они не принимали участия в этой конвенции. Коммуникация, связь, взаимопонимание между людьми возможны только тогда, когда такие соотношения символов с объектами становятся общей конвенцией в данной группе, когда все ее члены «договариваются» между собой, что о мебели определенного рода они будут говорить посредством слова «стол». Иначе говоря, когда символам придается одно и то же значение, когда люди видят за этими символами те же самые предметы, явления или события. Такие общие символы, имеющие значения, одинаково разделяемые, понимаемые всеми членами группы, становятся достоянием данной группы, «социальными фактами» в том смысле, какой придавал этому понятию Дюркгейм. Иначе говоря, они входят в культуру.
Человеческое мышление имеет символический характер, оперирует такими сокращенными, конвенциональными, общими для данной группы обозначениями различных, полученных опытным путем данных, явлений и событий, с которыми мы сталкиваемся. Сложная система взаимосвязанных символов, являющаяся достоянием определенной группы, - это и есть язык. Многие авторы считают способность к созданию и использованию символов, то есть обладание языком, определяющей чертой человеческого рода и главным секретом успехов и преимуществ.
Символы, которые мы используем, имеют различный характер. Это могут быть определенные материальные предметы, которым придается особенное значение: тотем как символ племени, флаг как символ нации, корона как символ монархии, крест как символ христианства - это, можно сказать, первые попавшиеся примеры. Объекты такого рода имеют исключительно символический смысл. Встречаются также и материальные предметы, которые имеют практическое применение, но в качестве своего рода дополнительного значения им придается также и символический смысл. Роскошный автомобиль, часы фирмы «Ролекс», обувь известно итальянский фирмы Gucci в определен-
ных общественных кругах являются символами успеха и состоятельности. Мобильный телефон или персональный компьютер на столе до недавнего времени, пока они и приобрели всеобщего распространения, были символами особенной профессиональной активности и оборотистости. Роль символов могут исполнять определенные цвета: черный - символ траура, красный -символ коммунизма, зеленый - символ свободного пути, розовый - символ хорошего настроения. Часто в роли символов выступают жесты: склонение головы, взмах руки и т.п. В этих случаях мы говорим о языке жестов. Конвенциональное значение могут также иметь определенные позы, в которые встают люди, иногда их называют языком тела. Наклон тела вперед или поклон является символом уважения или, если дело происходит на театральной или эстрадной сцене, выражением благодарности за аплодисменты. Если человек оборачивается к другому спиной - это сигнал обиды, означающий, что разговор окончен. Человек хмурит лоб - это выражает глубокую озабоченность. Если футболист прыгает, кувыркается, совершает стремительную пробежку в сторону трибун, то все это символизирует эйфорию, которую он переживает в результате забитого гола. Роль символов выполняют также пиктограммы, то есть схематичные изображения, в известной мере подобные тому, что они должны обозначать. В таком случае мы говорим о языке изображений, зрительных образов. Изображение самолета является указателем дороги к аэропорту, изображение ножа и вилки обозначает ресторан, изображение чемодана указывает на камеру хранения багажа, изображение письма в конверте - на почту. Такой тип символов особенно часто используют там, где оказываются вместе люди, являющиеся представителями разных культур; в таком случае можно рассчитывать на то, что им проще всего будет распознать пиктограммы, связав такие изображения с тем, что они должны обозначать. Однако важнейшим типом символов является слово - слова, произнесенные и написанные, то есть представленные в определенном порядке значки или звуки, которые имеют уже абсолютно, исключительно конвенциональный характер, а благодаря этому оказываются бесконечно богатыми, позволяющими обозначить все, что дает людям их опыт, вплоть до тончайших оттенков, все наиболее подробнейшие признаки и детали окружающего их мира. Сложное собрание слов (словарь), а также схем их связей между собой в более крупные единицы - фразы, тексты и т.п. (грамматика) -формирует язык в узком и точном значении этого слова - язык устный и письменный.
