Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Манассия



В 4 Книге Царств 21:1–9 показаны все слабости Манассии, и летописец лишь под- черкивает их. Манассия представляет собой полную противоположность своему отцу, подобно тому, как было с Иоафамом и Ахазом: сначала хорошо, потом плохо, затем очень хорошо и очень плохо. Но летописец рисует иную картину. Он рассказывает о покаянии Манассии и вместо долгих последствий полностью плохого царствования показывает немедленные результаты его первой недоброй половины. В течение од- ной его жизни он прослеживает модель Ахаза, за которой следует модель Езекии, от- ражающая то, что ранее произошло с Саулом, после которого пришел Давид, а из бо- лее поздних времен — время пленения, после которого наступил период восстановле- ния.

33:1—9 Грех Манассии. Столь долгое царствование (даже дольше Озии) можно расценивать как знак Божьего благословения. Такая продолжительность может пока- заться даже несоответствующей невиданному нечестию Манассии, о чем рассказыва- ется в 4 Книге Царств. Неудивительно, что летописец добавляет стихи 11–20 к изло- женному в 21–й главе 4 Книги Царств. Но сначала он представляет Манасию еще худ- шим царем, чем его дед Ахаз с его занятиями колдовством и оккультизмом, закрыти- ем Храма, теперь еще и оскверненного (ср.: Втор. 18:9–13). Нет сомнений, что практи- ка подобного рода была не просто извращением, но рассматривалась как религиозное средство для достижения политических целей — укрепления позиций Манассии. Он не понял урока истории, что таким путем можно потерять землю (2, 8), он даже пре-


взошел хананеев в своем саморазрушительном безрассудстве (9).

33:10–20 Покаяние Манассии. Грех Манассии был так велик, утверждает Кни- га Царств, что сделал неизбежным разрушение Иудеи и Иерусалима, которое произо- шло через пятьдесят лет после его смерти (4 Цар. 23:26–27; 24:3–4). Летописец, более заинтересованный в немедленных последствиях, после сообщения об отказе Мана- ссии обратить внимание на Божье предупреждение (10) сразу переходит к рассказу о последовавшем унижении (11). Эта сцена кажется предостережением, прообразом тех событий, когда Вавилон, став могущественной империей, уведет многих израильтян в плен на долгие годы. Было предложено множество ответов на вопрос, когда же Мана- ссия, вынужденный в течение длительного времени своего царствования признавать Ассирию в качестве своего господина, вышел из–под его контроля и был наказан.

Реформы, которые последовали за его покаянием, являются типичным признаком благословений (14—17). Текст его молитвы (18—19; ср.: ст. 13) теперь утрачен,

«молитва царя Манассии» в апокрифах — это сочинение более позднего периода. Тес- но связаны с вопросом покаяния слова Павла о Божьей милости «грешникам, из ко- торых я [Павел] первый» в 1 Послании к Тимофею 1:15–16.

Аммон

Сообщение об этом царствовании самое короткое в книгах Паралипоменон, не бо- лее чем приложение к предшествующему разделу. Аммон сводит на нет все доброе, что сделал Манассия за свои последние годы, и задачей его сына Иосии станет испра- вление того зла, которое сотворил Аммон в свое царствование. В Книге Царств Аммон просто добавляет к грехам Манассии собственные, а Иосии приходится исправлять все злые последствия обоих царствований. О заговоре, отмеченном в стихе 24, не из- вестно ничего более определенного, как и о народе земли из стиха 25.

Иосия

В этом рассказе об Иосии, столь же обстоятельном, как и в Книге Царств (4 Цар. 22:1 — 23:30), иные акценты, хотя обе книги рассматривают Иосию как великого че- ловека. В Книге Царств все его реформы сводятся к обнаружению «книги закона». Знаменитое празднование Пасхи упомянуто кратко, но сам Иосия представлен вели- чайшим из иудейских царей и высшей точкой в истории развитии Иудеи (4 Цар. 23:25). Но для летописца более значимым является царствование Езекии, после кото- рого Иудея уже стала катиться по наклонной. В то же время он не может не дать высо- кой оценки прочим деяниям Иосии и добродетелям его (35:26), а они проявились за- долго до обнаружения книги в Храме.

