Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политическое развитие Африки в средние века



Именно на севере Западного Судана в VII–VIII вв. складываются крупные торговые центры, вокруг которых затем формировались и политические объединения.

Самым древним здесь было государство Гана или Аукар, первые сведения о котором относятся к VIII в. Этническая основа – народность сонинке. К началу Х в. Гана достигла наибольшего могущества, которое опиралось на монопольный контроль за торговлей всего Западного Судана с севером, что способствовало экономическому процветанию. Однако во второй половине ХI в. султан марокканского государства подчинил Гану, обложил ее данью и взял под контроль золотые прииски страны. Спустя 20 лет в ходе восстания марокканцы были изгнаны. Но значение Ганы не было восстановлено. На ее сильно сократившихся границах выросли новые монархии.

В ХII в. наибольшую активность проявило царство Сосо, которое в 1203 г. завоевало Гану и вскоре подчинило все торговые пути в регионе. Опасным соперником царства Сосо становится расположенное в центре Западного Судана Мали.

Возникновение государства Мали (Мандинг) относится к VIII в. Основную массу населения составили племена малинке. Начало экономического и политического расцвета Мали относится ко второй половине ХII в. К середине ХIII в. при видном полководце и государственном деятеле Сундиата была подчинена почти вся территория Сосо с районами золотодобычи и караванными путями. Но разрастание государственной территории привело к росту сепаратизма на местах. В итоге со второй половины ХIV в. Мали слабеет и начинает терять отдельные территории.Другой причиной распада государства была активная торговля золотом. Она покрывала нужды знати и не побуждала увеличивать доходы за счет развития других элементов хозяйства. В итоге богатство от обладания золотом привело к застою. Мали стали обгонять соседи.

С упадком Мали на восточных ее рубежах выросло государство Сонгай (или Гао - по названию столицы). В ХV в. Сонгай добилось независимости и создало свое государство на Среднем Нигере, всё на тех же торговых путях. Но многочисленные завоевания вызвали восстания, особенно на покоренных землях Мали и к первой половине ХVI в. Сонгай пришло к упадку.

На крайнем западе Африки, в среднем и нижнем течении Сенегала в VIII в. сложилось государство Текрур. Созданное из разных этнических групп, оно отмечено постоянными столкновениями разных племен, к которым в IХ в. прибавились конфликты между сторонниками местных религий и появившимися мусульманами. Это обусловило постоянную смену династий.

Обширная территория к западу от озера Чад, населенная племенами хауса, в VIII-Х вв. покрывается сетью отдельных городов-государств со значительным рабовладельческим укладом. Рабы использовались в ремесле и сельском хозяйстве. Вплоть до ХVI в. на указанных землях царила политическая раздробленность.

В VIII в. к востоку от озера Чад возникло государство Канем, которое в Х1-ХП вв. подчиняет и некоторые племена группы хауса.

Древним центром африканской культуры было побережье Гвинейского залива, населенное племенами йоруба. Из государств на этой территории наиболее крупным было Ойо, основанное в IХ-Х вв. Во главе стоял монарх, ограниченный советом знати. Последний был высшим административным и судебным органом, выносил смертные приговоры, в том числе и самому правителю. Перед нами своеобразная конституционная монархия с сильно развитой бюрократией. Ойо было связано торговлей с северными землями и имело от этого значительные доходы. В городах сложилось высокоразвитое ремесло и известны объединения типа цехов.

К югу от рассмотренных государств Западного и Центрального Судана в ХIII-ХIV вв. появились Камерун и Конго.

ЭФИОПИЯ. В Восточном Судане, в северной части Абиссинского плоскогорья существовало царство Аксум. Это государство в начале своей истории было связано с греко-римским миром. Его расцвет приходится на IV в н.э., когда власть аксумских царей распространялась не только на большинство эфиопских земель, но и на южно-аравийское побережье (Йемен и южный Хиджаз). Активные связи с Византией способствовали среди высших слоев общества около 333 г. распространилось христианство. В 510 г. иранцы во главе с Хосровом вытеснили Аксум из Аравии. В VIII в. начавшаяся арабская экспансия стала причиной постепенного упадка Аксума. Население оттесненное от моря, переселялось на бесплодные внутренние земли Абиссинского плоскогорья. В ХIII в. к власти приходит Соломонова династия, просуществовавшая до революции 1974 г.

Общественный строй средневековой Эфиопии был характерен преобладанием феодального уклада. Крестьяне, входившие в общину, считались держателями земли, верховным собственником которой был царь - негус. Крепостного права не было, но землевладельцы могли требовать от крестьян работать на них каждый пятый день - своеобразная барщина. Рабство тоже было, но носило вспомогательный характер.

ВЫВОДЫ. В рассмотренной части Тропической Африки, кроме Эфиопии, начало формирования государственных образований приходилось примерно на VIII в. В зависимости от местных условий и стадий общественного развития превалировали рабовладельческие (более ранняя стадия) или раннефеодальные (более поздняя стадия) отношения. Но наличие во всем регионе значительного слоя крестьян-общинников способствовало развитию феодальных элементов как ведущей тенденции. Рассмотренный тип общественных отношений, в целом более близок средневековым цивилизациям Востока. Но, в отличие от них, четко выраженных социальных групп - сословий здесь не было до ХIХ в. Происходило своеобразное врастание родового строя в государство, что и составило специфику африканской цивилизации.

Своеобразие этой цивилизации, вероятно, вызывалось тем, что господствующие слои здесь начали выделяться не в силу появления избыточного продукта в рутинно развивавшемся земледелии, а в процессе борьбы за доходы от транзитной торговли, которая была наиболее активна в Западном Судане. Земледельческое население не нуждалось в предметах этой торговли и не участвовало в ней. Поэтому в деревне долго сохранялись родово-общинные порядки, на которые сверху накладывалась определенным образом организованная власть родовой аристократии.

Государство здесь складывалось без выделения социальных групп и частной собственности. Правящий слой - это большие семьи - кланы. Их главы становились вождями. Служилыми людьми при них оказывались родичи, которым в силу родственных связей не платили за службу землей. Поэтому не возникала и частная собственность на землю. Низший правящий слой в общинах - главы семейств, которые становились одновременно как бы администраторами. В таких условиях отделение правящего слоя от основной массы населения, превращение его в особое сословие, а тем более в класс происходило очень медленно и во многих местах не завершилось и поныне.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1013 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...