Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторический фон. Поскольку книги Ездры и Неемии относятся к историческим повествованиям, то для лучшего понимания их роли в создании библейской истории в целом необходимо



Поскольку книги Ездры и Неемии относятся к историческим повествованиям, то для лучшего понимания их роли в создании библейской истории в целом необходимо пролить некоторый свет на современную им обстановку и представить более широ- кую панораму тех событий, с которыми они связаны.

Книги Царств излагают долгую историю Израиля и Иуды. Независимое существо- вание Израиля закончилось в 722 г. до н. э., когда Ассирия окончательно поглотила его, сделав частью своей империи (4 Цар. 17). Маленькое же царство Иуды во главе с преемниками Давида и столицей в Иерусалиме просуществовало в течение последую- щих 150 лет как самостоятельное государство, которому пришлось пережить разное. Однако важно помнить, что все сведения о более раннем периоде царства Израиль до- шли до нас, скорее всего, через этот канал.

В 587 г. до н. э. Иуду постигла участь северного соседа — Израиля, но Иудея попала уже в руки Вавилона, который к тому времени вытеснил Ассирию и стал доминирую- щей мировой империей. Трудно преувеличить те огромные разрушения, которые принесло с собой вавилонское завоевание. Множество людей, особенно из высших слоев, были отправлены в вавилонский плен. Храм, так долго служивший центром религиозного единения народа, был разрушен до основания, а его сокровища переве- зены в Вавилонский храм. Царь Седекия был низложен (4 Цар. 25:7), как ранее его предшественник Иехония (4 Цар. 24:15), и царская власть, на которую возлагались та- кие большие надежды со времен царя Давида (2 Цар. 7), просто перестала существо-


вать. Страна же превратилась всего лишь в далекую провинцию Вавилонской импе- рии. При таком полнейшем крушении всех основных институтов государства могло создаться впечатление, что Иуда, а вместе с ним и религия его народа, навсегда исчез- ли с лица земли, то есть, что его постигла участь нескольких других соседних с ним го- сударств. В Книге Плач Иеремии отражено это чувство безысходности и отчаяния.

Мы очень мало знаем об Иуде в Вавилоне в течение следующих 50 лет, то есть во время, которое принято называть периодом плена. Однако известно, что среди пле- ненных изгнанников были те, кто не только разрабатывал стратегию физического и социального выживания, но и (что более важно) понимал, что Бог не перестал суще- ствовать вместе с падением их царства. Огромным богословским достижением было осознание того, что эти катастрофические события не только не противоречили Его воле, но фактически были продиктованы ею. Понимая это и пытаясь усвоить болез- ненные уроки прошедшего, по меньшей мере некоторые из пленных иудеев науча- лись читать и сохранять свои священные писания и даже пополнять их, сознавая свою ответственность перед будущим.

538 г. до н. э. — год, с которого начинается Книга Ездры, — принес с собой не толь- ко значительные перемены в судьбе находящихся в изгнании иудеев, но многое изме- нил и на всем древнем Ближнем Востоке. Кир, царь персидский, быстро поднявшийся на вершину власти и только что совершивший целую серию крупных завоеваний, триумфально вошел в Вавилон и стал безусловным правителем всех его прежних вла- дений. Персидская империя, таким образом, стала крупнейшей мировой державой и оставалась ею в течение последующих двух столетий. Цари ее в различные периоды контролировали территорию, простиравшуюся от Египта до Индии. Разумеется, успех не всегда сопутствовал им. Были периоды крупных волнений внутри страны; не все- гда удавалось удерживать в своей власти Египет, а некоторые сражения между Перси- ей и соседней Грецией даже стали легендами. Кроме того, не все персидские цари бы- ли так же удачливы, как Кир, Дарий и Артаксеркс, о которых рассказывают нам книги Ездры и Неемии.

В связи с этим необходимо учитывать два существенных момента. Во–первых, тер- ритория Иуды представляла для персов большой интерес из–за стратегически важно- го для Персии местоположения вблизи неспокойных границ Египта. Несомненно, со- хранение лояльности населения по отношению к империи в этом регионе было осо- бой заботой персов. Во–вторых, когда это отвечало их интересам, персы, чтобы зару- читься доверием подвластных им народов, практиковали предоставление им статуса местной автономии, как религиозной, так и юридической. Разумеется, при необходи- мости они могли быть не менее решительны и жестоки, чем ассирийцы или вавило- няне, однако в отношении репатриации их политика была более либеральной, о чем свидетельствует Книга Ездры.

Как мы вскоре увидим, библейских авторов не занимали такие глобальные про- блемы. Однако эти проблемы в значительной степени окрашивают их отношение к международной политике и, что более важно, создают ту реальность, в которой дей- ствовали люди, о коих авторы повествуют. В своих практических действиях и в своих


планах они были ограничены конкретными условиями, поэтому мы не можем ожи- дать от них больше того, что они смогли выполнить. Национальная независимость, видимо, казалась им далекой мечтой. Главное, что необходимо было сделать в то вре- мя, — это утвердить свои религиозные принципы в совершенно новых обстоятель- ствах, адаптироваться к новой реальности — реальности существования небольшой религиозной общины под рукой мощной империи.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 333 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...