Даты, указанные в 34:1–8 (восьмой, двенадцатый и восемнадцатый годы царство- вания Иосии), поднимают вопрос, есть ли в книгах Царств и Паралипоменон разно- чтения по поводу того, когда именно начались его реформы. Комментаторы не могут прийти к единому мнению о том, какая книга строго придерживается хронологии, а какая определяет даты лишь примерно. В любом случае фоном для всех событий является ослабление Ассирии, что дало Иосии большую свободу действий, уменьши- ло давление на Иудею (навсегда или на время; ему весьма недоставало

«всеизраильской» солидарности, которая была в дни Езекии) и привело к восстано- влению мощных империй, так что Египет и Вавилон скоро стали силой, с которой приходилось считаться (35:20–21; 36:5–6).

34:1–13 Иосияреформатор. Летописец дополнил 4 Цар. 22:1–7 двумя аспек- тами: он подчеркнул благочестивый характер Иосии еще до того, как он начал ре-


монтные работы в Храме, и отметил ту тщательность, с которой он работал. Даже Езе- кии не досталось похвал за столь ревностное благочестие (2). Слова будучи еще отро- ком несомненно указывают на личные поиски Бога еще до того, как ему исполнилось двадцать лет (в двенадцатый год, 3). Его ранние реформы имели далеко идущие по- следствия (4—7); ассирийские владыки северного Израиля стали испытывать давле- ние на других фронтах и не могли препятствовать распространению власти Иосии (6). Летописец видит производителей работ и музыкантов как равноправных служите- лей в Божьем доме (9–13).

34:14–33 Обнаружение книги закона. Обнаружение книги закона Господня могло быть наградой за верность Иосии. Мы не знаем, в течение какого времени кни- га отсутствовала и что это была за книга. Большинство исследователей придержива- ются мнения, что это была часть Второзакония, 12, 16, 27 и 28–я главы которой тесно связаны с тем, о чем здесь рассказывается. Может быть, в нее входило многое из То- ры, первых пяти книг нашей Библии.

Признаком выдающегося характера Иосии (ср.: ст. 2) является то, как настойчиво искал он слова Божьего (21). Ответ пророчицы Олданы (23—28) звучит необычно: произнесенные проклятия (Втор. 27–28, а также Лев. 26) относятся к грехам, совер- шенным до того, как начал править Иосия (25), а наказание за эти грехи должно про- изойти после смерти Иосии (28). Иосия положен будет в гробницу в мире, не увидев падения Иерусалима, хотя он и умрет от ран, полученных в сражении (35:23–24). Но народ не получит пощады, его сердце не было подобно сердцу его царя. Весь народ

(30) — словосочетание, часто встречавшееся в повествованиях о более ранних цар- ствованиях, показывало общее устремление, а теперь этому народу велят подтвер- дить свое желание служить Богу (32–33).

35:1–19 Празднование Пасхи. В 4 Книге Царств всего три стиха уделено этому знаменательному событию (4 Цар. 23:21—23).

Для Иосии этот праздник стал совершенно естественным завершением только что обновленного завета между Израилем и Господом (34:29—32). Царь стремился к то- му, чтобы были соблюдены все необходимые ритуалы и выдержано правильное время (1—4). Странное замечание (3) об установлении ковчега в Храме (когда же его выне- сли из Храма? почему не вернули раньше?) может означать преднамеренный повтор первоначального открытия скинии или Храма. Летописец считает Езекию величай- шим царем, но тщательный подсчет огромного количества жертвенных животных, приготовленных Иосией для праздника, свидетельствует, что этот дар был еще более щедрым, чем дары Езекии (6–9). Церемонии, организованные Иосией, были взяты из времен Моисея (12), а не только Давида (15), и потому этот праздник стал уникальным событием во всей истории монархии (18).

35:20–27 Смерть Иосии. Другой информацией, отсутствующей в 4 Книге Царств 23:29–30, является утверждение, что смерть Иосии, наступившая тринадцать лет спустя, была связана с его непослушанием, хотя и при странных обстоятельствах. Кархемис (20) должен был стать местом встречи между ассирийцами и их египетски- ми союзниками, пытавшимися помешать росту могущества Вавилона. Был ли прав Иосия в своей попытке встать на сторону одной из держав или нет, но обращение еги- петского фараона представлено как слово от Бога (22; подобные слова через других ораторов ср.: 36:23; 4 Цар. 18:25; Ин. 11:49–52). Это слово должно было каким–нибудь образом получить подтверждение, чтобы Иосия обратил на него должное внимание.


Его смерть вызвала в народе глубокую скорбь.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...