Язык, как и культура, может быть связанным с группами разного масштаба. Чаще всего язык ассоциируется и совпадает с этническими группами, или народами. В таком случае мы говорим о национальном языке или, рассматривая вопрос в иной перспективе, о естественном (природном) языке, имея в виду язык, который образовался спонтанно в ходе долгой истории крупной территориальной общности людей и используется членами этой общности. Некоторые представления о нации основаны на том, что общность языка является существенным, определяющим данную нацию элементом. Однако, если мы даже допустим, что каждый народ создает свой язык, это вовсе не значит, что только народ является творцом своего языка. Язык формируется также груп-
пами иного рода, как меньшими, так и более крупными по сравнению с народом. Существуют своеобразные языки профессиональных групп или кругов: языки, принятые в среде юристов, ученых, духовенства, политиков, военных, спортсменов, журналистов. Существует особый молодежный язык, язык тюремный. Появляются языки, специально разработанные для определенных технических или профессиональных целей и используемые в определенных группах: например компьютерный язык, язык авиации, азбука Морзе, шрифт Брайля (система чтения для незрячих), корабельная сигнализация. Своеобразный язык имен, прозвищ, паролей, поговорок, оборотов речи может возникнуть в семье или в кругу друзей. А на другой стороне воображаемой шкалы упомянутый выше язык жестов или язык пиктограмм - оба они имеют наднациональный, более универсальный характер; именно поэтому они так удобны для туристов, оказавшихся в чужих странах. Также и «естественные» национальные языки могут обрести наднациональное значение, как это когда-то случилось с латынью, с французским языком, а ныне все более очевидно происходит с английским языком.
Язык - фундаментальная составляющая идеальной культуры. В обществе он выполняет несколько важных функций. Во-первых, он создает возможность регистрации мыслей, выводов, опытных данных, возможность записи знаний и информации и передачи этих знаний и этой информации последующим поколениям. В обществах, еще не имевших письменности (в дописьменных культурах), такую роль играл устный язык. Однако временной горизонт передачи сведений устным способом достаточно ограничен, скажем, речь может идти о передаче опыта от дедов к внукам. К тому же факты легко поддаются забвению, селекции, идеализации, «переиначиванию» или «переконструированию». В результате на протяжении нескольких поколений передаваемая устно информация оказывается в значительной мере деформированной, искаженной. Этот процесс можно сравнить с известной всем детям игрой в «испорченный телефон». Изобретение письменности означает огромный шаг вперед. Запись обладает значительно большей продолжительностью своего существования, значительно большей прочностью, чем память. Слышать мы можем только живых людей, а читать - также сообщения и свидетельства тех, кто уже давно умер. Следовательно, временной горизонт передачи знания или информации значительно расширяется. Шире становятся и пространственные границы. Люди могут уже не только слушать рассказ свидетелей того или иного события, находясь с ними в непосредственном контакте, но и читать, знакомясь таким образом с размышлениями и наблюдениями тех, кто живет в далеких странах, кого они лично никогда не знали и не встречали. Благодаря письменному языку знание может распространяться далеко за границы того места и того времени, в котором оно возникло, сформировалось. Письменный текст труднее изменить, исказить, модифицировать или деформировать, ибо всегда существует возможность проверить, проконтролировать, установить аутентичность этого текста.
Другая функция языка - это коммуникация между людьми. Как мы уже Говорили, язык - это основное средство контактов и взаимодействий. Разговор это стандартная, наиболее часто встречающаяся форма взаимодействия.
Аналогичную роль играет обмен корреспонденцией. Благодаря письменному языку люди могут общаться не непосредственно, «виртуально» с лицами, которых они лично совершенно не знают: с писателями, поэтами, журналистами, учеными. Без языка было бы невозможно разделение труда, сотрудничество, а также коллективные действия и множество других типичных для людского сообщества способов функционирования.
