Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иран в 10-15 веках



Независимое существование Ирана под управлением Буидов было недолгим. В середине ХI в. в условиях роста местного сепаратизма, как и халифат Аббасидов, большая часть Ирана была завоевана турками-сельджуками.

В хозяйстве Ирана Х-ХII вв. отмечены подъемом. Кочевники турки мало вмешивались в экономику и не изменили земельных отношений. Зато прекратился отток налогов из страны, что происходило при Аббасидах. Появились средства для усовершенствования ирригационных систем. На казенных землях большую роль продолжали играть крестьянские общины, которые были как бы "юридическими лицами", отвечавшими за сбор налогов, налагавшимися на каждую общину в целом.

Верховная власть государства на землю не исключала мюльков, но государство сохраняло право взимать с мюльков ренту. Мюльки могли покупать у разорявшихся мелких и средних землевладельцев другие, в том числе и купцы. В экстренных случаях мюльки могли быть конфискованы в пользу казны. То есть, хотя и происходило перераспределение земельной собственности, и формировался слой новых земельных собственников, их положение было непрочным. Над всеми ими нависало государство.

Сохранилась раздача икта знатным и военным чинам. Это привело еще в IХ-Х вв. к сокращению казенных земель. В ХI в. распространились вакуфные (церковные) владения. В ХI-ХIII вв. многие мюльки переходят в икта, то есть во временные владения. Но постепенно возобладала обратная тенденция распространения на икта наследственных прав. При этом икта раздавалась не только тюркским феодалам, но и местным, что стабилизировало обстановку.

В условиях постепенного усиления доли земель у разных групп правящего сословия уменьшалось число свободных крестьян. Если в Х в. они еще были, то затем оказались в той или иной степени зависимости, чаще - в поземельной, ибо крепостного права в Иране, как и почти везде на Востоке, не фиксируется. Тем более, что нормы мусульманского права - шариата - не допускали юридического прикрепления крестьян и они оставались лично свободными.

Политическая обстановка при сельджуках характеризовалась соперничеством между военно-феодальной верхушкой пришлых тюркских племен и оседлой иранской аристократией. Эта борьба выражалась в мятежах, сепаратизме и распрях в борьбе за трон. В таких условиях сельджукская власть постепенно слабела. В 1185 г. земли сельджуков стали постепенно завоевывать войска хорезмшаха, а в 1194 г. они завоевали почти весь Иран. Но в 1219 г. на Среднюю Азию напали монголы и ситуация резко изменилась.

В 1220 г. полководцы Чингизхана Джэбэ и Субэтэй прошли через Северный и Центральный Иран. В Иране военачальники Чингизхана оказались, в общем-то, случайно, в поисках бежавшего туда хорезмшаха Джелал-ад-Дина (1220-1231).. Иран серьезно сопротивлялся, ибо это было нападение иного этноса с совершенно иной культурой и бытом (в отличие от более близких соседей - арабов и тюрок). Покорение Ирана затянулось до 1256 г., когда монголы взяли и центр исмаилитов Аламут, и разгромили их государство. Это совершил внук Чингизхана Хулагу-хан. В 1258 г. он же завоевал Багдад и окончательно ликвидировал халифат Аббасидов. В 1261 г. он принял титул ильхана (хана племени) и возглавил улус (удел), его часто называют государством Хулагидов или ильханов.

Положение в стране, естественно, резко ухудшилось. Была уничтожена и уведена в рабство масса людей, надолго разрушена оросительная система. Захватчики специально опустошали земли и уничтожали местное население. Ибо у монголов было всего около 200 тысяч воинов - явно недостаточно для контроля за огромной территорией, монголы были заинтересованы в грабежах, а не в хозяйственной деятельности на новых для них землях - обычная тактика кочевников.

Но постепенно завоеватели оказались вынужденными передавать управление в руки местной иранской гражданской бюрократии, хотя и под контролем своих представителей ((баскаков). В итоге постепенно положение местных феодалов стало восстанавливаться. Сохранялось и положение церковного землевладения (вакфов). Ибо монголы-шаманисты оказались веротерпимыми и предпочли использовать авторитет исламского духовенства для стабилизации положения.

Во второй половине ХIII в. земля была распределена между государственными владениями, землями ильхана и его семьи, частными владениями (мюльк) монголов и местных феодалов, вакфами. Часть государственных земель раздавались в икта.

С крестьян собиралось 15-30 видов поборов и повинностей. За церковные недоимки семьи обращались в рабство. Власти также ввели бераты - грамоты, которые давали право на получение жалования с определенной области или селения, причем вне зависимости от того, платили ли там подати. Это время наиболее бесправного положения крестьян во всей истории Ирана. Если шариат не признавал крепостного права, монголы его ввели.На менее многочисленных частных землях положение крестьян было лучше из-за заинтересованности в них землевладельцев. В итоге началось бегство крестьян с государственных земель.