В-третьих, язык представляет собой очень важный фактор, определяющий внутреннюю солидарность группы и одновременно ее отмежевание от внешних групп. Возможность говорить на одном языке и понимать друг друга - это важный элемент коллективной (формирующейся в одной среде) или групповой идентичности, того ощущения, которое можно выразить словом «мы». Зато использование другого, отличающегося от «нашего» языка нередко оказывается определяющим для обозначения той границы, за которой находятся «чужие», то есть те, о ком мы думаем «они». Это, естественно, имеет место, когда речь идет о народах, этнических группах, различных регионах. Но тот же самый механизм мы встречаем и в группах иного рода. Тюремный жаргон как бы выстраивает зримую стену между заключенными, с одной стороны, и тюремным персоналом или всем внешним окружением, с другой. Жаргон школьников определяет барьер поколений, отделяющий их от родителей. Военный или полицейский жаргон подчеркивает суровые, «мужские», связанные с постоянным риском условия работы данных групп. Насколько это важно, свидетельствует тот факт, что для того, чтобы быть принятым в такие группы, нередко прежде всего требуется овладеть их стилем речи. Легитимацией I идентичности, свидетельством принадлежности человека к группе и его лояльности по отношению к ней может служить постоянное употребление определенных ругательств или нецензурных выражений. Наконец, в-четвертых, язык делает возможным осуществление типичных для человека общественных устремлений, товарищеских или, как иногда говорят, стадных. Люди, как мы помним, обладают сильной автотелической (сводящейся к утверждению самоцели) мотивацией пребывания вместе с другими людьми. Встречи друзей, болтовня, обмен сплетнями, разговоры за едой, беседы за кружкой пива, скандирование в толпе болельщиков, песни однополчан или песни патриотического характера, братания за пьянкой - все это происходит при использовании общего языка, доставляя участникам этих действий ощущение принадлежности к той или иной группе и охраняя их от одиночества, неприятного для человека.
От индивидуального сознания к общественному
С помощью языка, который представляет собой орудие, почерпнутое из арсенала культуры, мы формулируем идеи, убеждения, взгляды. Но это не означает, что все они автоматически становятся элементами культуры. Многие из них отражают наш частный опыт, составляют наши частные соображения, которые мы сохраняем для себя, не делясь ими с другими. Даже томик стихов, который мы прячем н ящике стола и никому не покапываем, не стано-
вится элементом культуры. Ибо он не входит, как принято говорить, в «общественный обиход», не становится доступным другим людям.
Только тогда, когда определенные идеи, убеждения, взгляды будут обнаружены, заявлены публично, они обретают шанс войти в культуру. Но только шанс, ибо публичность недостаточна; нужно еще, чтобы эти идеи оказались признанными, принятыми другими членами более узкой или более широкой группы. Только тогда, когда их разделяют другие люди, когда они становятся предметом определенного консенсуса, они обретают статус «социальных фактов» по терминологии Дюркгейма, или статус культурных фактов. Ибо только тогда они отрываются от тех, кто их сформулировал, становятся чем-то внешним по отношению к сознанию отдельных людей. Кроме того, только тогда они начинают в полной мере оказывать свое давление на членов группы как повсеместно и всеми признанные идеи, с которыми неловко не соглашаться. Они определяют то, во что люди данного сообщества верят, с чем считаются, что думают, как и о чем судят. Тогда они как бы возвращаются к отдельным людям, входят в их сознание, причем этими людьми являются уже не авторы данных идей, а все члены группы, которые принимают эти идеи как свои собственные, готовы агитировать за них и защищать их. Разумеется, мыслят, творят и формулируют идеи лишь единицы. Но, когда эти их идеи оказываются разделенными, принятыми, одобренными другими людьми, подлежат усвоению и согласию, они становятся образцами, возвышающимися над отдельными людьми, схемами мышления, которые в свою очередь начинают оказывать воздействие на мышление индивидов. Только в таком смысле можно говорить об общественном или групповом сознании, не имея в виду, конечно, будто общество или группа - это мыслящий субъект.
Когда вырабатывается коллективный консенсус, для каждого отдельного члена группы особым и основным аргументом становится представление, что так же думают и многие другие - те, с кем данный отдельный человек идентифицирует, отождествляет себя как с членами своей группы. И поскольку такую аргументацию задействуют все члены группы, она еще более усиливается от этого взаимодействия, благодаря чему распространенные в обществе взгляды обретают сильную инерцию, изменяются с трудом. Кроме того, они производят впечатление бесспорных истин, того, чему просто нет альтернативы, и, соответственно, поддаются догматизации. Только этим можно объяснить, почему некоторые убеждения сохраняются в общественном сознании на протяжении целых эпох, не претерпевая изменений даже при столкновении с очевидными фактами или опытными данными, противоречащими им. Дело в том, что они оказываются для людей объективизированными в смысле интерсубъективности («межсубъективности»), согласия с тем, что думают и считают все другие. А такой смысл объективности для людей порой имеет большее значение, чем тот, согласно которому объективность означает соответствие действительности, то есть тому, как все обстоит на самом деле.
Говоря о том, что сознание имеет социальный характер, мы указываем тем самым на то, что определенные идеи, взгляды, убеждения распространяются
и объективируются в рамках определенных групп или сообществ. Но это могут быть группы очень разные по характеру и масштабу. Начиная от самой большой группы, глобального сообщества, можно предположить, что несмотря на огромное разнообразие человеческих сообществ современные средства телекоммуникации и коммуникации, а также огромная пространственная активность делают возможным формирование зачаточного глобального сознания, общечеловеческого, или, как некоторые говорят, планетарного. В этом контексте и смысле можно также понять тезис английского социолога Питера Уорсли (Peter Worsley), утверждающего, что только в эпоху глобализации человеческое сообщество, человечество как таковое стало определенной реальной целостной категорией. Наверняка такое глобальное сознание не является уделом всех людей, его распространение ограничено пределами интеллектуальных, научных, политических элит, студенческой среды, групп участников новых социальных движений. Оно выражается в озабоченности судьбами всей планеты. Такие проблемы, как перенаселение, исчерпание природных ресурсов, состояние экосферы, глобальное потепление, эндемические заболевания, массовое обнищание и бедность, конфликт «севера и юга», возможность атомного саморазрушения, входят в эту озабоченность. В этой области распространяются информации, диагнозы, теории, футурологические прогнозы, предложения, связанные с противодействием грозящей опасности.
Значительно более освоенной и более давней по своему историческому формированию ареной кристаллизации общественного сознания является национальная перспектива, то есть то пространство, в котором субъектами общественного сознания являются не все человечество, а нации, народы. Национальное сознание имеет свое стилистическое своеобразие - богатство символов, мифов, стереотипов и предрассудков. К тому же оно сильно насыщено эмоционально, объединяя патриотические и националистические чувства и страсти. Оно легко поддается догматизации, теряя ощущение рациональной дистанции по отношению к своей группе и отклоняя любую критику и корректировку. По содержанию оно охватывает прежде всего убеждения, касающиеся собственной этнической группы: ее генеалогии, действий, творений, традиций, побед и поражений, ее героев, а также ее нынешнего состоянии. Ее потенции или перспектив будущего. Сюда входят также распространенные чувства тревоги, беспокойства, осознанные проблемы, критические мнения в отношении проводимой в настоящее время политики, а также программы совершенствования и исправления этой политики. Другой фрагмент национального сознания касается сравнительной оценки места или значения собственного народа в мире, среди других народов: в непосредственном соседстве, в рамках региона, континента, всего земного шара. Еще один фрагмент национального сознания включает в себя мнения о других народах, дружественных, конкурирующих или враждебных. С этим связаны взгляды на правильное установление отношений своего народа с другими народами, оценки намерений других народов, возможных угроз с их стороны, надежд на помощь и поддержку, а также представления о правильной, достойной международной политике.