В городах был введен неизвестный ранее налог - тамга. Ремесленники и купцы были обязаны продавать товары по цене, ниже рыночной, а платить за продовольствие горожане были вынуждены в 4-5 раз дороже цен рынка.

В конце концов, разорение народа стало настолько очевидным, что ильхан Газан-хан (1295-1304) был вынужден начать перемены. Он снизил ряд налогов. Чтобы сблизиться с местной знатью, он принял ислам и вернул ему статус государственной религии, стал проводить политику веротерпимости. Во внутренних реформах ильхана большую роль сыграл его везирь Рашид-ад-Дин Фазмуллах Хамадини - врач, ученый-энциклопедист, в том числе историк, богослов, финансовый чиновник. Он попытался восстановить иранское хозяйство. Для этого был введен твердый налог-рента. В итоге появились фиксированные налоги в деньгах и долях урожая, было запрещено требовать с населения сверх установленного. Монгольским воинам теперь раздавали земли в икта с разрешением передавать по наследству, но без права продажи и отбирали их при плохом несении службы. Было подтверждено, однако, закрепощение крестьян. Сохранялись и рабы. В сельском хозяйстве они обрабатывали земли феодалов. Были введены льготы за обработку запустевших земель. Сохранились, естественно, вакфы.

Изменения коснулись и городов. Прежде власть опиралась только на крупных купцов-откупщиков. А вся тяжесть налогов ложилась на основную и не самую богатую часть горожан, которых вынуждали залезать в долговую кабалу к ростовщикам и это приняло угрожающие размеры. Газан-хан запретил ссуды и освободил должников от выплаты процентов и даже от долгов. Стали часто отменять или уменьшать налоги. Были введены единая монетная система, единая система мер и весов. Рабов-ремесленников переводили на оброк.

В условиях усиления внешних врагов растет сепаратизм, обостряются конфликты с укрепившимся за годы реформ иранскими землевладельцами и чиновниками. Увеличивается роль икта, раздававшейся монгольской кочевой знати, особенно в первой половине ХIV в. Тогда же стали расти и мюльк, и вакф. Всё это происходило за счет государственного земельного фонда, что вело, естественно, к ослаблению центральной власти, для укрепления которой и вводил реформы Газан-хан. Одновременно происходила концентрация земель у крупных феодалов за счет изъятия мелких мюльков (насилием, а также по суду, если во время смут и войн гибли документы). Это приводило и к расширению круга закрепощенных крестьян (государственные крестьяне были лично свободными). Прежняя сельская община, сохранявшаяся прежде всего на государственных землях, в первой половине ХIV в. распадалась.

В этих условиях в западной части Хорасана в 1337 г. вспыхнуло антимонгольское восстание. Восставшие легко овладели городом Сабзевар, разгромили ополчение хорасанских эмиров, а себя стали называть сарбердарами (обреченными на виселицу). В 1378 г. лидер сарбердаров Масуд получил титул султана. Затем сарбердары разделились на умеренных (землевладельцев) и радикальных (ремесленники и крестьяне). Но внешне все они сохранили отрицание богатств.

Постепенно территория нового государства расширялась за счет монгольских областей. В 1353 г. монгольский хан пригласил сарбердарского эмира Яхья Кераби для заключения мирного договора (возможно, рассчитывая его убить). Но эмир пришел с 300 (или 1000) воинами и через 3 дня пира сам организовал убийство хана. Так было ликвидировано монгольское государство. Но затем, как водится, в среде самих сарбердаров началась грызня между умеренными и радикалами. После первоначальной победы умеренных, радикалы восстали, правитель сарбердарского государства был вынужден обратиться за помощью к возвысившемуся в Средней Азии монгольскому завоевателю Тимуру. Тот в 1383 г. захватил сарбердаров и 2000 из них замуровал живыми, а вскоре покорил весь Северный Иран.

После смерти Тимура в 1405 г. и распада его государства весь ХV в. в Иране царила раздробленность. Существовало несколько недолговечных тюркских и монгольских государств. Непрочность государств обуславливалась господством в них кочевой знати. Отсюда - слабость экономических связей и вообще - новый хозяйственный упадок.

Во второй четверти ХV в. в Южном Азербайджане усилилось влияние наследственных духовных феодалов - тюрок-шиитов из рода Сефевидов, "святое происхождение" и, отсюда, ореол божественности облегчил притязания Сефевидов на шахский трон. Их поддержали многие тюркские кочевые племена, исповедывавшие шиизм, их назвали кызылбаши. В 1499 г. кызылбаши объявили своим главой юного Исмаила Сефевида, подчинившего Азербайджан. Затем, в 1502 г. Исмаил занял Тебриз и провозгласил себя шахиншахом Ирана, а шиизм стал там государственной религией. Так появилось государство Сефевидов, просуществовавшее до 1736 г.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1977 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...