Другой тип групп, вырабатывающих общее сознание, - это социальные классы. Согласно представлениям Карла Маркса и его последователей, например Дьёрдя Лукача (Lukasc), социальный класс становится вполне сформировавшимся кристаллизовавшимся только тогда, когда он обладает классовым сознанием. Это ощущение общей ситуации, в которой он оказывается в социуме, общей судьбы, общего несчастья, общих перспектив. Это также идентификация групп, ответственных или виновных в создании данной ситуации, и выработка стратегии борьбы за свои права. Наконец, классовое сознание охватывает образы других классов и производит их дефиницию в качестве союзников или врагов. Подобным образом рассматривал и оценивал специфическую ментальностъ социальных слоев Макс Вебер, включая их способы мышления, типичные идеи и убеждения в рамки более широкой категории -образа жизни. Ныне такой анализ слоев общества, прослоек или групп, объединяющих представителей одной среды, проводит, к примеру, Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu). Важной эмоциональной составляющей сознания, сформировавшегося на основе классовой стратификации, является ощущение собственного достоинства, особенно типичное для высших слоев общества, для аристократии или элит.
Профессиональные категории и группы иногда отличаются также характерным групповым сознанием. Роберт Мертон представил детальный, тщательный анализ менталъности чиновников, бюрократии, Говард Беккер - среды джазовых музыкантов. Общими типичными убеждениями отличаются представители так называемых свободных профессий: адвокаты, артисты, врачи. Особые способы мышления характерны для работников науки. Многими исследованиями выявлен своеобразный синдром сознания среди профессиональных военных. Характерным эмоциональным фактором профессионального сознания является профессиональная гордость. В рамках определенных организаций, корпораций или фирм она приобретает характер гордости, связанной с конкретным прославленным местом работы, будь то Ягеллонский университет, или корпорация «Сони», или Торговый Банк и т.п.
Богатую и своеобразную ветвь общих верований культивирует Церковь или секта. Эти верования опираются на свойственную данной религии теологию, которая, когда речь идет о великих мировых религиях - христианстве, исламе, буддизме, конфуцианстве, оказывается богато разветвленной и сложной. Из самого характера религиозных идей, касающихся сверхъестественного бытия, находящегося за пределами земной реальности, следует их перенасыщенность символикой и метафорами, а их эзотеричность делает их недоступными для обыденного сознания верующих, требуя участия посвященных в тайны интерпретаторов и посредников - капелланов, священников.
Наконец, как и в случаях, связанных со многими другими социологическими категориями, общественное сознание может иметь отношение и к группам меньшего масштаба: объединение, клуб, локальная община, товарищеский круг, семья и т.п. Однако с учетом относительной ограниченности того, что может быть характерным для группового сознания на этом уровне, по сравнению о эманацией более общей сущности сознания более крупных и широких групп ценность анализа и данном направлении оказывается меньшей,
Разновидности общественного сознания
Общественное сознание кристаллизуется и выступает в самых различных формах. Первой из них является обыденное мышление, или так называемый здравый смысл, иначе говоря, распространенные в данной группе спонтанные, интуитивные суждения и представления. Они фиксируют разнообразный опыт, который члены данного общества получают в повседневной жизни. Они не являются ни упорядоченными, ни систематизированными, ни вытекающими логически одно из другого, более того, они часто содержат взаимоисключающие, противоречащие друг другу заключения. Они не выведены из какой-либо системы и не опираются на системную аргументацию. Часто они основываются на поспешном обобщении единичных фактов или на односторонней интерпретации событий. Но это не исключает того, что порой они весьма верно и точно отражают то или иное истинное представление об окружающем мире. Мы, однако, никогда не можем с точностью сказать, в какой мере они являются истинными, в каких границах можно ими пользоваться, ибо мы не знаем метода их проверки. Именно поэтому также трудно подвергнуть их сомнению или опровергнуть. Они являются постоянным, прочным, обладающим силой инерции и догматичным элементом коллективного фольклора. Много примеров такого рода мы найдем в народных поговорках и пословицах.
Другой формой общественного сознания являются широко представленные и развитые в каждом обществе, от примитивных до современных, идеи и представления о сверхъестественном, потустороннем мире и о загробной жизни. Как писал об этом Эмиль Дюркгейм, их предметом является сфера сакрального, таинственного, вызывающего трепет, уважение, изумление и страх и отличающаяся от сферы профанного, которая охватывает земные, обычные явления и события. Идеи сакральной сферы являются ответом на универсальную потребность, вытекающую из неуверенности, непрочности, непредсказуемости, непрозрачности человеческого существования, из особенно распространенного и вызывающего чувство страха опыта, связанного со смертью. К этой сфере мы относим мифы, магию, религию. Их характерной особенностью является то, что с самого своего возникновения они не подлежат и не поддаются проверке, их нельзя ставить под сомнение, поскольку они взывают к вере и опираются на веру. Это не утверждаемые, а заявляемые истины, и сила их заключается не в какой-либо аргументации, а в авторитете того, кто их устанавливает и «выдает на веру», то есть самого Бога, его земных обличий, посланников, пророков, наместников. Укрепление и усиление эти идеи обретают в развитых коллективных ритуалах, а также в мощном, укрепляющем в вере влиянии друг на друга верующих данной общины - в рамках одного культа, секты или Церкви.
Третья составная часть общественного сознания - это идеологии. Их отличает не столько особенное содержание, сколько та функция, которую они выполняют по отношению к определенным группам. Это такие комплексы или системы идей, которые создают обоснование, обеспечивают легитимность, поддержку каких либо частных групповых интересов или утверждают труп-
повую идентичность. Как правило, они содержат также определенные негативные представления и убеждения, касающиеся других групп, которые рассматриваются как представляющие угрозу для данных интересов или данной идентичности. Давая такое определение идеологии, мы вовсе не хотим заявить о ее истинности или ложности. Мы не разделяем типичной для марксизма позиции, согласно которой идеология - это «ложное сознание». Идеология в нашем представлении может содержать моменты истины или правильные представления (например, адекватно отражать героические события в истории данного народа, при этом такое описание событий становится элементом национальной идеологии). И все же инструментальная, направленная на легитимизацию групповых интересов роль идеологии делает ее особенно легко поддающейся всякого рода патологическим формам мышления - стереотипам, предрассудкам, идеализации, мимикрии, о чем речь пойдет особо. Группы, обретающие легитимность посредством идеологии, могут быть самыми разнообразными: от народов или этнических групп, вырабатывающих националистические идеологии, до социальных классов с их классовой идеологией (известной также в марксистском учении как «классовое сознание»), социальных движений, социальных прослоек и групп, профессиональных категорий, наконец, фирм или даже семей с их собственной идеологией. Сегодня в контексте набирающего силу процесса глобализации все более реальной «группой» представляется все человечество, глобальное сообщество, а потому все большее значение приобретают идеологии, связанные с универсальными интересами, такие, как пацифизм, экология или защита прав человека.
Идеологические взгляды и убеждения выражаются различными способами. Прямо и непосредственно их формулируют политические программы, партийные заявления, манифесты, памфлеты, публицистика, иногда развитые доктрины. Такой характер имели, к примеру, революционные идеологии, лежавшие в основе великих революций: английской, французской, американской, российской, китайской. Однако идеологические функции опосредованно могут выполнять также другие результаты человеческой мысли. Самоутверждение, легитимизация собственных групп и «делегитимизация» чужих нередко проявляются в литературе (например, патриотические произведения «для укрепления сердец» провозвестников нашей романтической поэзии или произведения Сенкевича). Очень сильное идеологическое наполнение имеет театральное и киноискусство (например, польские военные фильмы или произведения Вайды от фильма «Пепел и алмаз» до «Человека из железа»). Особую область представляют сатира и искусство кабаре. Идеология бывает импликацией религии, иногда это консервативная идеология, утверждающая незыблемость существующих политических институтов или проявлений социального неравенства как явлений «данных от Бога» (например, католицизм в Средние века), но иногда это может быть революционная или реформаторская идеология, утверждающая несовместимость нынешнего политического или экономического строя с божественным замыслом (например, церковная доктрина освобождения в Латинской Америке или более умеренная критика некоторых аспектов капитализма и потребительской цивилизации в
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!